Квят наконец-то получил любимую тактику. Но команда все испортила непонятным пит-стопом: напарник выиграл, а Даниил – девятый
Запорот шанс на финиш в топ-5.
Кажется, Гран-при Италии в глазах общественно мнения окончательно распределил восприятие пилотов «Альфа Таури»: после победы Пьера Гасли и финиша Даниила Квята на девятом после старта с почти одинаковых мест положение россиянина со стороны выглядит просто катастрофическим. Любой заглянувший в общий зачет увидит там 43:4 и назовет это полным нокаутом.
Вряд ли после такого кто-то удивится новым интервью о недовольстве Квятом в программе «Ред Булл» или косвенных намеках на возможную замену на молодого пилота из «Ф-2» после конца сезона. Место Гасли теперь однозначно выглядит незыблемым (хотя еще год назад казалось, будто он удержался в системе лишь чудом), а с учетом прогресса проспекта «Хонды» и бедственного положения позици россиянина оказались совсем плохими.
Но как же так вышло? Неужели и правда Пьер уничтожил Даниила в Италии? Как же №26 оказался ниже напарника аж на восемь позиций? Квят правда так плох? Давайте разбираться.
Квят наконец-то получил любимую стратегию на гонку
На Гран-при Бельгии для Даниила главной проблемой оказалась стратегия: ему поставили на стартовый отрезок «медиум», хотя №26 предпочитает начинать заезды на максимально жесткой резине, пересиживать конкурентов на трассе и получать покрышки помягче на финальный рывок.
Именно с таким планом на гонку россиянин провел прошлогодний Гран-при Бельгии на высочайшем уровне (приехал седьмым после старта 19-м, проведя большую часть заезда в темпе «Ред Булл»), а также вырвался на шестую позицию Гран-при Италии – но сошел из-за отказа мотора.
Более того, именно такая же тактика уже принесла успех Пьеру Гасли на той же трассе «Спа-Франкоршам» уже в 2020-м – он обогнал половину пелотона и ворвался в топ-10, хотя на середине заезда казалось, будто его гонка окончена.
Более того, Даниил уже не первую гонку настаивал на именно такой стратегии: к примеру, в Испании он даже высказал все по радио.
И вот теперь №26 наконец-то получил излюбленную стратегию – гарантированно рабочую и в точности подходящую пилотажному стилю россиянина. Даже начало гонки прошло невероятно удачно для машины с самыми жесткими шинами: Даниил занял верную позицию на треке и объехал выпнутого маневром Гасли из топ-10 Албона, хоть и пропустил Эстебана Окона из «Рено». Но №31 прорвался и мимо Пьера в том числе благодаря самому мягкому составу шин: он выбрал свежий «софт» – без шансов в прямом противостоянии для машины на «харде».
Так Квят оказался позади Гасли и уверенно давил на напарника больше десяти кругов. Более того, Даниил постоянно обращал внимание на невысокий темп Пьера.
«Я все время в грязном воздухе, помогите мне с этим, – жаловался «Альфа Таури» по радио №26. – Он [Гасли] постоянно ошибается».
Команде пришлось несколько раз подгонять француза, но приказа пропустить россиянина так и не последовало. Справедливости ради, даже несмотря на разные тактики – обязанности менять позиции никакой и нет, если не существует внутрикомандной договоренности на этот счет. Судя по всему, ее и не было – хоть в Бельгии Даниил и пропустил Пьера, сейчас «Альфа Таури» рассудила по-другому (тогда все-таки Квят в основном терял время и точно не боролся за очки, а в Италии Гасли все-таки отставал от Окона не настолько сильно).
Странный ненужный пит-стоп, падение на 13-е вместо появления в топ-5
Когда наступил переломный момент и на 19-м круге Кевин Магнуссен свернул на обочину, спровоцировав желтые флаги, №10 тут же свернул в боксы за новым комплектом шин, позволив россиянину выбраться в чистый воздух и атаковать. Тогда-то, казалось, Квят и должен максимально включиться, реализовав весь потенциал жестких покрышек, но гоночная дирекция выпустила на трассу автомобиль безопасности, затем на 3 круга закрыла пит-лейн.
Когда же она его открыла, «Альфа Таури» зачем-то зазвала Даниила в боксы вместе со всеми остальными – гонщиками на «софте» и «медиуме». Больше в пелотоне не было ни одной машины на «харде» (кроме Феттеля, но он сошел) – и итальянская команда просто обнулила изначальный план на заезд вместо неукоснительного следования.
«Конечно, я был быстрее в тот момент. Моя гонка только началась, когда он [Гасли] заехал на пит-стоп, – рассказал №26 после финиша. – Но время выезда автомобиля безопасности оказалось невероятно неудачным для меня. Худший возможный сценарий».
