Рейтинг ливрей болидов «Ф-1» от дизайнеров: «Феррари» – середняк, машины Квята и Райкконена – лучшие, «Мерседес» – как свитер старшего брата
Мнения профи в автоискусстве и фоторедактора Sports.ru.
Питер Стивенс – один из самых востребованных автомобильных дизайнеров в мире, но лучше всего его знают по дорожному «Макларену» F1. Но он также автор десятка других гоночных и дорожных автомобилей – а еще за карьеру разрабатывал и графику с ливреями для болидов «Формулы-1».
Первое «облачение» для топовой гоночной машины он нарисовал еще в 1978-м: «Я услышал, что «Брэбэм» заполучил нового спонсора – «Пармалат». Позвонил Берни Экклстоуну, представился и спросил, не нужны ли ему новые идеи. Он отвез меня в мастерскую, там был Лауда. Ники ходил вокруг болида, который был одновременно темно-зеленым, светло-зеленым, желтым, красным, синим, белым, золотым. Ники сказал: «Берни, черт возьми, что это? Я никогда не был за рулем машины, которая выглядит как дерьмо. А это выглядит как дерьмо».
Берни указал на меня: «Это Питер Стивенс, он придумает несколько новых цветовых схем для нас завтра к полудню». Впоследствии я нарисовал все ливери для «Пармалат-Брэбэм».
Создавая дизайны для гоночных машин, Стивенс всегда начинает с вопроса: зачем людям это? Как спонсор хочет получить выгоду?
«Одно из моих замечаний, когда я впервые взглянул на «Бенеттоны» в 1997 году: почему болид выглядит как ярмарочный аттракцион? Зачем им это? Многие идут на финансирование команд из-за высокого статуса связей с «Формулой-1», но это работает только в том случае, если автомобиль излучает качество и стиль».
После знакомства с работами Стивенса и его философии можно представить основания для его рейтинга ливрей болидов «Ф-1» 2020-го: к примеру, болид «Феррари» недостаточно просто разрисовать красным для восхищения.
1-2. «Альфа Ромео» и «Альфа Таури» – 9/10
«Альфа Ромео» не участвовала в гонках с конца 80-х, так что это должно быть очень четкое и прямое сообщение. Этот прием хорошо работает на телевидении, потому что вам нужно мгновенно воспринять то, что вы видите». Маэстро отмечает: в раскраске болида выделяется то, что и должно выделяться – белая змея с логотипа марки автомобиля.
Другая интересная деталь – оттенок красного: «Красный металлик хорошо смотрится при солнечном свете, хотя это и не совсем итальянский гоночный красный. Они придали ему металлический отблеск, чтобы сделать окраску заметной. Раньше «Альфы» были темного, «задумчивого» [Питер называет этот оттенок «brooding»] красного цвета».
Стивенс благодарит «Мальборо» – титульного спонсора «Альфа Ромео» в начале восьмидесятых – за переход от алого 1950-х к более резкому красному, который использовался в 1980-83-х.
Сравниться с болидом Кими Райкконена смогла только другая «Альфа» – «Таури».
Здесь включается немного субъективщины: «Когда тебе нравится сама команда, тебе немного больше нравится и ее графическое оформление». А «Таури» дизайнер симпатизирует: «Победа в Монце была просто нокаутом».
«Ливрея ясная и четкая, ужасно простая. Линии не пытаются нарушить форму автомобиля. Захотелось узнать, что такое «Альфа Таури», я загуглил и увидел, что это бренд одежды, принадлежащий «Ред Булл». Это привлекло мое внимание и сработало – так и нужно делать в век интернета.
Люди сразу определяют связь с «Ред Булл». Произойдет ли это с одеждой – отдельный маркетинговый вопрос, но с визуальной точки зрения это нас не волнует. Главное, что это хорошо смотрится на стартовой решетке».
Стивенс проводит параллели с перевернутыми сине-белыми ливреями «Брэбэма»: «У нас были темно-синий и белый. На белом мы изображали синее, на синем – белое. Вот и все».
У «Альфа Ромео» действительно необычный красный, который врезается в память, у «Альфа Таури» – простая, но стильная ливрея.
Лидеры рейтинга Стивенса похожи – болиды раскрашены в два цвета, один из которых – белый. У «Альфа Ромео» больше мелких деталей – логотипов спонсоров в нижней части болида, которые выглядят шумновато и не несут новой информации. На ее фоне «Альфа Таури» и выглядит уверенно и аккуратно.
3. «Ред Булл» – 8/10
«Одна из самых сильных ливрей. По работе «Ред Булл» с графикой понятно: дизайнер знает свое дело. На снимке болида сверху на элементах переднего крыла видны только буквы «ED» и «BU» – но все равно всем понятно, что это «Ред Булл». Настоящий знак успеха. И сам бык в желтом цвете тоже очень силен.
