Гасли собрал все везение мира и выиграл первый Гран-при «Ф-1» в карьере. «Макларен» давил на него до последнего поворота
И никаких «Мерседесов», «Феррари» и «Ред Булл» на подиуме.
После квалификации Гран-при Италии в Монце ждали сверхунылую гонку – настолько большим оказалось превосходство «Мерседеса» даже без «режима вечеринки»: 0,8 секунды над ближайшим конкурентом!
Кто бы мог подумать, что она по сумасшествию добьет до уровня Баку-2017. Что ее выиграет Пьер Гасли, еще год назад вызывавший смех от выступлений за «Ред Булл» и улетевший в «Торо Россо» в середине сезона. И что триггером для полного хаоса станет заурядная техническая проблема у аутсайдера и авария «Феррари».
Сход Магнуссена спровоцировал тактический бедлам
Веселье началось на 20-м круге: безнадежно плетущийся в хвосте Кевин Магнуссен горестно пробурчал «что-то сломалось» и припарковал «Хаас» у отбойника. Если бы прокатился еще немного, то доехал бы до боксов – он встал практически у въезда на пит-лейн.
Ситуация казалась рядовой: машина стояла далеко от траектории, буквально в паре метров был «карман», в который можно было ее оттащить. Но дирекция гонки решила иначе: выпустила сейфти-кар и закрыла пит-лейн.
Лишь один пилот из топ-10 успел заехать до красного сигнала – Пьер Гасли. Заехавшие чуть позже Льюис Хэмилтон и Антонио Джовинацци уже попали под закрытие и получили 10 секунд «стоп-энд-гоу» – жестче этого штрафа в «Ф-1» лишь прямая дисквалификация. Англичанину наказание стоило победы.
В боксы не пускали еще несколько кругов, пока маршалы катили болид Магнуссен. Когда пит-лейн наконец открыли, то на пит-стопы ринулись почти все. Конечно, по сравнению с Гасли, Хэмилтоном и Джовинацци они потеряли уйму времени и позиций – француз внезапно оказался на третьем месте.
Авария Леклера подарила мегашанс Строллу, но тот им не воспользовался
Пьер стал виртуальным лидером: стюарды вскоре объявили о штрафе Хэмилтону (Льюис в любом случае улетал в хвост пелотона), а шедший вторым Стролл оказался единственным, кто не поехал на пит-лейн. И вскоре обнаружилось, что это решение стало лучшим за всю карьеру Ланса: уже через пару кругов после рестарта Леклер влетел в стену в «Параболике» на скорости 270 км/ч, уничтожил барьер из шин и спровоцировал красные флаги.
В «Формуле-1» есть замечательное правило: в случае остановки гонки команды имеют право чинить машины и менять резину. Два самых известных случая, когда оно возносило одних и обламывало других – Гран-при Монако-2011 и Гран-при Австралии-2016.
К примеру, в Монте-Карло девять лет назад Себастьян Феттель лидировал на совершенно убитой резине под прессингом Фернандо Алонсо и Дженсона Баттона на свежих шинах и вполне мог лишиться победы. Но большая авария за 10 кругов до финиша спасла немца: он получил новые покрышки под красными флагами и спокойно выиграл. А через пять лет в Мельбурне Ромен Грожан обошелся без пит-стопов – просто поменял шины после безумной аварии Алонсо и принес «Хаасу» финиш в топ-6 в дебютной для команде гонке.
Теперь в роли Феттеля и Грожана оказался Стролл, внезапно ставший главным фаворитом. Если бы гонку возобновили «с ходу» под сейфти-каром, он наверняка вышел бы в лидеры с хорошими шансами сохранить первое место до финиша. Но против канадца сыграло другое правило, появившееся в «Ф-1» относительно недавно: теперь стюарды могут возобновлять гонку после красных флагов стартом с места. Так они и сделали – и Стролл рестарт полностью провалил: пропустил Гасли, Райкконена, Джовинацци и Сайнса, откатившись на шестое место.