Вот только зачем вообще «Альфа Таури» потребовалось зазывать на пит-стоп Даниила? «Хард» в Италии запросто выдерживает не меньше 30 кругов без кардинальной потери темпа – прорыв Льюиса Хэмилтона после рестарта и штрафа все доказал (№44 проехал 27 кругов). Менее выносливый «медиум» без проблем продержался столько же – а значит, теоретически Квят и без пит-стопа мог проехать не меньше 10-15 кругов после завершения режима сэйфти-кара. И даже нельзя сказать, будто подобный риск в глазах «Альфа Таури» выглядел чем-то неизвестным: ровно по такой схеме Гасли и проехал сверхуспешный Гран-при Бельгии неделей ранее! Более того, до выезда автомобиля безопасности команда и планировала продержать россиянина до 32-го или 33-го круга – вряд ли шины к моменту сбора пелотона умерли совсем без возможности извлечения серьезного темпа.
Однако Квята зачем-то зазвали на пит-стоп – и он оказался 13-м. А потом Шарль Леклер разбил болид, и гонку остановили красными флагами – фаталити для шансов Даниила.
Для понимания: лишь один пилот не поехал на пит-стоп после включения режима автомобиля безопасности – Ланс Стролл. И после хаоса с заменами шин, закрытым пит-лейном и расследованиями он оказался вторым – сразу после Льюиса Хэмилтона. Так канадский пилот «Рейсинг Пойнт» и возобновил заезд – правда, тут же провалился из-за пробуксовки колес на рестарте.
А вслед за №18 расположились Пьер Гасли, Кими Райкконен и Антонио Джовинацци – все они оказались бы за Квятом, если бы «Альфа Таури» просто последовала первоначальному плану и не предприняла бы судорожных действий.
После гонки команда оправдала выбор предполагаемой такой дальнейшей диспозицией: Даниил не смог бы соответствовать темпу соперников (речь, наверное, о полумертвых «Альфа Ромео», которых пелотон обгонял бы минимум 3-4 круга?) и его бы все обогнали. Безусловно, №26 к моменту пит-стопа потерял бы несколько позиций – но на финальном отрезке оказался бы намного быстрее всех в пелотоне. А в Монце с большим преимуществом в свежести шин обгонять не так уж и сложно.
В конце концов, точно такая же тактика сработала для Гасли в Бельгии и работала для Квята в предыдущих гонках. Вряд ли Квят не сумел бы отыграть примерно 8-9 секунд, сэкономленных пелотоном на «бесплатном» пит-стопе в режиме автомобиля безопасности.
Вместо шанса на реализацию любимой стратегии россиянин оказался позади дьявольски быстрой на прямых «Рено» и «Ред Булл» Макса Ферстаппена – и с ними на «Альфа Таури» трудно что-то поделать, кто бы ни сидел за рулем (Просто для ремарки: Гасли за весь Гран-при не на старте обогнал только корыто «Альфа Ромео»).
В итоге Даниил бесплодно провисел за желто-черным антикрылом до финиша без преимущества в покрышках и максимальной скорости. Обогнать кого-то в современной «Формуле-1» просто невозможно – и девятое место оказалось закономерным итогом. Единственный способ избежать подобного исхода был лишь один – не помещать Даниила в такие условия. Но именно это и произошло.
Вместо страданий за «Рено» россиянин получил бы шанс на финиш в топ-3 или хотя бы топ-5 – как показал опыт Пьера, «Альфа Таури» эффективно противостояла «Макларену» в тот день, а значит, при таком же сценарии гонки после рестарта перед №26 раскинулись бы все шансы отбиться хотя бы от Ландо Норриса (финишировал четвертым).
«К сожалению, все, что могло пойти не так в плане стратегии – пошло не так, – прокомментировал Квят после финиша. – Мы говорили о такой возможности перед гонкой. И именно это и произошло. Просто не верится, честно говоря. И я должен быть честным с собой, посмотрелся в зеркало и сказал: «Послушай, сегодня был не твой день, сегодня был день Пьера».
«Прекратите трепаться и наденьте грелки на шины, наконец!» Лучшие радиопереговоры Гран-при Италии
Квят – в семерке лучших пилотов Гран-при Италии от «Ф-1». И даже ворвался в топ-10 по всему сезону
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox / Stringer Rudy Carezzevoli / Stringer; globallookpress.com/Lm/Keystone Press Agency
А теперь представьте, его если бы не зазвали, а Леклер не вылетел бы, он бы убивал резину и потом пришлось бы заехать на пит-стоп и это 25 секунд потеря времени. Умники нашлись. Ладно в комментариях, но автор точно профан.