Битва Сенны и Проста, титулы Лауды и Пике, смерть Вильнева. Главные моменты «Формулы-1» в 80-е
Мы приближаемся к эпохе, когда была популярна пышная шевелюра, усы и турбированные моторы.
Это десятилетие разделили между собой пилоты «Уильямса» и «Макларена». Сначала были быстры одни, а потом другие. Дважды прервать их гегемонию смог Нельсон Пике за рулем «Брэбема». В «Формуле-1» одержал дебютную победу Айртон Сенна на «Лотусе».
Для «Феррари» настали бурные времена. В 1982 году погиб Жиль Вильнев, а Дидье Пирони получил серьезные травмы.
Титул Алана Джонса на фоне войны FISA-FOCA
И все это на фоне турбулентности за пределами трассы, когда две гонки потеряли статус чемпионата мира из-за войны FISA-FOCA, забастовки пилотов в 82-м, запрета граунд-эффекта, введения обязательного турбированного двигателя на сезон 86-го и почти скорую отмену этого правила через год, а затем и полный запрет в конце десятилетия…
На фото показан Алан Джонс за рулем «Уильямса», опережающий восходящую звезду «Лижье» Пирони на Гран-при Испании 1980 года в Хараме, на пути к титулу.
Это период войны между руководящим органом FISA и конструкторской организацией FOCA, возглавляемой Берни Экклстоуном. Гул из-за бойкотов брифингов водителей на предыдущих гонках усиливается, и в споре, доходящем до короля Хуана Карлоса, гонка проводится без команд FISA или официальных санкций. Джонс выигрывает, но не получает очков.
Год спустя первым этапом сезона должен был стать Гран-при Южной Африки, выигранный также Джонсом, но из-за войны органов эта гонка стала внезачетной.
Фантастическая развязка в Лас-Вегасе на «Цезарь-Палас»
Карлос Ройтеманн будет биться до самого финального этапа 1981 года в Лас-Вегасе в надежде стать чемпионом мира. Аргентинец является одним из последних представителей своей страны в «Формуле-1», но чемпионом так и не станет…
Что касается «Уильямса», кажется, что 81-й, наконец, станет годом команды. За несколько гонок до конца сезона Ройтеманн лидирует с 43 очками против 26 у Нельсона Пике. Примечательно, что Ройтеман наберет всего шесть очков в оставшихся семи гонках.
Он квалифицируется на поуле в Вегасе, но финиширует лишь восьмым, а пятого места Пике будет достаточно, чтобы обойти его в зачете. Карлос решает завершить карьеру спустя две гонки в сезоне 1982 года.
Пирони «украл» победу у Вильнева за пару недель до его гибели
Последняя гонка Вильнева. Гран-при Сан-Марино 1982 года бойкотировали преимущественно британские команды FOCA, а все сражение развернулось между пилотами «Феррари», так как главные конкуренты в лице «Рено» сошли.
Вильнев идет впереди напарника по команде Пирони, считая, что это устроит местных зрителей, а вот француза точно нет. Тот его проходит на последних метрах и выигрывает гонку. Вильнев умирает две недели спустя в результате квалификационной аварии на Зольдере, а карьера Пирони заканчивается спустя несколько месяцев, когда он получает ужасные травмы ног в результате несчастного случая на тренировке в Хоккенхайме.
Вероятно, что кто-то из них должен был брать титул, потому что «Феррари» смогла построить нормальную машину.
Титул Росберга на фоне 11 разных победителей Гран-при
На фото можно увидеть легендарного комментатора Мюррей Уокера в обнимку с Кеке Росбергом, одержавшем первую победу в чемпионате на Гран-при Швейцарии 1982 в Дижоне.
Это будет единственная победа финна в сезоне для команды «Уильямс». Произошла после обгона на предпоследнем круге пилота «Рено» Алена Проста, но этого одиночного успеха будет достаточно, чтобы стать чемпионом.
Это был самый побеждающий сезон в истории «Формулы-1». Триумф Росберга в Дижоне делает его 10-м гонщиком, одержавшим победу в 14 гонках, а победа Микеле Альборето на финальном этапе в Лас-Вегасе сделает его 11 из 16.
Рекордная победа с 22-го места на старте!
Они еще будут жаловаться на кочки в Остине… В 83-м Джон Уотсон одержал пятую и последнюю победу в карьере на трассе Лонг-Бич за рулем «Макларена».
Это была рекордная победа, которая до сих пор такой и остается. Вероятно, останется навсегда. Уотсон выиграл гонку, стартуя 22-м! Это была самая низкая стартовая позиция, с которой когда-либо побеждал гонщик «Формулы-1».
