Формула 1 – Превью сезона 2021. Часть 1: Календарь, Mercedes, Red Bull, AlphaTauri
Большое превью сезона 2021. Часть 1
После сложного и странного коронавирусного сезона 2020 года сочетавшего предсказуемые результаты с совершенно невероятным календарём и безумные гонки с ожидаемым победителем, похоже, что в 2021 году нас ждёт снова нечто подобное, только в прошлый раз это было скорее экстренной импровизацией, а теперь уже больше напоминает отработанную систему с заранее заготовленным пулом «запасных трасс». Впрочем, Гран При, вынужденно пропустившие прошлый сезон, теперь будут сильнее держаться за своё место в календаре, пропускать второй сезон подряд никто не захочет, но и не всё от них зависит.
В данный момент, официальный календарь включает 23 гонки, но одна из них не объявлена, переговоры продолжаются. Также окончательно не решена судьба Гран При Китая, который был отложен из-за карантинных мер, возможно он всё-таки будет проведёт осенью. Среди трасс, которые могут появится в календаре на свободной дате или в качестве замены другого этапа, если потребуется, сейчас называются Истанбул Парк, Портимао (Альгарве), Нюрбургринг, Хоккенхаймринг и Сепанг.
Одну вещь организаторы чемпионата в прошлом году точно доказали: какие бы злоключения и эпидемии не происходили в мире, календарь Формулы 1 будет заполнен, тем или иным способом. А это не может не радовать.
Перед началом сезона на автодроме Сахир пройдут три дня тестов с 12 по 14 марта.
Но что до ожидаемых результатов: тут, опять же, есть как очевидно стабильные и довольно предсказуемые моменты, так и некоторое пространство для сюрпризов. Пройдёмся отдельно по командам и пилотам. Начнём с лидеров.
Mercedes
Не смотря на сильно затянувшееся молчание о подписании контракта с Льюисом Хэмилтоном, нет никаких очевидных причин сомневаться, что он останется в команде как минимум на этот год, вопрос скорее в длительности договора, но и на это Вольфф уже по сути подтвердил, что контракт будет сроком на один или два года. В ближайшей же перспективе это значит, что для чёрных/серебряных стрел новый сезон мало чем будет отличаться от четырёх предыдущих.
У них есть всё что нужно для очередного успеха: лучшая машина, лучший мотор, лучшее руководство на командном мостике, лучшие механики, один из быстрейших пилотов в чемпионате, который к тому же умеет собираться даже под сильным прессингом (не смотря на видимые жалобы на резину и всё на свете), и достаточно стабильный второй номер, не создающий лишних проблем.
Доминирование любой команды или пилота обречено когда-нибудь прекратится... Но не в этом году.
Льюис Хэмилтон
Если Льюис ещё не принял решения немедленно оставить автоспортивную карьеру ради борьбы с расизмом/пандемией/животной пищей/финно-угорами/низкими зарплатами/Виталием Петровым/<вставить свой вариант>, то его ждёт лёгкая прогулка с очевидным падением главного рекорда Михаэля Шумахера к концу года.
Вряд-ли что-то может пойти не так, сколь бы то ни было реальных конкурентов в борьбе за чемпионство в этом году у него просто не предвидится, как бы для большинства зрителей это не было прискорбно.
Вальттери Боттас
После относительно хорошего выступления в 2019 году, в сезоне 2020 года Вальттери выглядел по-настоящему бледно. Даже при учёте всех невезений, имеющего приоритет сильного напарника и попыток итальянцев довести хотя бы часть крыла Феррари на его машине до подиума, в этот раз Боттас не показывал тех результатов, которых мог добиться и каких демонстрировал ранее.
Очевидно, до сих пор его результаты удовлетворяли команду, ведь он не мешал Льюису, но регулярно обеспечивал команде двойные подиумы, что гарантировало лёгкие победы в чемпионате конструкторов. Но в ситуации, когда даже Хэмилтон не может быть уверен в пребывании в Мерседесе на длительной перспективе, то Боттасу и подавно нужно в этом году показать максимум, если он хочет продолжить карьеру в Формуле 1, а не в WRC.
Red Bull
Австрийская команда застряла. Где-то между лидерством и командами средней группы и между стабильностью и медленно обостряющимся кризисом. И это одновременно показатель и большого мастерства коллектива и тех, кто в нём работает, но и того, что пора уже что-то в их системе менять, потому что она не показывает тех результатов, которые могла бы, в то время как проблемы вокруг неё начинают накапливаться.
