Болид Квята – это наполовину прошлогодний «Ред Булл». Отличия – лишь в антикрыле и зоне за передними колесами
Но скоро «Альфа Таури» скопирует и новую машину Ферстаппена.
Благодаря успешному выступлению Пьера Гасли в Монце болид AT01 стал победоносным. Это лишь вторая машина производства команды из Фаэнцы, добившаяся такого звания – после модели 2008 года STR08. Но в те времена правила были другими, и Себастьян Феттель тогда фактически пилотировал «Ред Булл» RB4 (актуальный болид старшей команды), только с двигателем «Феррари» вместо «Рено».
Хоть сейчас участникам чемпионата мира больше не разрешается обмениваться идеями и техникой, однако «Альфа Таури» все же получает преимущество из тесных отношений с «Ред Булл».
Команды используют одинаковые моторы «Хонды», но итальянская организация производит собсивенное шасси. Правда, без технологий старшей «сестры» тут не обошлось: вся задняя часть болида «Альфа Таури» – по сути прошлогодний RB15: коробка передач, задняя подвеска и сопутствующая гидравлика с электроникой.
Некоторые внутренние элементы подвески тоже взяты у «Ред Булл»: пружины, амортизаторы, рычаги в месте соединения с носом. Однако внешние поперечные рычаги, толкатели и другие конструкции все-таки созданы именно в Фаэнце.
Разница обнаруживается при визуальном сравнении: у «Ред Булл» поперечные рычаги сделаны намного сложнее. Они очерчены в различных плоскостях, чтобы получить наибольшую выгоду в аэродинамике с учетом особенностей машины. У «Альфа Таури» они простые и прямые, хотя и сделаны, как и у старшей команды, из углеродного волокна.
Также прослеживается и контраст в деталях и концепции аэродинамического обвеса. Например, разница в зоне дефлекторов отчетлива видна на обычных фотографиях.
Рассекатели и лопасти на болиде «Ред Булл» устроены намного сложнее, в то время как та же зона на машине «Альфа Таури» выполняет более базовые функции перенаправления потоков на более проработанную заднюю часть или просто вбок для снижения аэродинамического сопротивления.
Конечно, подобные различия – прежде всего результат разницы в бюджетах команд. С огромными финансовыми возможностями «Ред Булл» может нанять лучших специалистов и потратить часть денег на более тщательную разработку болида. Результат налицо: в этом году в среднем RB16 быстрее AT01 в квалификациях на 0,64 секунды.
Но все же сравнивать болиды в лоб не совсем правильно. У «Ред Булл» сложная аэродинамика, требующая отдельного разбора, в то время как «Альфа Таури» устроена значительно проще. Фишки, которые использует Эдриан Ньюи, просто не заработают на AT01: подход итальянцев значительно отличается от австрийского пути.
Тем не менее в «Альфа Таури» не обходится без концептуального влияния «старшей сестры». Болид-2020 многое унаследовал от RB15: у них одинаково толстый короткий нос (у RB16 он тоньше), та же коробка передач и идентичная колесная база.
Но и без творчества в Фаэнце не обошлось. Оно проявилось в переднем антикрыле: в RB16 старались использовать всю доступную глубину на пластинах ради прижимной силы, а AT01 продолжает традиции «Торо Россо»-2019: глубина уже не столь большая, крыло рассчитано на внутреннюю нагрузку и выдает меньше прижимной силы. Правда, и аэродинамическое сопротивление тоже снижается, теоретически повышая скорость на прямых.
Причина этого отличия заключается вновь в разнице бюджетов – крыло с внешней нагрузкой (RB16) дает большую выгоду, но и на его создание уходит больше средств. С невысокой финансовой мощностью логичнее и проще строить машину с лучшей скоростью на прямых
«Крыло с внешней нагрузкой показывает очень интересные результаты в аэродинамической трубе, – сказал в прошлом году технический директор тогдашней «Торо Россо» Джоди Эггинтон. – Но для нас это было роскошью. Мы не могли добиться той же стабильности».
В чем AT01 действительно лучше STR14, так это в устройстве задней части болида. В прошлом сезоне «Торо Россо», будучи вторым клиентом «Хонды», использовала концепцию болида «Ред Булл» 2018 года, разработанную под двигатель «Рено».
Проблема заключалась в абсолютно разной конструкции двух двигателей: в «Хонде» используют раздельный турбонаддув (турбина и передний компрессор разделены, соединены валом), в то время как «Рено» сделан по традициям: турбина и компрессор не разъединены. Все это влияет на положение силовой установки и, соответственно, на дизайн самого болида.
Французский мотор не могли установить вперед для улучшения баланса – мешала турбина. Так что конструкторам «Торо Россо»-2019 пришлось удлинять колесную базу, чтобы использовать коробку передач, сконфигурированную под «Рено» – и в итоге болид Квята подошел практически вплотную к пределам регламента, обогнав по длине даже «Мерседес». За счет основы RB15, уже знакомого с «Хондой», в нынешнем сезоне «Альфа Таури» не испытывает подобных проблем.
Запутанность задней части нынешнего болида «Ред Булл» потребовала много времени для конструирования : инженеры использовали максимальный наклон поперечных рычагов. Из-за трудного процесса сотрудникам из Милтон-Кейнса не удалось закончить болид раньше, чтобы в «Альфа Таури» смогли подстроиться под новую концепцию. Так что итальянцам пришлось использовать версию 2019 года, хотя правила не запрещали взять подвеску и заднюю часть RB16.
Можно ожидать, что в следующем сезоне «Альфа Таури» все же оснастит новую машину улучшенной конструкцией нынешнего «Ред Булл». Несмотря на заморозку шасси на 2021-й в соответствии с новым регламентом, правила все же не мешают инженерам поработать над мелкими деталями.
Однако для прорыва из середняков «Альфа Таури», как и другим командам, мешает прежде всего небольшой бюджет. Недостаток финансов не позволяет раскрыться инженерной мысли, но в следующем году в дело вступает правило потолка расходов – и у топов больше не останется денежного преимущества.
Либо Гельмут Марко выполнит обещание, и «Ред Булл» сделает сразу четыре машины – просто с разными ливреями. В наше время возможно все.
Источник: Formula 1
Фото: formula1.com/en; scuderiaalphatauri.com; Gettyimages.ru/Bryn Lennon