Боттас слетел с катушек: вчистую проигрывает сезон, но ведет себя как свергатель Хэмилтона. Послал всех после халявной победы в Сочи
Чемпион мира по оправданиям.
Гран-при России закончился драмой и неожиданной победой Валттери Боттаса – финн забрал всего вторую гонку в сезоне (хотя клятвенно обещал зарубиться с Хэмитоном за титул) и сократил отрыв в общем зачете до 44 очков.
Вот только впереди осталось лишь 7 заездов, почти две трети чемпионата уже пройдено – а №77 так и не убедил в способности гоняться с шестикратным чемпионом на равных. Даже первые места Боттас взял именно на «любимых» трассах (Австрия и Россия), где исторически выступал очень хорошо – да и то на «Ред Булл Ринге» Хэмилтона оштрафовали за игнор желтых флагов и контакт с Албоном, а в Сочи «Мерседес» нарушил правила тренировки стартов и обеспечил Льюису 10 дополнительных секунд.
Если по-простому – обе победы даже на самых удобных трассах достались Валттери после ошибок команды и напарника. По чистому тему Боттас догонялся до отставания в 0,6 секунды от Хэмилтона в квалификации – и это чистый разгром. Такой результат выходит не впервые: в Бельгии финн проиграл примерно столько же, в Штирии после дождя вообще уступил 1,5 секунды, и превзошел Льюиса лишь два раза за весь сезон. Да, в остальных квалификациях Валттери чаще отставал примерно на 0,1 секунды, но общий итог не менялся.
Вот и в России Боттасу по сути просто надо было довести болид до финиша без инцидентов, ведь конкуренты из «Ред Булл» проигрывали «Мерседесу» по 0,6 секунды с круга на одних только прямых. При этом единственную схватку на треке с Льюисом Валттери проиграл: во втором повороте напарники зарубились за лидерство колесо в колесо, и №77 даже слегка опередил №44 по внешней траектории перед входом в вираж – казалось бы, осталось только завернуть и продиктовать свою линию, воспользовавшись преимуществом первого! Но Боттас до конца не пошел и уступил, оставшись на второй позиции.
Зато только посмотрите, как он оправдался!
«Я знал, что на старте появится первый шанс, но он был испорчен из-за огромной пчелы или чего-то такого – она врезалась в мой визор, и я не мог следить за точкой торможения».
Да и вообще, вся речь Боттаса на Гран-при России – просто отменный трэш-ток.
«Моим критикам, тем, кого это касается – идите ** ***, – сообщил Валттери уже по радиосвязи после финиша – а затем продолжил. – Ели честно, я просто не понимаю людей, которым нужно покритиковать других. Они говорят, чтобы я не волновался и сдался, но я никогда так не поступлю. Так что я хотел послать им свои наилучшие пожелания.
Я уверен в себе перед каждым уик-эндом и убежден, что смогу сделать это. Я всегда был таким. Надеюсь, я смогу вдохновить людей не сдаваться, потому что это величайшая ошибка, которую можно совершить в жизни. Я чувствую, что заслужил победу, хотя мне и повезло со штрафом Льюиса. В любом случае это сильная гонка».
А потом №77 еще чуть-чуть поднял ставки:
«Даже гонка называется ВТБ – Гран-при Валттери Боттаса. Я не всегда добивался здесь успехов – были аварии, приходилось уступать место Льюису. Но я дважды выигрывал и еще раз был на подиуме, – подчеркнул успешность в Сочи финн. – В этот раз все пошло по моему сценарию, и, кроме этого, мне повезло».
Да-да, финн выбрал наглую манеру поведения класса «легитимный свергатель Хэмилтона». Но желание уесть критиков выглядит смешно на фоне однозначного хода чемпионата: второй пилот «Мерседеса» вообще не видится угрозой для лидера – даже меньше, чем в 2018-м и 2019-м.
Боттас проваливает сезон: никак не исправляет ошибки и теряе очки
На первый взгляд, претензии к №77 могут выглядеть слегка странно: ведь пользоваться ошибками Льюиса и тем самым его побеждать – вполне логичная стратегия. Вот только у шестикратный чемпион и «Мерседес» допустили как минимум еще один ляп в сезоне – на Гран-при Италии: №44 зазвали в боксы в режиме автомобиля безопасности как раз когда пит-лейн закрыли.