Для номера гонщика используется тот же красный цвет, что и для брендинга компании – замечательно. Концепция очень целостная и довольно хитрая, потому что удачно маскирует детали, придуманные Эдрианом Ньюи.
Но надпись «Астон Мартин» выглядит слабо на заднем крыле. Эта машина заявляет: «Ред Булл» – и внезапно заднее крыло поднимает руку и писклявым голосом говорит: «Привет, я «Астон Мартин».
Отличная метафора от Стивенса. Эти резные крылышки с мелкими деталями не вписываются в лаконичную ливрею с обтекаемыми и минималистичными формами – как будто в вашу новую квартиру в стиле лофт бабушка подарила классический бежевый стол с патиной и закругленными ножками.
Прошлогодний «Ред Булл» выглядит целостно и узнаваемо. Темная полуматовая краска – классное решение, потому что, с одной стороны, сейчас тренд на подобные текстуры, с другой – она все-таки немного отражает свет и красиво подчеркивает форму болида.
4. «Мерседес» – 6/10
«Мерседес» поменял окрас прямо по ходу сезона: на предсезонных тестах это были привычные «серебряные стрелы», но к первой гонке команда переключилась на черную цветовую схему, показывая «приверженность к продвижению разнообразия»... короче, поддержке борьбы с расизмом.
«Это стало большим сюрпризом, – говорит Стивенс. – Без сомнения, «Мерседес» силен на треке, но вы замечаете черную машину – и разум сразу говорит: «Это «Мерседес». Что мне не нравится в ливрее, так это волнистая голубая линия, которая блуждает по краю – зачем это нужно, почему она такая извилистая?
А красная наклейка Ineos на воздухозаборнике выглядит еще хуже – как что-то сделанное в последний момент. Запоздалая мысль никогда не приобретет той ценности, которая нужна «Формуле-1». Раньше я иногда работал с Гаем Эдвардсом, известным спонсорскими сделками последней минуты, так что эта наклейка сигнализирует: «О, кто-то примчался с деньгами в последний момент, ну окей, прилепим этот рекламный стикер сюда…»
Серебряные трехконечные звездочки – здорово. Но такая деталь подходит только для фото, вы не сможете разглядеть ее на трассе. Особенно на скорости».
Черные «Мерседесы» поразили эффектностью – на их фоне старая серебристая ливрея кажется невзрачной. Но самое уродливое в этой машине – даже не сама красная наклейка, а ее сочетание с бирюзовой волной: как цветастый свитер, который вы ненавидите, потому что его надо донашивать за старшим братом. несчастному стикеру просто не хватило «поддержки» – как только на болид ставят покрышки с красными ободками, их дизайн тут же дополняют красный воздухозаборник.
5. «Феррари» – 5/10
«Феррари»: кажется, покрась ее в красный – и дело сделано. Но это не так, ведь «Феррари» – это дорогая вещь на продажу. И простая покраска болида в традиционный цвет не дает тех же мощных образов, какие есть у дорожных авто из Маранелло. У них сразу видны роскошь, статус и качество.
Ливрея опирается на наклейки Shell и UPS. Логотип Ray-Ban выглядит круто, он как будто сделан вручную. А UPS выглядит именно как стикер, подрывая всю ценность композиции. Вероятно, в компании хотели, чтобы их сообщение звучало как «мы быстры и современны», а не «мы даем вам немного денег за наклейку».
Матово-красный – когда покрытие становится матовым, оно «умирает»: вы не можете прочитать форму. Это неплохо для скрытия ужасной формы болида или чего-то такого. Но в контурах есть чувственность, ощущение, что машина мощная и эффективная», – уверен Стивенс.
Правда, главная проблема ливреи – в обилии цветов. Загибайте пальцы: красный, белый, черный, желтый трех оттенков (на логотипе самой «Феррари» и спонсорских), еще и умудрились цвета итальянского флага использовать. Мельтешение перед глазами – если хотя бы все белое сделать черным, получится уже гармоничнее.
6. «Макларен»: 4/10 + 1 балл от Алисы Ефремовой
«Разочарование в том, что развертки ливреи разрабатываются агентством. Кто-то один занимается видом сбоку, другой – видом сверху, и каждый раскрашивает свою часть.
Раньше я клеил малярный скотч прямо на болид, следуя его форме. Я любил так делать, потому что потом смотрел вдоль ленты и правил ее так, чтобы она «плавно текла» по поверхности. Когда я сейчас смотрю на «Макларен», линия между синим и оранжевым и на воздухозаборнике и виде сбоку просто блуждает.
Ваша оценка этой ливреи зависит и от вашего внутреннего принятия сочетаемости синего и оранжевого. Да, это действительно хороший цветовой выбор. Но номер на плавнике сводит меня с ума! Они просто налепили его как на машину гонщика-любителя», – объяснил низкую оценку маэстро.