Можно, конечно, надеяться, что придёт новый регламент и тогда наконец быки смогут показать, кто ту на самом деле главный, но, если они опять застрянут где-то чуть ниже борьбы за титул, это будет слабо отличаться от провала.
Это не тот же кризис, который мучает в Феррари, где уже давно перебирают элемент за элементом, в попытке собрать наконец рабочий механизм. Руд Булл на протяжении невероятно долгого времени претерпевает минимум изменений. Это не позволяет им сильно провалиться, но и сделать действительно резкий большой шаг вперёд тоже не даёт.
А тем временем, планы сделать Макса Ферстаппена самым молодым чемпионом мира уже провалились, молодёжная программа хромает на две ноги, Honda уходит, в то время, как с остальными мотористами у Ред Булла отношения, мягко говоря, плохие. Да и вообще репутация команды среди других команд никогда не была хорошей, среди десятка команд, где нет друзей, а только вражда и хрупкие временные союзы, Руд Булл конкуренты ненавидят по-особенному, Хельмут Марко, Кристиан Хорнер и семья Ферстаппенов часто ведут очень агрессивные политические игры.
Что до очередного сезона, в лучшем случае, Ред Булл просто останутся на своём законном втором месте, в худшем, это второе место придётся защищать против догоняющих. Так или иначе, конкурентам придётся очень хорошо постараться, чтобы дать бой быкам. Этот сезон не обещает команде особых сложностей, но им стоит хорошенько обдумать своё дальнейшее будущее.
Макс Ферстаппен
В 2021 году Макс будет успешно выступать, регулярно приезжать на подиумы, иногда бороться за победы и вести борьбу с Вальттери Боттасом за второе место в личном зачёте. Примерно, как и прошлые два года. Может быть придётся побороться с напарником, но… О Чеко лучше поговорить отдельно.
Серхио Перес
2020 для Серхио был, наверно, самым нервным в карьере. Уже имея на руках контракт на несколько лет вперёд, он неожиданно лишился своего места, да и вообще едва не закончил карьеру в Формуле 1. Но затем, в последний момент, смог найти новое место, едва-ли не лучше прежнего, да ещё и первую победу в карьере одержал. Однако, о том, как его карьера сложится в новой команде пока сложно говорить. Это может волшебным перезапуском карьере, после чего мы ещё на протяжении нескольких сезонов сможем наблюдать за дальнейшими успехами мексиканца, так последней авантюрой, которая лишь поставит окончательную точку в его истории по итогу года.
Так или иначе, Чеко – пилот очень яркий, за его уже продолжительную карьеру было много как невероятных успехов, так и красочных ошибок. Увидеть в команде с Максом Ферстаппеном именно такого пилота, с богатым опытом и многими блестящими выступлениями, а не очередного новичка, действительно большое событие. Но не обернётся-ли оно большим разочарованием?
Перес запомнился своей борьбой с напарниками, в том числе на трассе, прежде всего против Нико Хюлькенберга и Эстебана Окона. А последние годы очень уверенно опережал Лэнса Стролла. Но дело в том, что Макс Ферстаппен уже не протяжении некоторого времени ездит в совершенно другой лиге, чем эти пилоты. Ему и самому не привыкать к жёсткой борьбе с напарниками, не смотря на последние два года, и он готов к встрече с Пересом как никто другой, иначе бы Серхио в Ред Булле и не оказался.
В то же время, у Переса это не первый приход в топ-команду, однако тогда, в Макларене он проехал весьма посредственно, и на фоне Дженсона Баттона выглядел плохо. Было-ли это единичным провалом из-за давления и неопытности? Или Чеко достаточно хорош для борьбы с быстрыми пилотами в средней группе, но недостаточно, для борьбы в топ-командах против пилотов, которым не привыкать бороться за победы? Стал-ли Перес лучше за прошедшие 8 лет? Так или иначе, узнать ответ было бы интересно. Но тут есть и другая проблема, связанная в тем, в какую команду он приходит.
Сейчас Ред Булл – это команда Макса Ферстаппена. И приход Переса это не изменит. Марко и Хорнер могут говорить что угодно, но правда в том, что сейчас им нужен пилот, который не будет выглядеть на фоне Макса совсем позорно, а не тот, который будет с ним бороться. Во всяком случае до тех пор, пока он недостаточно хорош, чтобы полностью Макса заменить, но сейчас у них таких даже на горизонте не предвидится. Но пока это так, они будут держаться за Макса всеми способами, потому что в данный момент он их главный козырь.