Зато Гасли улетел вперед ракетой и возглавил гонку. Позади на него работал Райкконен: несколько кругов героически сопротивлялся напору Сайнса. К моменту обгона пилот «Макларен» оказался в четырех секундах позади «Альфа Таури».
Ситуация выглядела однозначно: испанец догонит и «съест» Пьера. Оранжевые машины в Монце смотрелись побыстрее белых, а Гасли никогда не отличался хорошей работой с резиной. Но в этот раз Пьер справился мастерски: держал стабильный темп и сохранил шины до конца. А еще – грамотно вилял на прямых участках, сбрасывая Сайнса из воздушного мешка. Испанцу же явно не хватало скорости на втором и третьем секторах, где MCL35 чуть уступал AT01 в поворотах.
Возможно, если бы гонка продлилась еще круг-два, то Карлос смог бы активнее атаковать Пьера – но вероятно, для этого пилот «Макларен» должен был чуть раньше включиться на полную, чтобы заставить Гасли добить резину. Его полные расстройства послефинишные реплики понятны: «Макларен» объективно брал второе место и без всех форс-мажоров, а после устранения Хэмилтона заслуживал победы – первой аж с 2012 года. Но сегодня абсолютно все сложилось у другого гонщика.
«Если честно, это невероятно. Гонка была такой безумной, и мы смогли это использовать. За последние 18 месяцев я прошел через многое и не могу поверить в это. У меня нет слов. Команда сделала для меня так много, и теперь они подарили мне первую победу», – сказал Гасли после финиша.
Гельмуту Марко будет трудно не вернуть Гасли в «Ред Булл»
В прошлом сезоне Пьер выглядел в «Ред Булл» максимально жалко (уступал Ферстапену по кругу и не мог обогнать вообще никого) и заслуженно вылетел. На примере Даниила Квята мы видели, к чему может привести понижение в младшую команду: в 2016 и 2017 годах русский пилот так и не оправился от психологического удара, проиграл по всем статьям Сайнсу и вылетел из «Ф-1».
Но история Гасли ровно противоположная: Пьер не опустил руки, стабильно опережал Квята (10:1 в квалификациях), забрал сенсационный подиум в Бразилии и вот теперь выиграл гонку в «Альфа Таури». В «Альфа Таури», черт побери – второй команде «Ред Булл», где в последний раз побеждал еще молодой и шутливый Феттель, которому в 2008-м все было легко.
Сегодня Гасли сильно повезло, но победа за рулем среднего болида – все равно успех, который Гельмуту Марко будет невозможно проигнорировать. Особенно на фоне нового провала Алекса Албона – сегодня он на «Ред Булл» приехал к финишу 15-м. Гасли показал, что после понижения реально реанимировать карьеру, и очевидно рано поднявшемуся в топ-команду тайцу явно стоит вернуться в молодежку. Пьер явно заслужил старое место назад.
Руководитель «Альфа Таури» Франц Тост уже заговорил об обратном обмене Гасли-Албон: «Пьер очень мотивирован. Он сегодня провел действительно блестящую гонку: контролировал ситуацию и взвинтил темп, когда Карлос приблизился. Он был очень хорош. Если мы потеряем Гасли и он уйдет в «Ред Булл» – значит мы, как команда, здорово выполнили свою работу».
Похоже, Тосту и впрямь придется возвращать такого Гасли. После таких гонок – это лишь вопрос времени.
Сумасшедший Гран-при Италии: первая победа Гасли, Хэмилтон 7-й после штрафа, обе «Феррари» сошли
Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача
Фото: REUTERS/Luca Bruno, Jennifer Lorenzin; кадры трансляции
По формулировке в тексте выходит, что это было прямо супер-пупер тактическое решение, а на деле - обычный плановый пит-стоп, связанный с потерей темпа на софтах.
Если возьмут в Ред булл обратно, то будет на уровне Албона.
Если останется и придет цунода, то может ему и проиграть.
В Рено уже окон, а в остальных командах нет мест.
Чувак после всего фарта может остаться ни с чем потом. Хотя главную победу он уже в своей жизни одержал.