Итог – самое жесткое наказание в «Формуле-1» без учета дисквалификации: 10 секунд «стоп-энд-гоу», или потеря примерно 30-35 секунд (почти половина круга в Монце). Льюис откатился в хвост пелотона и вырвался лишь на 7-ю позицию – чем не лучший шанс для сокращения отрыва в ноль?
Но Боттас сам финишировал лишь пятым. И знаете, почему? Он провалил старт. Вот прям совсем провалил.
Финн быстро убрался на шестую позицию и на чемпионском болиде тащился за «Макларенами», «Рено» и «Рейсинг Пойнт». Ни один рестарт и с места, и за автомобилем безопасности не помог ему хотя бы обозначить битву за подиум. И вместо более напряженной работы Валттери просто жаловался на неподходящий режим мотора по радио.
Итог: 1 обгон за весь Гран-при – причем позади остался Кими Райкконен, которого объехали вообще все. Еще раз: речь о пилоте с чемпионскими амбициями и на быстрейшем авто пелотона.
И случай в Италии – не единственный: точно так же Валттери сдал кучу позиций и в начале Гран-при Испании.
Там, правда, финну удалось вернуть почти все – только вторая позиция осталась за Максом Ферстаппеном.
Не меньший провал случился и на Гран-при Венгрии – причем здесь Боттасу уж точно стоит винить только себя: он вообще чуть не допустил фальстарт.
И снова финн не добрался хотя бы до второй позиции.
Примерно такая же ситуация наблюдалась на Гран-при Тосканы: после выигрыша первого старта у Хэмилтона Боттас сперва сдал напарнику второй, а на третьем еще и пропустил Даниэля Риккардо из «Рено». Окажись «Мерседес» медленнее хотя бы на 0,2-0,3 секунды с круга на прямых – Валттери, вероятно, так и не сумел бы опередить австралийца.
Льюис и команда в самом деле ошибаются аномально часто для последних доминирующих сезонов. Вот только №77 серьезно фэйлит не реже – и потому не всегда пользуется возможностью выжать максимум из неудач соседнего гаража.
Причем проблема не в слабой реализации ошибок конкурентов, а в огромном количестве собственных фэйлов. Как видите, Боттас провалился как минимум не реже Хэмилтона – и как раз по своей вине (в то время как Льюиса дважды подставлял «Мерседес»). Безусловно, большую часть нынешнего очкового отрыва в общем зачете создал неудачный прокол на Гран-при Великобритании (там №44 дотянул до победы даже с пробитой шиной, а №77 улетел из топ-10), но невозможно списать на невезение вообще все эти ошибки. Даже если исключить гонку на Сильверстоуне из зачета – претензии Валттери не приобретут большего веса.
Просто очень часто вместо давления на главного конкурента финну приходилось разбираться с обитателями середины пелотона. И то – не всегда удачно.
Боттас не борется с Хэмилтоном: отдает инициативу на стартах и рестартах и не выдерживает темпа Льюиса
Но даже когда второй пилот «Мерседеса» не проваливает первые метры, напарнику вряд ли стоит расценивать его как угрозу. Просто Валттери предпочитает не идти до конца в поворотах и любых более-менее опасных ситуациях.
Лучше всего нежелание Боттаса обострять момент как главную слабость при борьбе за титул весь сезон объясняет бывший пилот «Рено», а теперь официальный эксперт «Ф-1» Джолион Палмер, больше знаменитый шикарными разборами инцидентов и гоночных нюансов, нежели пилотажем. Английский экс-гонщик превратился в самого последовательного и обстоятельного критика второго пилота «Мерседеса»: чуть ли не в каждом выпуске аналитического шоу для F1TV Джолион раз за разом обращает внимание на нерешительность Валттери на начальных фазах гонки и всех рестартах после выключения режима автомобиля безопасности.
К примеру, идеальным примером отношения финна к борьбе на треке оказался первый круг на Гран-при Бельгии.
«У Боттаса все сразу пошло не так из-за того, что он оказался слишком близко к Хэмилтону на выходе из «Ла Сурс». Хэмилтон так сосредоточился на выходе из шпильки, что ошибся с передачами и опустился до первой, что привело к сильной пробуксовке, когда он нажал на газ – пришлось понизить мощность, чтобы скорректировать скольжение.
