«Ф-1» выбрала топ-10 самых сексуальных болидов: 0 машин из 2000-х, две «Феррари» и по одному «Макларену» и «Мерседесу»
Максимально олдскульный рейтинг.
«Формула-1» – мастер спорных и вызывающих войны в комментариях рейтингов: практически каждый их топ по результатам Гран-при получает резолюцию вроде «совсем их эксперты с ума посходили».
Но временами журналисты официального сайта и ютуб-канала серии идут еще дальше – и замахиваются на нечто вечное и одскульуное. Вот отличный пример – необычная подборка десяти самых сексуальных машин в истории чемпионата: без единой машины после 92-го и с огромным количеством старых «гробов на колесах».
10. «Уильямс» FW14B 1992 года
FW14B – модернизированная версия FW14, которую «Уильямс» использовал в 1991-м. Спроектированный Эдрианом Ньюи болид стал самой революционной машиной «Формулы-1» своего времени благодаря активной подвеске – только «Уильямс» использовал технологию во всех гонках.
Благодаря новому болиду Найджел Мэнселл выиграл титул, а команда забрала Кубок конструкторов – и это после сезона-1991, который Найджел начал с трех сходов и второго места. Через год Иль Леоне оформил пять побед подряд (всего 9).
Модель оказалась так успешна, что «Уильямс» даже отказался от использования полностью электронной FW15, подготовленной к середине сезона-1992. В 2019-м одно из шасси «Уильямс» FW14B продали на аукционе за 3 млн евро, а еще через год Себастьян Феттель купил чемпионский болид «Уильямс» Найджела Мэнселла примерно за сравнимую сумму.
9. «Феррари» 156 1961-1963 годов
«Феррари» 156 (официально Tipo 156) – автомобиль, который принес единственное чемпионство американцу Филу Хиллу.
Авто 1961 года выделялось необычным раздвоенным воздухозаборником – его называли «акульим носом». Но главная мощь скрывалась внутри: 6-цилиндровый двигатель выдавал 200 лошадиных сил при объеме в 1,5 л.
«Феррари» доминировала, Хилл выиграл, но сезон закончился трагедией. В Италии американец взял титул, когда его напарник Вольфганг фон Трипс на втором круге столкнулся с Джимом Кларком. Болид немца взлетел, гонщика выбросило из кокпита, и он разбился насмерть. А болид влетел в зрителей и унес 15 жизней.
8. «Джордан» 191 1991 года
Машина новенькой ирландской команды легендарна как минимум тем, что на ней в «Формуле-1» дебютировал Михаэль Шумахер. «Джордан» позвал молодого немца вместо Бертрана Гашо, угодившего в тюрьму после потасовки с таксистом. Михаэль проехался на 191 лишь дважды: на тестах в Сильверстоуне и через неделю на Гран-при Бельгии. После успешной квалификации (седьмое место) Шумахера увел «Бенеттон».
А «Джордан» 191 получил награду британского журнала Autosport как лучший гоночный автомобиль 1991 года.
Кстати, фирменный зеленый на болид нанесли благодаря контракту с 7UP, подписанному из-за сорванного турне Майкла Джордана, а также сделки с ирландским правительством – команда презентовала страну и ее открытость миру и высоким технологиям перед каждым Гран-при.
Первую машину Михаэля Шумахера в «Ф-1» покрасили в зеленый из-за сгоревших волос Майкла Джексона
7. «Макларен» MP4/4 1988 года
В 1988-м «Макларен» собрал идеальный состав: еще не поругавшиеся Айртон Сенна и Ален Прост, новые турбодвигатели «Хонды» и инновационное шасси MP4/4.
Сезон получался невероятно легким: 15 побед в 16 Гран-при, десять дублей (первое и второе место на финише) и 25 подиумов (из 32). Команда не вообще не попала на подиум только в Монце: Прост сошел из-за отказа двигателя, а лидировавший Сенна за полтора круга до финиша неудачно наткнулся на кругового.
В конце сезона Прост набрал больше очков, но уступил чемпионство Сенне из-за нюансов регламента: тогда учитывались только одиннадцать лучших результатов. А машина стала одной из самых доминирующих и красивых в истории «Ф-1», закрепив преимущество карбоновых шасси.
