Новые герои «Дакара»: конкуренты «КАМАЗа», откачавший соперника гонщик и победившая девушка из команды Льюиса Хэмилтона
А еще 18-летний рекордсмен из «Ред Булл» и суперпрототип.
«Дакар»-2021 завершился без значительных сюрпризов: победили в основном чемпионы прошлых лет или признанные фавориты, от которых ждут доминирования каждый год. «КАМАЗ» уничтожил класс грузовиков, забрав все три подиума, во внедорожниках выиграл 14-кратный чемпион Стефан Петерансель (которому оппонировали старые же конкуренты – Нассер Аль-Аттия и Карлос Сайнс), в вездеходах первым на финиш приехал чемпион 2019-го Франсиско Лопес Контардо (вице-чемпион 2020-го и обладатель трех подиумов в классе мотоциклов)… Только в оставшемся почти без звезд классе квадроциклов мы увидели нового победителя – Мануэля Андухара. Да еще в мотозачете победу впервые одержал Кевин Бенавидес – но он как раз из ветеранов «Дакара». У него пять рейдами и поддержка «Хонды» за плечами, а 2018-м он уже финишировал на подиуме – так что перед стартом рейда котировался как легитимный фаворит.
Но, даже несмотря на доминирование ветеранов, рейд-2021 открыл новых героев – о которых мы еще точно услышим в будущих марафонах.
Новые конкуренты «КАМАЗа»: молодые гонщики из Беларуси и Чехии
Уже второй год подряд единственным серьезным соперником для «синей армады» предстает 41-летний Сергей Вязович – гонщик и по совместительству босс спортивной программы завода «МАЗ» с 2016-го. Именно он с «Шелкового Пути»-2019 получил в распоряжение красавец-капотник и напрягал организацию из Набережных Челнов быстрым темпом.
Но на «Дакаре»-2021 он быстро сошел из-за тройной поломки одной детали – и в строю остался только один минский грузовик под управлением 28-летнего Алексея Вишневского. Для парня нынешней рейд уже стал пятым – и на каждом он добирался до финиша: начал с 21-го места в дебютный 2017-й, затем стал 14-м, затем 11-м, в прошлом году закончил 8-м и на сей раз ворвался в шестерку лучших. Причем по-настоящему заявил о себе на отдельных спецучастках: оказался вторым в прологе и трижды заехал в тройку лучших на этапах.
Алексей сходу вылетел из борьбы за подиум из-за технической проблемы на первом этапе – ее устранение заняло больше часа (которого потом и не хватило для борьбы хотя бы за четвертую позицию). Но, с другой стороны, молодого пилота похвалили даже главные соперники – к примеру, пятикратный чемпион «Дакара» Эдуард Николаев.
«Алексей Вишневский хоть и едет один, но на отдельных участках его бывает непросто догнать, – описал пилот «КАМАЗа». – Видно, что растет опыт».
«От Алексея только положительные эмоции сейчас , – оценил Вязович. – Круто вообще проводит гонку. Я бы назвал его открытием «Дакара»: никто от него такого не ожидал, кроме нас. Классно едет.
Нас не интересует второе или третье место. Стратегия не первый год одна: мы хотим выиграть. Отсюда и исходит вся тактика команды и лидирующего экипажа, будь то Сергей Вязович или Алексей Вишневский. Поэтому если надо: будем рисковать. Если надо – поиграем в тактику».
Судя по всему, босс «МАЗа» уже готов признать возможное лидерство молодого протеже, как раз тоже получившего равную топовую технику – так что не удивляйтесь, если на следующем рейде «КАМАЗы» внезапно напряжет совсем не тот красный грузовик, от которого обычно ждут борьбы.