Я как раз из тех людей, которым очень нравится сочетание этих оттенков синего и оранжевого. С линиями есть проблемы, но их заметит только профи в автомобильном дизайне. От себя добавлю балл этой ливрее.
7. «Уильямс» – 4/10 и 0/10 от Алисы Ефремовой
«Это просто цвета на машине. Фрэнк никогда не паниковал, а ливрея символизирует панику внутри команды: «Надо сделать как-нибудь, чтобы это было какое-нибудь, добавим сюда что-нибудь».
Незадолго до старта сезона команда неожиданно потеряла титульного спонсора ROKiT. Их логотипы преобладали в оригинальной ливрее, а освободившееся пространство в основном заполнили логотипами партнеров, приведенных пилотами (в основном Николасом Латифи).
Вот только ливрея не настолько привлекательна, чтобы я пошел узнавать что-то про спонсоров. Автомобиль должен выглядеть уверенно».
Болид выглядит бедно. Окей, вы потеряли спонсора, у вас есть пространство для творчества. Вместо этого машина выглядит, как банка с дезодорантом от Rexona.
Истоки сходства очевидны – еще совсем недавно (в 2017-2019 годах) косметический бренд являлся одним из ключевых спонсоров. «Уильямс» не сильно раздумывал о внешнем виде: партнеры ушли, а цвета остались.
8. «Рено» – 3/10
«Я разочарован, потому что у «Рено» были более удачные цветовые схемы с желтым и черным. Например, когда они показали концепт болида «Формулы-1» будущего – в 2050-м – там использовали желтый просто потрясающе. А здесь выбрали самое слабое решение.
В любом случае, в новом сезоне команда переродится в «Альпин» в прекрасном голубом. Все дело в маркетинге. Правда, я не могу понять, в чем маркетинговое преимущество, если переименовать команду из «Рено» в «Альпин».
Ливрея проходная и не вызывает эмоций – в первую очередь потому, что не выглядит, как расцветка машины «Формулы-1». У «Рено» нет раскраски: есть только желтый нос, остальное – скучное черное тело. Из-за этого вид сбоку и вид спереди отличаются, как будто это два разных болида. В команде словно используют шаблон от игрушечной машинки: поменяй желтый цвет на другой – и ливрею можно будет предлагать другой команде.
9. «Хаас» – 2/10
«Забавно: передняя часть машины – черная, а задняя – белая. Она выглядит неподвижной, потому что если вы просто разделите ее на эти две части перед радиаторами, все станет черным, потому что при виде сбоку вы не видите белую полосу на носу.
Что мне нравится, так это как они скрыли странную форму носа, просто сделав его белым и темно-серым. Но со стороны виден резкий вертикальный разрыв.
Когда машина уродлива, я хочу проанализировать причину. Но другие люди просто скажут: «Она уродлива», – и не станут разбираться».
Крупные буквы, половина машины покрашена в другой цвет – все это напоминает ливреи NASCAR, откуда «Хаас» и пришел в «Формулу-1». Вместе с характерным американским визуальным стилем – лучше бы машину снова раскрасили под бэтмобиль, хоть и без скандального спонсора.
10. «Рейсинг Поинт» – 2/10
«Раздражающий розовый и непонятно зачем наклоненные буквы BWT напомнили те самые «Бенеттоны», на которые слишком много всего налепили.
Наверное, люди недостаточно серьезно думают о том, чего они пытаются достичь. Либо в BWT по довольно неясным причинам сказали «да, нам это нравится», либо кто-то из «Рейсинг Поинт» решил: «Вот на что это будет похоже». Ни то, ни другое не является веской причиной делать что-то настолько неопрятное».
С этого года команда сменила вывеску на «Астон Мартин» и, возможно, переоденется в «британский гоночный зеленый». Стивенса это беспокоит: «Зеленый плохо работает на телевидении. А еще редко (если вообще бывает) выпускаются дорожные машины в зеленой расцветке. Даже «Астон Мартин» и «Ягуар» так не делали. Это не тот цвет, который выделяется», – отмечает Питер.
То ли дело розовый. Но, возможно, яркая, веселая и необычная глава в визуальной истории «Ф-1» и правда подошла к концу.
Фото: hushkit.net; globallookpress.com/HOCH ZWEI/Pool/HAMAD I MOHAMMED, HOCH ZWEI, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI via www.imago-images.d/www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Leonhard Foeger, Don Morley, Steve Powell/Allsport
Астон Мартин не знаю, ягуаров зеленых дохрена видел.
Мерседес что черный что серебристый смотрится обалденно.
альфа ромео, белый тут лишний, типа как напоминание что это еще и заубер)
вилки юзают что есть, по мне их ливрея вильямс-бмв лучшая и самая стильная.
фуры, их ливреи конца 80-х темно красные с черными антикрыльями были лучшими
макам оранжевый все же не идет
И про рено дед неправ - жёлтый с черным смотрится просто отменно