7 мин.

В «Ф-1» раскрасили болид под флаг России – в американской команде с Миком Шумахером. Ради скандального новичка и €20 млн его отца

Бан символики не помешал.

В 2021 году «Формула-1» задала тренд на национальную идентичность и возвращение к истории. «Рейсинг Пойнт» превратился в «Астон Мартин» и вернул «британский гоночный зеленый», «Рено-Альпин» снова выкрасила машины в фирменный Bleu de France.

Новый «Астон Мартин» в «Ф-1» – образец стиля. Величественный зеленый болид смоет тоску по розовой машине 2020-го

Команда Алонсо и Квята в «Ф-1» вернула в Гран-при культовый гоночный цвет Франции. Лазурный болид обречен на узнаваемость

В Сильверстоуне накрыли машину огромным «Юнион Джеком» перед презентацией? Французы сделали триколор центральным элементом дизайна? «Хаас» удивил всех: маленькая команда из Северной Каролины внезапно подготовила самую русскую ливрею в истории человечества. 

Точнее, «Уралкалий Хаас» – так теперь официально называется американская организация с русскими деньгами, пилотом и титульным спонсором.

Как с трехцветным болидом связаны Мазепины?

Перед сезоном-2021 «Хаас» радикально обновился: вместо Ромена Грожана и Кевина Магнуссена взяли пилотов «Формулы-2» Мика Шумахера и Никиту Мазепина. Российский гонщик – сын миллиардера Дмитрия Мазепина, и отец парня уже помогает с решением финансовых проблем. По сведениям Corriere dello Sport, инвестиции владельца «Уралхима» и «Уралкалия» составят 20 миллионов евро в год.

Теперь ясно, что получил Мазепин-старший за свои деньги: не только место для сына, но и титульное спонсорство и патриотичный болид.

Американцы перекрасили не только машину, но и лого – здесь тоже триколор и огромный «Уралкий», доминирующий над скромной надписью «Хаас».

О проблемах аутсайдера с деньгами босс Гюнтер Штайнер говорил еще в прошлом году: даже всерьез рассматривался вариант с уходом из «Ф-1». Но, пожалуй, весь масштаб кризиса мы осознали только сейчас – после презентации. Недавно менеджер нового русского пилота Оливер Оукс прямо заявлял, что без финансов Мазепина «Хаас» вряд ли выживет – похоже, он не шутил.

Все о команде нового русского в «Ф-1»: аутсайдер из США с микробюджетом, бизнес-инновациями, связями с «Феррари» и Шумахером

Общий пул спонсоров и правда сократился до неприличия: помимо «Уралкалия», на болиде присутствуют только наклейки телекоммуникационной компании 1&1 (сотрудничает с дортмундской «Боруссией» и Миком Шумахером). Для сравнения, «Макларен» поддерживают 35 партнеров!

Разумеется, качество спонсоров важнее количества, однако в «Формуле-1» традиционно каждый сантиметр поверхности болида – ценный актив, так что вызывающе голая ливрея выглядит тревожно. Похоже, на положении «Хааса» на рекламном рынке сказываются скандалы, в которые попадет Никита: после видео, где он хватает девушку за грудь, пилоту припомнили и удар в лицо Каллума Айлотта, и опасную для соперников аварию в Сочи в «Ф-2», и агрессивный пилотаж. Десятки тысяч болельщиков даже подписали петицию с требованием убрать новичка из «Ф-1», каждый пост «Хааса» о нем вызывает негатив – вряд ли компании мечтают связываться с таким спортсменом. Даже несмотря на сына семикратного чемпиона мира в напарниках!

Мазепина после скандала с непристойным видео спасают подозрительными статьями. Аргументы там – просто стыд

Команде Мазепина в «Ф-1» уже не замолчать историю с непристойным видео: Никита удалил извинения, фанаты требуют увольнения

А разве флаг не запретили в «Формуле-1»?

Ирония ситуации заключается в бане WADA: Мазепин не сможет использовать флаг или гимн страны, ведь «Формула-1» имеет статус чемпионата мира. Правда, запустить гимн на подиуме Никите и не грозило: машины практически не поменялись с прошлого года, поэтому «Хаас», вероятнее всего, с огромным трудом наберет пару очков – о победах и речь не идет. А вот флаг обычно везде: на боксах, в графике трансляций, на болиде рядом со шлемом.