С такой же громкостью на «Дакаре» о себе заявил еще один возможный конкурент «синей армады» в 2022-м – чешский частный экипаж на «Ивеко» Мартина Мацика-младшего. №503 показал третье время на прологе и держался в топ-5 с самого старта, к четвертому этапу даже выбравшись на вторую позицию – но затем пошли технические неполадки, да и молодой экипаж (пилоту и механику по 30 лет) оказался не слишком готов к марафонским отрезкам без заводской поддержки. Итог: 10-е место на этапе и потеря шансов на подиум.
Зато в финальной трети гонки Мацик реально полетел: выиграл 9-й, 10-й и 12-й спецучастки и отодвинул опытного Алеша Лопрайша на кастомной улучшенной «Праге» (наследнице «Татры»). Причем Мартину приходилось атаковать даже без лобового стекла – глотая пыль от внедорожников.
Может, он и опоздал с моментом максимального включения, но три победы на этапах точно дадут ему нужный опыт – чтобы вернуться на рейд-2022 более подготовленным и бросить вызов «КАМАЗам». Все-таки непросто атаковать в одиночку против четырех топовых грузовиков даже на не самых важных спецучастках.
Девушка из команды Льюиса Хэмилтона – обеспечила первую женскую победу за 16 лет
Новые гоночные серии с топовыми участниками появляются не очень часто – хотя бы поэтому стоит следить за «электрическим «Дакаром»: чемпионатом Extreme E. Она стартует 3 апреля, и в ней схлестнутся сразу несколько раллийных и гоночных легенд: Карлос Сайнс-старший в составе собственной команды, чемпион ДТМ и ралли-кросса Маттиас Экстрем на «Сеате», лучший ралли-кроссер современности Юхан Кристофферссон в составе организации Нико Росберга, а еще девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Леб – за команду Льюиса Хэмилтона!
А знаете, кто станет партнершей двух последних легенд? Испанка Кристина Гутьеррес – причем ее взяли не только из-за современных трендов (хотя в регламенте чемпионата есть требования о многообразии), но и за успехи в рейдах.
Она проехала уже пять «Дакаров», и в предыдущие четыре попытки неизменно приезжала в топ-10 своей подкатегории внедорожников. А в 2021-м ее ждал настоящий прорыв: ее подписала программа «Ред Булл» – и перевела в сверхконкурентную категорию мотовездеходов (там же дебютировали Экстрем, опытный раллист Крис Мик и главная звезда системы на рейде-2020 Митч Гатри).
На «Дакаре» Кристина продемонстрировала способности: выиграла открывающий этап, обеспечив первую женскую победу на «Дакаре» с 2005-го (тогда лучшей стала Ютта Кляйншмидт во внедорожниках)!
Правда, долго в лидерах ей продержаться не удалось: технические проблемы отбросили на четвертое место в тотале, а затем – на 10-е. Еще разок Гутьеррес взобралась в топ-5 на сложнейшем марафонском – но после него у испанки окончательно отказала коробка передач, и она сошла.
Однако историю она все равно уже переписала, заодно продемонстрировав: Хэмилтон приглашает в команду талантов. Пожалуй, Кристину уже сейчас можно назвать быстрейшей женщиной сезона в Extreme E – конкуренцию ей, вероятно, составит только ветеранка «Дакара» в классе мотоциклов Лайа Санс (ее рекрутировал Сайнс-старший, хоть и без опыта во внедорожниках).
Попадание в программу «Ред Булл» и команду Хэмилтона точно обеспечат испанке нужную медийность и спонсоров – ее мы еще точно увидим на следующих «Дакарах» среди фаворитов. Кто знает – вдруг именно ее Сергею Карякину придется объезжать в борьбе за победу?
18-летний рекордсмен из «Ред Булл» – самый юный победитель этапа в истории ралли-рейдов
Австрийский производитель энергетика известен масштабными спортивными программами – и в футболе, и в хоккее, и в более экстремальных видах, и в рейдах. В грузовиках он поддерживает «КАМАЗ», во внедорожниках спонсирует ребят вроде Сайнса, Петеранселя и Леба, в мотоциклах партнерствует с еще недавно непобедимыми «КТМ» – но больше всего любителям гонок «Ред Булл» известен по грандиозной системе в «Формуле-1». Только за последнее десятилетие она открыла миру Себастьяна Феттеля, Даниэля Риккардо, Даниила Квята, Жана-Эрика Верня, Макса Ферстаппена, Карлоса Сайнса-младшего и еще полдюжины успешных пилотов.