Это позволило Боттасу оказаться прямо за ним на пути к «О Руж». Скорость на прямой «Кеммель» критична, но Валттери был так близко, что ему пришлось поднять ногу с педали газа перед подъемом. Боттас приближался очень быстро и мог бы атаковать Хэмилтона в «О Руж», что стало бы смелым решением и могло бы стоить времени обеим машинам на пути к поворотам «Ле Комб». Но Валттери отступил слишком поздно и слишком сильно, потеряв весь импульс и шанс на победу.
Макс Ферстаппен видел происходящее и сделал то же самое, но вновь нажал на газ куда раньше. Валттери остался впереди Макса лишь благодаря напарнику. Хэмилтон держался правее на прямой «Кеммель» и дал слипстрим Боттасу, а не Ферстаппену. По моему мнению, Макс является большей угрозой для титула Льюиса, так что это мог быть сознательный шаг со стороны британца – он хотел помочь напарнику, чтобы тот выступил буфером между ним и Ферстаппеном.
Старт – критический момент для Боттаса, и он действует нерешительно и слишком осторожно, что позволяет Хэмилтону уехать. Избыточная осторожность при борьбе колесо в колесо сильно облегчает жизнь шестикратному чемпиону мира».
И речь не только о Бельгии – ровно то же самое случилось и на Гран-при Великобритании. Где, между прочим, финский «претендент на титул» лишь во второй раз за сезон начал заезд с поула.
«Гонка стала олицетворением Боттаса. У Валттери был лучший старт, он рядом с Хэмилтоном – и поднял ногу с педали газа в первом повороте. Это шанс на победу в Гран-при, а он поступает так. Он должен был давить в пол и хотя бы оказать на Льюиса давление в третьем повороте, заставить обороняться. Гонка могла мгновенно перевернуться, но опять же – если не обгонять Хэмилтона в первом повороте, его не победить.
На рестартах Валттери не давил на Льюиса. Первый рестарт получился очень плохим для Боттаса – потом он должен был подготовиться лучше, но во второй раз опять сделал то же самое».
Палмер критиковал финна практически за каждый рестарт сезона – и в Бельгии, и на «Сильверстоуне», и в Австрии. Претензии заключались в манере преследования Хэмилтона: пока Ферстаппен сидит в точности за Боттасом и давит на него психологически и готовностью моментально разогнаться, финн на последних отрезках перед рестартом отстает от лидера и просто занимается своими делами (прогревом шин или переключением настроек на руле). В итоге почти каждый раз Льюис ловит Валттери разгоном с приличным отрывом и начинает новую фазу гонки с преимуществом в 2-3 секунды – без шансов на любые попытки контратаки. Наверное, если бы Джолиона звали Дональдом, Боттас бы точно получил прозвище вроде «сонный Вал».
Кажется, Боттас не понимает комичность бравады после халявной победы
Послание критикам от финского №77 явно отсылало к триумфу на Гран-при Австралии-2019, когда второй пилот «Мерседеса» выиграл у Хэмилтона старт и уехал в закат, привезя пятикратному на тот момент чемпиону 21 секунду отрыва. Хоть тогда немалую роль в поражении Льюиса и сыграло мелкое повреждение днища, Валттери и правда выглядел как легитимный претендент на титул: вырвал старт после тяжелого поражения в квалификации, держал темп и не давал никому приблизиться. Он открыл сезон с ноги, вошел в него на пике формы и находился в своем праве передать привет всем, кто в него не верил.
Совсем другое – отправлять критиков в страну вечной цензуры посреди слитого в одну калитку чемпионата, где ты собственноручно убиваешь все малейшие шансы на реванш, а победы падают по милости случая. Невозможно проиграть квалификацию с огромным отрывом, уступить в единственной битве колесо в колесо, забрать победу только из-за штрафа (хоть Хэмилтон и проиграл 22 секунды на финише – часть из этого времени явно обязана отрезку в трафике) и потом всем рассказывать, как же ты заслужил и долго ждал первое место. Критиков так не заткнуть – и уж точно никого не убедить в реальности претензий на титул.
«Боттас не любит бросать вызов Хэмилтону, – подчеркивает и Палмер. – Он много болтает по радио. Действительно много. В Муджелло он хотел другую стратегию по отношению к Льюису, а в Спа говорил об использовании обгонного режима против напарника («Мерседес» запретил его использование).