6. «Мерседес» W196R 1954-55 годов
У W196 было две версии – с открытыми и закрытыми колесами. Но речь прежде всего о базовом варианте для Гран-при – Хуан Мануэля Фанхио и Стирлинг Мосс выиграли 9 из 12 гонок, в которых участвовал этот болид. А Фанхио дважды становился чемпионом.
В нем использовали двигатель, основанный на технологиях «Даймлера», перекочевавших из самолетов времен Второй мировой. Но после сезона-1955 «Мерседес» ушел из автоспорта из-за страшной аварии во время «24 часов Ле-Мана»: гонщик Пьер Левег влетел в толпу и забрал с собой жизни 83 человек. Чудом не угодил в аварию и Фанхио, который тоже пилотировал «Мерседес» и следовал за Пьером. В итоге до 90-х концерн вообще не связывался с автоспортом в качестве активного участника.
5. «Брэбэм» BT52 1983 года
Чемпионский болид Нельсона Пике вышел не очень удачным, но выделялся на фоне других болидов сезона-1983 своим носом и формой. Его конструировали в авральном режиме: ФИА запретила использование граунд-эффекта, потому «Брэбэм» свернул разработку предыдущей модели и занялся этой. Легендарному Гордону Маррею пришлось переделывать концепт и строить новые болиды за шесть недель.
И получилось! Для Пике болид выдался очень успешным: три победы и титул.
4. «Хонда» RA271 1964 года
Болид, который появился в качестве мести «Лотусу». Соитиро Хонда пришел в «Ф-1» на волне успеха в мотоспорте – и сперва предложил двигатель именно действующему чемпиону серии. Но англичане отказались: мотор не подошел для их монокока. Хонда психанул и решил создать собственный болид. Так и появился RA271 – единственный экземпляр в своем роде.
В отличие от многих других болидов из этого рейтинга, эта «Хонда» так и не добилась успеха. Ее хватило всего на три заезда, каждый из которых закончился сходом.
3. «Лотус» 98T 1986 года
Этот «Лотус» пришел на смену 97T для 1985-го. Тот использовал двигатель «Рено», но в новом сезоне в «Лотус» пришли мотористы из «Хонды».
С ними болид оказался довольно быстрым (в паддоке даже предполагали, что он не соответствует регламенту), и Айртон Сенна с ним взял ровно половину поулов, но вот с надежностью были проблемы: реализовал поул-позицию бразилец только дважды.
2. Eagle MK1 1966-го
Болид, сконструированный Леном Терри и Дэном Герни для команды Anglo-American Racers, считают одним из самых красивых в истории автоспорта. И не зря.
Его использовали в течение четырех сезонов в трех разных командах, но без особых успехов – победили на нем лишь однажды. Зато она вошла в историю: в 1967-м Дэн Герни стал всего вторым в «Ф-1» победителем Гран-при на болиде собственной конструкции. И то первое место до сих пор остается единственным для американского автомобиля.
1. «Феррари» 640 1989 года
Кто бы сомневался – на первом месте Скудерия. Это первый болид итальянского конструктора, который разрабатывал Джон Барнард – сверхпрогрессивный инженер первым в «Ф-1» поставил в 640-й семиступенчатую коробку передач.
Правда, трансмиссия оказалась не очень надежной. Хоть и быстрой – Найджел Мэнселл доезжал до финиша хоть и редко, но исключительно в тройке. Но вдвоем Мэнселл и Герхард Бергер не закончили ни одного Гран-при. Причем первые 11 гонок сезона для австрийца вообще стали катастрофой – только на 12-м Гран-при он увидел клетчатый флаг.
Феттель выбрал топ-10 любимых болидов «Формулы-1». И не включил ни одного своего
Фото: globallookpress.com/Thomas Zimmermann/imago-images.de, imago sportfotodienst, Sutton Motorsport Images/Imagestate; global.honda; commons.wikimedia.org; Gettyimages.ru/Mike King/Allsport, Mike Powell/Getty Images, Keystone, Simon Bruty/Allsport, Pascal Rondeau/Allsport