Теперь «Ред Булл» второй год подряд пытается повторить успех в классе мотовездеходов: после дебюта молодого и амбициозного 23-летнего Гатри теперь австрийцы привезли на «Дакар» совсем юниора – 18-летнего Сета Кинтеро из США. Он еще к прошлому году выиграл все возможные молодежные оффроуд-турниры на родине и мире, но не попал на рейд-2020 из-за возрастного ценза.
Теперь же он сразу показал, зачем приехал: взял второе место на прологе, ворвался в топ-5 категории в тотале – а затем и выиграл шестой этап, оформив рекорд молодости для победителя на «Дакаре». Теперь желающим обновить достижение Сета придется искать пилота еще моложе – американец оставил «коридор» только в четыре месяца, и другого шанса у любого кандидата не будет (ведь главный марафон планеты проходит раз в год).
Кинтеро же добрался до тройки лучших в классе и держался до старта финальной четверти рейда – но поломка выбросила его числа фаворитов, заставив провести полночи в пустыне за ремонтом. Но Сет не сдался и этап спустя вновь выиграл –хоть и финишировал за пределами топ-10, но в следующем сезоне за ним точно будут следить как за восходящей раллийной звездой.
Новая богатая команда с навороченными спортпрототипами из Бахрейна – скупила легенд и финишировала в топ-5
Кажется, эра вечных разборок исключительно между «Тойотой» и «Мини» в категории внедорожников приходит конец. Арабские страны увидели мощный имиджевый эффект от почти домашнего ралли по стране саудитов, оценили положительный отклик от побед катарского шейха Нассера Аль-Аттии – и решили запустить собственные государственные суперкоманды для максимальной отдачи заезда.
Потому на «Дакаре» одновременно появились сразу две команды, финансируемые из госсредств: Abu Dhabi Racing из ОАЭ и Bahrain Raid Extreme (BRX) из Бахрейна.
Правда, первая – всего лишь игрушка для шейха Халида Аль-Кассими и не преследует далеко идущих целей: специально под борьбу здесь и сейчас она закупила старые багги «Пежо», оставшиеся после ухода французской организации из рейда заводскими силами. Фактически никакой доработки техника не претерпела и лишь поддерживается большой бригадой механиков, и гоняет в ее составе еще один пилот из ОАЭ Мансур Аль-Хали и пятикратный чемпион «Дакара» Сириль Депре в роли ментора и быстрой технички (в прошлом году он ту же роль выполнял в «Ред Булл»). Вряд ли такая стратегия переживет интерес правящей семьи к автоспорту.
А вот команда из Бахрейна, дебютировавшая именно в 2021-м, пошла совсем по другому пути. Она явно строит сильную и устойчивую топовую организацию на много лет вперед – к примеру, специально заказала по-настоящему интересный уникальный спортпрототип у легендарной компании Prodrive, годами готовившей топовые машины к ралли и другим гонкам (побеждала в WRC, выстраивала претендентов на титулы в WRX, на «Ле-Мане» и в V8 Supercars).
Вышел такой красавец – BRX1 «Охотник» (Hunter).
Никаких своих пилотов-энтузиастов: бахрейнцы за немалый гонорар подписали двукратного чемпиона «Дакара» Нани Рому и девятикратного чемпиона мира по ралли Себастьяна Леба. По инсайду The Race, BRX пыталась сманить и Карлоса Сайнса – но тот решил не нарушать контракты с «Мини» ради авантюры для (возможно) последнего сезона в славной карьере.
