Шлем для «Ф-1» за $5000 в разрезе: пара миллиметров карбона и кевлара, потом пять сантиметров пенопласта. Выдержит выстрел
Шедевр безопасности.
В «Ф-1» еще с гибели Айртона Сенны в 1994-м помешаны на безопасности: система гало, поддержка шеи и головы HANS для пилотов, многочисленные зоны вылета на трассах и новейшие барьеры тек-про, а также огромное количество структур жесткости в самих машинах. Конечно, не все случаи и возможные инциденты можно предусмотреть: Жюль Бьянки все равно погиб после лобового столкновения с трактором на Гран-при Японии в 2014-м, а Антуан Юбер из «Ф-2» угодил в Бельгии в ситуацию, в которой никакие технологии бы не спасли.
Гоночные шлемы с 94-го довели до невероятного уровня безопасности: даже девайс десятилетней давности обязан был выдерживать действие силой 14 кН не менее 5 секунд (давление примерно 1400 кг), растягивающую нагрузку в 3,5 кН, падение 5-килограммового груза на скорости 9,5 м/с, а при проникающем ударе 4 килограммового груза под углом 60 градусов деформация должна уложиться в пределы 15 мм – и это при воздействии силы в 10 кН!
Но как же устроена защита головы изнутри? Какая конструкция гарантирует такую степень безопасности? Профессиональный гонщик и финалист номинации «Лучший молодой пилот Великобритании-2004» (проиграл будущему пилоту «Ф-1» Полу ди Ресте, награду выигрывали ребята вроде Дэвида Култхарда, Дженсона Баттона, Джорджа Расселла и Ландо Норриса) Скотт Мэнселл разрезал свой старый шлем десятилетней давности, чтобы это узнать. Хоть Скотт и не выступал в «Ф-1», но его шлем омологирован для Гран-при и стоил в свое время $5000.
Итак, что же внутри?
Очень много специального плотного пенопласта – не меньше пяти сантиметров. Он нужен специально для защиты головы и поглощения кинетической энергии – чтобы противостоять сотрясениям мозга в случае сильных ударов.
Сверху все покрыто карбоном – для гоночных шлемов разработаны 17 составов углепластика! Но обычно конкретный тип из них выбирает команда с учетом необходимых свойств для аэродинамики.
Здесь можно увидеть подробнее: за несколькими миллиметрами карбона следует несколько миллиметров кевлара – обычно этот материал используют в производстве бронежилетов. Он способен проминаться, поглощая ударную нагрузку, а затем возвращать себе изначальную форму. Это очень важно – из-за вероятности получения многочисленных ударов по ходу заезда в разное время.
Вот как выглядит кевларовый слой под пенопластом.
А это – пенопласт отдельно.
Вот такие составляющие «бутерброда», гарантирующие гонщикам «Ф-1» настолько невероятный уровень безопасности.
При этом самые современные шлемы стали еще круче – в 2019-м регламент ФИА еще сильнее ужесточили. Теперь конструкция должна выдерживать попадание 225-граммового предмета на скорости в 250 км/ч, падение 10-килограммового предмета с высоты 5,1 м (реконструкция возможной ситуации с оторванным в аварии колесом) и полностью гасить проникающее воздействие четырех килограммов, падающих со скоростью 7,7 км/с. Также шлем обязан без повреждений переносить воздействие открытого пламени температурой 790 градусов Цельсия, а стекло визора – отражать выстрел дробью массой 1,2 грамма из пневматического ружья.
У гонщиков «Формулы-1» с 2019 будут новые шлемы. Они выдержат выстрел дробью
Если считать что кирпичь весит 1кг,
то энергия которая выделится при столкновении снебоскребом будет равна примерно 30 млн. Дж, что сопоставимо с 7 кг тринитротолуола
Много конечно, но небоскреб свалить не хватит...