«Уильямс» строил гиперкар на 2000 л.с. за $2,7 млн вместе с «Лотусом». Но теперь компании ждет суд из-за срыва оплаты
Поставка покупателям задержана на полгода.
Полтора года назад автокомпании, выросшие из «Формулы-1», объединились для создания самого мощного и динамичного гиперкара в истории человечества. Возрожденный «Лотус» дал идею, деньги и дизайн – а для разработки двигателя и «начинки» подрядили инженерное подразделение не менее великого «Уильямса».
Так родилась идея Evija – электрокара мощностью свыше 2000 л.с. с четырьмя моторами из болида «Ягуара», участвующего в «Формуле Е». Именно за его разработку и развитие аккумуляторов и взялся «Уильямс»: цель заключалась в превращении машины в самое динамичное авто в истории. По задумке, Evija разгонялась до сотни не очень шустро – всего чуть быстрее трех секунд (откровенно немного для электрокара такой мощности), зато до 300 км/ч гиперкар должен достигать быстрее 9 секунд – быстрее любого существующего на данный момент авто в мире.
Про максимальную скорость заявляют только одно: она пока не ясна. Но с подобным характеристиками – может улететь и за 400 км/ч.
Естественно, машина подобного класса не планируется прямо массовой: объявлена продажа 130 экземпляров стоимостью 2,7 миллиона долларов каждый. Для соответствия заявленной цене «Лотус» выбрал, наверное, самого известного партнера в мире гоночных электрокаров: инженерное подразделение «Уильямса» поставляет аккумуляторы в «Формулу Е» с первого сезона, а недавно она же выиграла тендер на создание нового поколения батарей, способных заряжаться за 30 секунд на пит-стопе. Для реализации сверхпроекта англичане даже строят крупнейший на островах завод по производству аккумуляторов – совместно с университетом Ковентри. Более того, «Уильямсу» уже поступило много похожих заказов от «Ягуара» и «Астон Мартин».
Худшая команда «Формулы-1» страдает в гонках, но делает лазерную пушку и электронику для бронемашин
Однако в начале осени 2020-го альянсу пришел конец: «Лотус» досрочно разорвал соглашения с партнером и обвинил партнера в срыве сроков поставки комплектующих. Похоже, владельцы бренда решили доделать Evija самостоятельно.
«Уильямс» встретил демарш максимально жестко – обещаниями подать в суд. По версии инженерного подразделения, у «Лотуса» не было формальных поводов инициировать прекращение соглашения, а разрыв произошел исключительно из-за повеления китайского концерна Geely- владельца 51 процента акций «Лотуса» с мая 2017-го. Кажется, «Уильямс» заподозрил партнеров в желании забрать себе все лавры славы за создание настолько продвинутого гиперкара.
Подозрения производителя моторов и аккумуляторов возникли из-за медийной позиции «Лотуса»: владелец бренда Evija заявлял, будто «Уильямс» поставляет для машины исключительно аккумуляторы и контроллеры заряда, в то время как организация из Гроува с первого же дня рассказывала о полной разработке всей «начинки». Также конспирологическую версию подогрела и широкая реклама новой базы «Лотуса» в Уорикшире – компания объявила об открытии отдела НИОКР на основе местного университета в конце июля, а разрыв контракта произошел буквально через месяц.
Какова же позиция оппонента? Несколько фактов: поставку гиперкара покупателям и правда отложили с конца года до начала второй половины 2021-го – однако, по утверждению «Уильямса», в срыв первоначальных сроков вмешалась именно пандемия коронавируса, а не какие-либо другие факторы. Более того, инженеры продолжали работу над Evija даже на фоне хронических неплатежей «Лотуса» по контракту с апреля 2020-го, а срыв сроков поставок произошел вообще по вине именно тестовой команды владельца брендов.
И если изучить пресс-релизы «Лотуса» за последние полгода, можно и правда обнаружить публичные признания задержек именно из-за нарушения расписания испытательных заездов, вызванных пандемией. Причем за 20 августа – всего за несколько дней до разрыва отношений с «Уильямсом»!
«Мы потеряли пять месяцев тестов, прежде всего в континентальной Европе, – Пропустили заезды в жаркой погоде в Испании. Все не так просто передвинуть в нужное время, ведь инфраструктуру нужно бронировать – а для этого нужно отстоять в очереди, ведь все в одной лодке».
Теперь «Уильямс» намеревается через суд добиваться полной компенсации затрат на развитие болида и понесенный за разрыв контракта ущерб – поскольку проект, по сообщению инженерной организации, уже «достиг финальной стадии».
Восхождение «Лотуса» на вершину электрического автопрома началось максимально неудачно.
Теперь часть болида «Ф-1» произведут изо льна. Оказывается, он крепче, дешевле и легче углепластика
Источник: Autocar
Фото: wikipedia; forbes/JORGE FERRARI; uk.motor1.com; autocar.co.uk