В конце второго отрезка [в Муджелло] Валттери сказал: «Не помешала бы машина безопасности», и через три круга – бинго! – выезжает сэйфти-кар. Все пошло по твоему сценарию. Дело не в везении, а в навыках.
Я никогда не говорил, что Боттасу не хватает скорости. Но зачастую Боттас лишь говорит о том, что борется за титул – на деле же это происходит в гораздо меньшей степени. В конечном счете мы никогда не видим от него борьбы в гонке. Валттери действительно давит на Льюиса по субботам, но по воскресеньям – нет. Для Хэмилтона все слишком просто.
Не думаю, что эта победа Боттаса заставит критиков умолкнуть. Не будем забывать, что в квалификации Боттас уступил Хэмилтону более 0,6 секунды. Хэмилтон проехал два круга, время на которых было быстрее лучшего результата Боттаса больше чем на 0,5 секунды. Такими результатами никого не заткнешь».
К тому же, интересно, кого именно Валттери решил записать в критики? Может, всю панель официальных экспертов «Формулы-1»? Ведь они по результатам 10 Гран-при сезона поставили №77 лишь на 9-е место – и отрыв от Льюиса в их топе просто космический.
Но самое справедливое и явное отношение к финну все равно задает команда. В начале августа «Мерседес» подписал очередной – уже пятый подряд – годичный контракт с Боттасом на 2021-й. Валттери сразу же признался пресса о желании выбить двухлетнее соглашение – но пришлось соглашаться. И с учетом всего изложенного выше уже можно представить примерные аргументы со стороны «Мерседеса».
Почему же тогда №77 выбрал неоправданно наглую модель поведения? Вероятно, пилоту «Мерседеса» внутреннее не очень комфортно от очередного провала после громких деклараций чемпионских амбиций. Боттас немало времени проводит в соцсетях, читает критику о себе – и временами даже эмоционально отвечает комментариям хейтеров. По той же причине Валттери может и пользоваться любым, даже самым мелким поводом самоутвердиться.
Еще один вариант: мы видим простую неуклюжую попытку залезть в голову Хэмилтону – убедить его в подавляющей психологической мощи соперника и отправить Льюису послание в стиле «твой свергатель снова на коне». Оттого и происходит странная форма несуразных по смелости заявлений: Валттери никогда не был мастером подобных игр, и потому старается как умеет.
Если все так и есть – то Хэмилтон определенно громко посмеется. А потом забудет и пойдет выбирать место под седьмой кубок-болт.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI, via www.imago-images./www.imago-images.de. HOCH ZWEI/Pool/XPB Images; Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Luca Bruno – Pool/Getty Images, Mark Thompson
А Валера это вечный Санчо Пансо. Без харизмы. Может быть на его месте и Джовинацци был бы увереннее и доезжал до 2 места. Но это не точно)
Вообще, конечно, побеждать на машине, которая на любой трассе на круге на 0,6 сек быстрее второй по скорости машины, если в первом повороте выходишь первым, честно скажем как 2 пальца об асфальт. И от этого победы Хэма немного менее ценные. И уверен, он это понимает! Но что же теперь, сдаться? Конечно нет. И поэтому он будет первым во всех рекордах. Хоть и мне, как большой армии поклонников Шуми, немного стрёмно. И приходится ждать гонок, где ошибается Хэм, они намного интереснее. И ждать когда подтянется Ред Булл, Рено, Феррари. Видимо ещё пережить один проходной год, когда Хэм обновит последний реклрд
Достаточно посмотреть как он катался в 15-м после относительно успешного 14.
Росберг не самый выдающийся пилот своего времени, но он давал вполне адекватный бой "скиллоносцу".
С псиной у Хэма 1389-1039, на 30% больше! Ботя просто подстилка, это очевидно.
2. До конца чемпионата 7 гонок или 175 очков. Преимущество Хэмилтона - 44 очка. Один сход и на этом же ресурсе будут кричать, что чемпионат начинается заново.
3. Боттас - пилот уровня выше среднего и слишком долго читал "Спортс" с помощью гуголтранслейта... В общем, начитался про себя всякого в комментах и решил воспользоваться административным ресурсом, чтобы послать местных в дальнее, финское пешее.
А теперь, можете выпускать пейс-кар...