10 мин.

Феттель пошел в открытую атаку на «Феррари»: валит на команду все провалы и называет стратегию «лажей» посреди гонки

Руководство отстреливается.

На Гран-при 70-летия «Ф-1» Себастьян Феттель в третий раз приехал на финиш за пределами очковой зоны и обновил личный антирекорд года – оказался 12-м. В общем зачете четырехкратный чемпион теперь 13-й – и так глубоко он не проваливался даже в год выступления за «Торо Россо» (только после дебютной половины чемпионата за «БМВ» был ниже – 14-м).

Машина «Феррари» - настоящий кошмар: из-за нее произошел самый непонятный и странный разворот в вашей жизни: Феттеля просто начало болтать на ровном месте!

Да, комментатор Sky Sports и бывший пилот «Ф-1» Мартин Брандл предположил, что первопричиной стало подгазовывание на поребрике, но момент все равно довольно непонятный.

Во-первых, практически все остальные пилоты проезжают это место примерно так же – и ни с кем еще подобного не случалось. Во-вторых, на старте машины еще не набрали максимальную скорость, чтобы даже маленький срыв сцепления вызвал настолько огромные последствия. И в-третьих: машину раскачало так, словно никаким балансом в настройках между передним и задним мостом и не пахло – а потому выровнять ее было просто нереально.

В результате Себ оказался последним, и ему пришлось прорываться. Чем же помогла Скудерия? Самой странной тактикой в пелотоне: после 22 кругов на изношенном «харде» поставили новый всего на 11 кругов – а потом перевели на прикатанный «медиум» на оставшиеся 19 кругов!

Даже не пытайтесь здесь что-то осмыслить. Более глупой, необъяснимой и кривой стратегии на Гран-при 70-летия «Ф-1» просто не было, так что печальный исход читался сразу после второго пит-стопа.

Себ больше не смог сдерживаться – и сорвался.

«Мы в том окне, которое нам не нравилось. Мы говорили об этом утром. Я поеду в нем, но вы знаете, что облажались» – заявил по радио в прямом эфире Феттель.

Кто-то назовет подобную фразу мелочью, но немец ни разу за всю карьеру не атаковал Скудерию открыто и прямо, что бы ни вытворяли мастера из Маранелло. Какие бы тактики они ни придумывали, какие бы советы ни давали, какие детали ни ставили и ошибки ни допускали – Феттель держал все в режиме «строго конфиденциально».

Но теперь все по-другому. Особенно явно немец продемонстрировал новый порядок после финиша – когда на все инструкции и информацию от инженера демонстративно молчал.

А все потому, что перед первым пит-стопом Феттель отказывался от визита в боксы.

«В этих покрышках еще есть жизнь, я могу продолжать», – говорил Себ. Но его не послушали.

После гонки нажим на команду продолжился.

«Сложно сравнивать меня с Леклером – последние пару недель мы гонялись в трафике и, возможно, у Шарля было больше чистого пространства, – рассказал Себ после финиша. – Вот почему я раздражен – сегодня мы могли этого избежать, и я не знаю, почему это не сделали. Боюсь, ответов у меня нет. Сегодня утром мы обсуждали, как не попасть в трафик, но сделали именно это, и мне всего на десять кругов поставили шины «хард», что не имело смысла. Никто из нас сегодня не отработал идеально. Немного странная ситуация: разрыв в последние два уик-энда абсолютно одинаковый».

Последняя фраза – изящная шпилька в адрес шефа Скудерии Маттии Бинотто: он пообещал Феттелю прогресс по радио сразу после финиша предыдущего Гран-при Великобритании.

Кстати, его обращение Себ тоже демонстративно проигнорировал

Босс команды вступил в заочную перепалку через прессу на канале Sky Italia, чем только подтвердил: взаимная любовь окончилась.

«Мы позвали Себа на первый пит-стоп на пару кругов раньше, и он оказался позади Райкконена. Но мы знали, что он быстро прорвется и восстановит позицию на трассе. Мы хотели помочь Шарлю Леклеру продолжить отыгрываться, – объяснил Бинотто. – В целом это был правильный выбор для команды. И я не думаю, что этим выбором мы навредили Себу. На трассе он моментально отыграл позицию, обогнав Кими.

Себастьян не смог бы опередить Квята за счет более позднего пит-стопа, потому что у них был одинаковый темп. Опередив Сайнса за счет более раннего пит-стопа, Себ оказался двенадцатым и в любом случае финишировал бы на этой позиции. Его гонка была испорчена на старте – мне кажется, именно это повлияло на результат гораздо больше, чем стратегия».

Да, теперь в Маранелло винят в провале гонщика, а гонщик прямо валит неудачу на ошибки команды.

Перфекто.

Напряжение зрело последние две недели – «Феррари» слишком много ошибалась

На самом деле, фэйл со стратегией оказался не первым за уик-энд со стороны Скудерии – в практике у Феттеля сломался мотор.

Машину починили до квалификации – но так и не улучшили: Себ показал только 12-е время и прямо объявил: он сделал что мог, а проблема – не в нем.