Разумеется, после показа такой ливреи возникли предположения о своеобразным троллинге чиновников: «Вы можете запретить флаг на болиде – как насчет болида в виде флага?»

Босс коллектива все опровергает – оказывается, чудо-дизайн придумали еще в 2020-м:

«Мы не обходили никаких правил и пришли к такой ливрее уже в прошлом году – до того, как WADA приняла решение по поводу флага России.

Очевидно, мы не можем использовать флаг России сам по себе, но цвета флага на болиде не запрещены. В конечном счете демонстрировать флаг нельзя атлету, а не команде, и у нас американский коллектив».

Об одобрении дизайна Международной автомобильной федерацией (ФИА) сообщил главный репортер «Ф-1» Уилл Бакстон, а затем все подтвердила и команда. В «Хаасе» уточнили: спортивный арбитражный суд (CAS) запрещает флаг России, но не его цвета.

Выходит, что цветовой дизайн машины вполне легален.

В «Хаасе» кризис идентичности: американская команда с немецкой звездой пытается выглядеть русской

Если абстрагироваться от бэкграунда триколора и поговорить о дизайне, то бросается в глаза окончательная потеря идентичности «Хааса»: отказ от знакомого сочетания черного-белого-красного. Словно перед нами команда-дебютант «Ф-1». Да, американцам не впервой: в 2019-м году болид стал черно-золотым благодаря другому спонсору – Rich Energy. Правда, тот вариант по сравнению с нынешним выглядит шедевром и иконой стиля.

Машина больше не разделена в цветовом плане на две части – а ведь это тоже отсылало к американским гонкам (откуда и пришла команда). Но объединение болида в одно целое смотрится логичнее для самой «Ф-1».

Кстати, в твиттере «Хаас» лаконично позиционирует себя как «американскую команду «Ф-1». И флаг США нанометрового размера гордо реет под буквой S:

При этом с медийной точки огромное внимание приковано к Шумахеру: забавно, что первые шаги на высшем уровне сын легенды проведет с маленьким немецким флажком рядом со своей фамилией – в российском флаге-болиде.

Что хотел сказать «Хаас» помимо очевидного желания сделать ливрею максимально русской? Непонятно. По сравнению с прошлым годом дизайн стал более угловатым – раньше линии в нем не пересекались, заметный угол был только на плавнике. Теперь глаз все время цепляется за триколор, который имеет четкую форму и изгибается. Та же «Рено-Альпин» показала, как изящно вплетать национальные символы в дизайн – «Хаас» же решил действовать по принципу «флагов много не бывает».

Не спасают и редкие улучшения. Надпись с названием команды выровнялась и перестала заваливаться вперед, но красные буквы (хоть и с белой обводкой) на красном фоне выглядят неконтрастно. Если не обращать внимание на расцветку (да, это сложно), ливрея ничем не выделяется. Но благодаря инфоповоду и семье Мазепиных о ней уже не забудут никогда. 

Ливрею полюбили отечественные эксперты

Несмотря на преобладающее недоумение в соцсетях по поводу смелого хода «Хааса», многие болельщики похвалили дизайнера Брэндона Сибера за ретро-стиль. Помогает и почти полное отсутствие спонсоров: для современной «Ф-1» это явный минус, зато чистый от наклеек болид и прямолинейный дизайн навевает дух старой эпохи.

А российские голоса «Формулы-1» вообще в восторге от расцветки.

«Машина ровно такая, какая должна быть. Приятно. Хороший день сегодня с визуальной точки зрения, «Хаас» нас сильно порадовал. Дай бог, поедет неплохо», – заявил комментатор Алексей Попов.

Его коллега Владимир Башмаков выразился еще категоричнее:

«Однозначно лучшая ливрея!»

Сложно понять, такой ли Мик Шумахер представлял себе первую машину в «Ф-1» – гонщик обычно высказывается обтекаемо и политкорректно. Ответ на вопрос о ливрее не стал исключением:

«Цвета меня не беспокоят. Пока машина быстрая, я не против. Болид очень приятный, и я рад видеть номер 47 на нем».

Проблема в том, что «Хаас» не будет быстрым и красивым в этом году.

Чемпионы «Ф-1» превратили болид в спам. Новый «Мерседес» – лишь безвкусная реклама с мешаниной цветов

Фото: twitter.com/f1