В то же время, с амбициями Ферстаппена на борьбу за чемпионство, ему вряд ли нравится уже который год оказываться далеко позади Льюиса Хэмилтона, без реальной борьбы за чемпионат и с ежегодными обещаниями, что вот в следующем году Ред Булл точно даст ему бой. Но время идёт, а принципиальных подвижек нет. И он бы, вероятно, уже и без того хотел бы найти себе другое место, но пока есть Льюис – в Мерседес дорога закрыта, а у других команд пока результаты не убедительней Ред Булла, поэтому Макс ещё здесь.
Но если Льюис уйдёт или другая команда выстрелит хотя бы до уровня Ред Булла, он наверняка обратит на это внимание. А до тех пор боссам Ред Булла явно не захочется добавлять Ферстаппену лишних причин для ухода. А значит, так или иначе, большую часть времени Перес неизбежно будет оставаться позади, либо по скорости, либо по решению боссов. И этим боссам очень не понравится, если их пилоты на трассе столкнуться, а у обоих на счету аварии с напарником уже были. И если это произойдёт, вряд ли Хорнер или Марко обвинят Макса, даже если тот сам въедет в Переса. Можете спросить у Риккьярдо.
Ну и последний момент заключается в том, что есть у данной команды такое свойство, две их машины редко выступают одинаково хорошо, даже вне зависимости от пилотов. Как правило, одна из двух либо часто оказывается сильно медленнее, либо начинает подозрительно сильно страдать от технических проблем, это ещё со времён Уэббера замечено. Происходит это случайно или закономерно, но вопросы взывает. Может дело в бригадах механиков, может в стечении обстоятельств, случайно, а может эта такая оригинальная реализация некоторых указаний со стороны руководства команды... Сложно сказать со стороны, но я не удивлюсь, если Перес столкнётся с подобным.
Раз уже зашла речь о молодёжной программе Ред Булла.
Scuderia AlphaTauri
С того момента, как команда стала собственностью Ред Булла, она уникальна тем, что борьба за результаты никогда не для неё основной целью, главным была проверка пилотов из молодёжной программы компании. За это время она как поднималась до крепкого середняка, так и опускалась до абсолютного аутсайдера, но, в отличие от других команд, с которым приходилось бороться, они не участвовали в «борьбе за выживание», когда от результата очередного сезона могло зависеть финансовая стабильность или даже возможное банкротство коллектива. Нет, каждый год они получают чётко установленную сумму и отрабатывают на неё, служа как испытательный полигон. Даже смена названия с Торо Россо на Альфа Таури не изменила данного уклада, а была лишь маркетинговым инструментом для продвижения иной продукции.
В то же время, в последние годы молодёжная программа Ред Булла испытывала значительные сложности, связанные с потерей большого количество кадров. Многочисленные увольнения привели к тому, что программа просто исчерпала запас гонщиков, которые были готовы к дебюту в их команде. Последствиями этого стало подписание ранее уволенных Брендона Хартли и Даниила Квята.
Подписание в основную команду Ред Булл пилота со стороны – ещё один показатель кризиса. Похоже, даже Хельмут Марко уже не понимает, что делать с собственными гонщиками. Тем не менее, появление в Альфа Таури молодого пилота, хоть и протеже Хонды, уже хороший знак.
Пьер Гасли
После увольнения из Ред Булл за неудовлетворительные результаты, Пьер смог чудом спасти свою карьеру от дальнейшего падения, и даже в некоторой степени восстановил репутацию. А уж его победа навсегда останется в памяти фанатов.
Проблема лишь в том, что его собственные руководители из Ред Булл уже поставили на нём крест. Хельмут Марко неоднократно давал понять, что несмотря на новые успехи, у него нет намерения давать Пьеру второй шанс в составе старшей командой. Он пока может оставаться с Альфа Таури, потому что с молодыми пилотами у них есть проблемы, но, если Пьер ещё надеется на более интересное продолжение карьеры, ему пора настойчиво стучаться в двери других команд и продолжать давать результаты, которые он демонстрировал в прошлом году.
Если ему повезёт, то в какой-то момент подходящее место появится. Продолжение же выступлений в нынешнем коллективе, ожидая, пока для него найдётся замена, вряд ли принесёт Гасли больше славы, чем то, чего он уже добился.
Юки Цунода
Юки пока ещё предстоит показать себя миру как пилота Формулы 1. В младших сериях он показывал хорошие результаты, но уступал некоторым более ярким пилотам. Тем не менее, он заслужил свой шанс попасть в чемпионат, а какие будут результаты – увидим. Как правило, руководство Ред Булл бывает не так требовательно к результатам своих дебютантов в первый сезон, так что у Цуноды будет время, чтобы раскрыться.
В то же время, по ходу чемпионата и некоторые более поздние гонки могут оказаться под вопросом.