Стратегия новой организации весьма амбициозна: арабские инвесторы хотят построить лучшую организацию, лучший спортпрототип и собрать лучшую команду. И выиграть «Дакар» – желательно много раз подряд, повергнув нынешних фаворитов из «Тойоты» и «Мини».
Вряд ли от абсолютно новой команды и машины и ждали моментальных побед – обычно первые два-три рейда уходят на обкатку техники и персонала. Но дебют уже оказался неплохим: Рома финишировал пятым, проиграв победителю 3 часа. С другой стороны, Леб сдался на середине из-за проколов и поломок, но, выходит, ему просто не повезло на коллекционирование «детских болезней» BRX1. Его напарник же ни разу не ворвался в топ-5 по чистому темпу на этапах – похоже, у «Охотника» в запасе еще очень много скорости. И в ближайшие годы он превратится в реального претендента на победы, еще сильнее нарастив конкуренцию в классе внедорожников.
«Программа рассчитана на 5 лет, но я уже могу видеть пути расширения, – анонсировал босс «Продрайва» Дэвид Ричардс. – Карлос [Сайнс] сказал нам, что качество – всего лишь в шаге впереди. Это был большой комплимент. Думаю, мы удивили всех в паддоке своим темпом.
Карлос рассказал мне, как ехал рядом с Нани час и не мог поверить: Рома на полноприводном прототипе взбирался ровно на те дюны, которые в предыдущие годы считались вотчиной исключительно багги от «Мини».
После такого дебюта Ричардс признался: к ним уже подходили несколько боссов других команд и просили построить прототипы и им. Теперь Prodrive рассматривает переход еще и в класс мотовездеходов – давно на «Дакаре новая техника не стреляла так громко.
Бонус: мотоциклист откачал соперника прямо на гоночной трассе
А этот герой «Дакара»-2021, может, и не станет ярчайшей звездой автоспорта будущего, но без таких ребят самый эпичный рейд мира просто не дотянул бы до 43-го издания. Нидерландский мотоциклист Пауль Спирингс на четвертом этапе спас жизнь сопернику Чи-Эш Сантошу: тот столкнулся с итальянцем Маурицио Герини, упал и потерял сознание. №25 пришлось вспоминать уроки первой медпомощи, ставшей с 2021-го обязательными для всех участников «Дакара».
«Я увидел впереди два мотоцикла, лежащих на песке – и двух лежащих рядом с ними гонщиков, – рассказал Пауль сайту Rally Maniacs после завершения спецучастка – Герини быстро встал, а вот Сантош так и остался лежать.
Я остановил байк недалеко от камня, в который они влетели, чтобы никто другой не разбился, и включил аварийный маяк, затем нажал аварийную кнопку, вызывающую на помощь вертолет. После этого нам с Герини пришлось реанимировать Сантоша. Я знал, как это делать в теории – без курса первой помощи на старт «Дакара» не допускают. Но в реальности раньше никого не приходилось реанимировать.
Когда через 15 минут вертолет прилетел, у Сантоша уже можно было почувствовать пульс. Я испытал огромное облегчение. После финиша я узнал, что состояние Сантоша стабильное – и было очень приятно это услышать».
Дела у индуса пока не слишком хороши: врачи поместили его в медикаментозную кому, лечение продолжается. Но без усилий Спирингса шансы парня на выживание точно оказались бы намного меньше – и вместо одного погибшего на «Дакаре»-2021 было бы два.
Сам Пауль же благополучно добрался до финиша на 26-й позиции – и классифицирован 15-м среди любителей. Правда, спасение чьей-то жизни явно выглядит достижением повесомее – оно есть не у каждого даже элитного раллиста. Но дух «Дакара» именно таков: здесь тебя никогда не оставят в беде.
Фото: globallookpress.com/Dppi/Julien Delfosse, Panoramic/Keystone Press Agency; instagram.com/cris_tortu; instagram.com/sethquintero_103; instagram.com/dakarteamspierings; REUTERS/Hamad I Mohammed
Дакар - это одна большая семья!