Маленькая команда тонет в «Ф-1», но вдохновляет топов на копирование ее деталей. Все благодаря особой бизнес-модели
Сегодня хвалим «Хаас».
В «Формуле-1» уживается множество самых разных команд и бизнес-моделей: выросшие из гоночных коллективов автопроизводители вроде «Феррари» и «Макларена», крупные заводы «Мерседес» и «Рено», маркетинговая история «Ред Булл» и «Альфа Таури», вчерашние частники «Альфа Ромео», «Уильямс» и «Рейсинг Пойнт»…
Но главным особняком стоит все-таки самая молодая и маленькая команда – американский «Хаас». Ее запустили в 2015-м как гоночное подразделение одноименного производителя станков, но с уникальной бизнес-моделью: организация закупала максимально возможное количество деталей у «Феррари» (а также электронику – у «Макларена»), отдала производство шасси на аутсорс «Далларе» (производителю болидов для «Индикара», «Формулы-2», «Формулы-3» и прочих серий пониже классом) и практически полностью сконцентрировала весь оставшийся небольшой бюджет на разработке аэродинамических решений.
В итоге «Хаас» тратит точно не больше 150 миллионов в год (и это 9-й или 10-й показатель в паддоке – в зависимости от привлеченных спонсоров), но в двух первых сезонах дважды заняла 8-е место в Кубке конструкторов, в 2018-м финишировала вообще пятой, в 2019-м спустилась на 9-ю позицию и сейчас на ней и находится.
Однако вклад «Хааса» в «Ф-1» намного больше, чем может показаться на первый взгляд: американская организация оказалась не просто обычным ноунеймом-аутсайдером, прожигающим деньги. Специализация на аэродинамике сработала: инженеры команды постоянно придумывают мелкие инновации, которые растаскивают по всему пелотону – причем их не стесняются копировать даже топы!
К примеру, в 2020-м одним из первых новую конфигурацию прорезей в заднем антикрыле у «Хааса» скопировал «Ред Булл».
Болид VF-20 – хотя с таким решением гонял еще его предшественник VF-19 в 2019-м
На RB16 его поставили на втором Гран-при сезона в Штирии.
Особая форма прорезей позволяет здорово «очищать» и снижать количество грязного воздуха, генерируемого при вращении задних колес – тем самым повышается эффективность выработки прижимной силы на всей задней части болида и в особенности на самом заднем антикрыле.
Также «Хаас» первым реализовал вот такие рассекатели внутри носового S-воздуховода.
Его до Гран-при России использовали и в «Макларене», и в «Феррари».
А еще Скудерия привезла в Сочи новый аэродинамический пакет, выстроенный вокруг целого ряда новых рассекателей в зоне дефлекторов.
И это тоже идея «Хааса» – американцы гоняют с такой деталью еще с тестов в Барселоне!
Также топы тестировали или временно использовали целый ряд менее заметных новаций организации из Каннаполиса – но в процессе либо отказывались от них, либо подвергали значительной модернизации.
Судя по всему, «Хаас» и правда даже без подиумов, стабильных финишей в топ-10 и громких результатов занял собственную нишу в «Ф-1» – роль источника вдохновения конкурентов по части аэродинамических улучшений. Достойный результат для команды-аутсайдера с минимальным бюджетом.
Источник: Motorsportweek
Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli / Stringer
Разница между командами настолько большая, что ничего не сделаешь, какой то хитрой инновацией.
Вот я и не вижу смысла в таких условиях обсасывать какой то там закрылок.