Более того, его напарник по команде Ники Лауда с 23-го места прорвался на второе! Это вторая гонка новой эры «Формулы-1», где был запрещён граунд-эффект и плоское днище.
Пике становится первым чемпионом в истории за рулем турбированной машины
Потрясающий образ красивого, похожего на дротик Brabham BT52B, когда Пике нацеливается на титул чемпиона мира 1983 года на Гран-при Южной Африки в Кьялами.
Бразилец, завоевавший второй титул в карьере, стал первым чемпионом в истории на машине с турбированным двигателем. Все благодаря грубой мощи четырехцилиндрового BMW, расположенного в задней части BT52B.
В концовке сезона Пике вырвал титул у Проста из «Рено». Он даже разрешил себе финишировать третьим, что позволило его напарнику по команде Риккардо Патрезе выиграть гонку.
Лауда переиграл Проста на рекордные пол-очка!
Прекрасное португальское осеннее солнце и точное вождение от великолепного Ники Лауды. Австриец вернулся в гонки лишь в 82-м, а уже два года спустя смог стать чемпионом за рулем «Макларена». Лауда переиграл Проста на рекордные пол-очка!
Это все из-за того, что Гран-при Монако был остановлен, и Просту присудили лишь половину очков за победу.
Лауда квалифицировался лишь 11-м в Эшториле – это обычная ситуация, потому как он работал над настройками для гонки, а не для квалификации. Австриец финишировал вторым, уступив лишь Просту. В результате этого было достаточно для третьего титула.
Первая победа Сенны в «Формуле-1»
На фото запечатлен потрясающий момент. Айртон Сенна одержал первую победу в карьере под проливным дождем на Гран-при Португалии 1985 года в Эшториле. Эта победа считается самой лучшей из его 41.
В гонке, где великого Проста разворачивает на пит-стопе, бразилец полностью уничтожает соперника на своем Lotus-Renault, опередив всех более чем на минуту. По правде говоря, его звездный час наступил годом ранее в аналогичных условиях в Монако с «Толеманом», но, в отличие от той гонки, гонка в Эшториле длилась два часа.
Легендарная фотография
Все друзья? Если да, то ненадолго ... Это одно из самых известных фото 80-х. Четыре великих пилота - Сенна, Прост, Найджел Мэнселл и Пике – сидят вместе в Эшториле в сентябре 1986 года.
За три гонки до конца сезона все пилоты претендовали на титул. Но победа Мэнселла в тот уик-энд и четвертое место Сенны выбьют пилота «Лотуса» из уравнения.
Все трое разыграют титул в Аделаиде – это будет одна из самых драматичных развязок в истории.
Драматичный финал в Аделаиде
Неожиданно для всех Прост завоевал второй титул подряд. На протяжении большей части сезона двигатели «Порше» уступали «Хонде» на «Уильямсах» Мэнселла и Пике.
Только те двое слишком много времени тратили на борьбу между собой, дав Просту чистый простор. На машине Мэнселла взорвалась покрышка, что привело к дополнительному пит-стопу Пике.
Прост выигрывает гонку и никому не оставляет шансов.
Сенна становится чемпионом мира с меньшим количеством очков, чем у Проста
Еще одно из величайших достижений Сенны – это первый титул. Бразилец присоединился к «Макларену» в 88-м, когда тот построил невероятный болид. Сенна и Прост выиграли 15 из 16 Гран-при в сезоне.
На предпоследнем этапе в Японии на Сузуке Сенна, стартовавший с поула, заглохнет на старте, что откинет его на 14-е место, но бразилец не сдастся. Он начнет прорыв. Когда пойдет дождь, то он пройдет Проста.
Любопытно, что он станет чемпионом с меньшим количеством очков, чем у Проста, потому что учитывались только 11 лучших результатов в сезоне. Французу пришлось распрощаться с тремя вторыми местами.
Первое столкновение Сенны и Проста в Японии
Первый из двух спорных моментов между Сенной и Простом.
Когда Сенна попытается обогнать Проста за шесть кругов, оставшихся на Гран-при Японии 1989 года в Сузуке, и одержит победу, которая позволит ему приехать в Аделаиду лидером чемпионата, Прост повернет в его сторону.
Они столкнуться. Прост сойдет, а Сенна благодаря маршалам продолжит движение, но его лишат победы за то, что он не смог вписаться в поворот. Француз выиграет третий титул в карьере.
Главные моменты «Формулы-1» за 70 лет:
Эпоха великого Хуана Мануэля Фанхио. Главные моменты «Формулы-1» в 50-е
Титул Сёртиса, смерть Кларка и гений Чепмена. Главные моменты «Формулы-1» в 60-е
Возвращение Лауды, уход Стюарта, титул Ханта и смерть Риндта. Главные моменты «Формулы-1» в 70-е