«Это все, что у меня было, все, что было в этой машине, – разочарованно признал №5 по радио. – Так что я пытался. Спасибо».

«Если честно, я очень доволен своими кругами, – рассказал потом Феттель журналистам. Не думаю, что можно было выжать намного больше. Конечно, я недоволен результатом, но сегодня не мог сделать больше. Выбора нет – каждый раз, когда я сажусь в машину, пытаюсь нажать кнопку перезагрузки и показать максимум. Цель в том, чтобы двигаться вперед. Но сегодня это было невозможно. Да и не только сегодня, а в последние две недели. Впрочем, не важно. В моей карьере я оказывался намного выше и после худших кругов.

Чтобы ехать быстрее – требовалось больше сцепления . Должен поблагодарить свою группу инженеров: мы опробовали много всего, ощущения в машине стали немного лучше, однако, судя по временам, разницы нет. Мы словно бьемся о стену. Мы на таких позициях не просто так – нам не хватает скорости».

На Гран-при Великобритании недельной давности ситуация обстояла не лучше: на болиде ломался интеркулер и педали, управляемость оказалась кошмарной – пилотам «Феррари» приходилось отлавливать SF1000 в быстрых поворотах. И Себ не просто так негодовал насчет трафика: неделю назад битва в середине пелотона постоянно заканчивалась блокировками колес – так №5 и проиграл сразу несколько позиций. Гоночные инженеры и стратеги Скудерии тоже не особенно помогали.

«Феррари» работает с Феттелем «на отвали»: в гонке – плохие советы, механики не могут собрать педали, а шеф только сыплет обещаниями

Тогда-то Себа и прорвало в первый раз – чуть менее акцентировано, но все равно очень явно.

«Я перепробовал все, даже менял стиль пилотажа, – пожаловался немец. – Но с болидом не удалось найти общий язык. У меня возникли проблемы с тем, чтобы менять стиль пилотажа каждые два-три круга, пытаясь подстроиться. В итоге я просто не доверял машине. Вообще поначалу я надеялся, что все будет нормально, но уже на первых кругах понял, что не чувствую себя комфортно. А в такой ситуации ты не можешь толком атаковать, только обороняешься

Каждый раз, когда я пытался затормозить позже и чуть прибавить скорости в повороте, у меня возникали трудности с тем, чтобы удержать машину на трассе. В этот уик-энд у меня просто ничего не работало. В данный момент мы движемся непонятно куда. У нас есть фундаментальная проблема – то ли со мной, то ли с машиной».

Катализатор войны – некрасивый разрыв и странное отношение к Феттелю

Почему же между «Феррари» и ее недавним лидером произошел настолько быстрый разлад? Судя по всему, сказалась не самая приятная форма завершения отношений: по рассказам немца, ему в один из карантинных дней просто позвонил Бинотто и объявил о нежелании продлевать контракт – без формальных переговоров, предложений или хотя бы процесса обмена мнениями.

Также после старта сезона «Феррари» очевиднее сконцентрировалась именно на запросах Леклера к машине – Шарль лучше способен подстраиваться под всевозможные проблемы с отсутсвием прижимной силы и исправлять недостатки болида реактивным пилотажем. Отношения не исправили даже инцидент в Австрии (Леклер столкнулся с напарником и выбил из гонки оба болида) и спасение стратегического штаба от позора в Венгрии.

Оказывается, Феттель спас гонку в Венгрии несогласием со стратегией «Феррари». Быстро придумал альтернативу – и увел Скудерию от позора

Все эксперименты с шасси и настройками выстраиваются прежде всего вокруг Леклера, Феттеля Скудерия теперь словно обслуживает по остаточному принципу – исключительнло потому, что контракт обязывает. В такой обстановке недовольство и раскол был неизбежными.

Но знаете, что? Гоночная общественность, еще недавно критиковавшая Себа за бесконечные ошибки, отсутсвие характера и неумение проигрывать – теперь встала на сторону №5!

«На протяжении карьеры я часто сталкивался с тем, что машины, которые должны быть идентичными, оказываются разными. «Феррари» должна была заменить шасси Себу еще два Гран-при назад», – заявил бывший пилот «Ф-1» Кристиан Даннер в эфире телеканала RTL – с намеком о разных качествах болидов Феттеля и Леклера.

«Себастьян не мог внезапно растерять свой талант» – согласился бывший соперник немца Дженсон Баттон.

«Себастьян не медленнее напарника на полсекунды, – отрезал и Ральф Шумахер. – Очевидно, что его «Феррари» не может ехать быстрее».

«Можете представить, какое на него оказывается давление? – высказался в защиту Себа бывший пилот «Феррари» Ален Прост (которого вообще уволили за несколько гонок до конца сезона-1991). – Еще с прошлого года, когда ему не предложили контракт. Пресса начала говорить разные вещи – это не очень приятно. Я никогда не был в такой же ситуации, но в определенный момент испытывал что-то похожее. С таким давлением сложно справиться.

Когда ты – конкурентоспособный гонщик и, в особенности, пилотируешь сильный болид, у тебя должна быть возможность следовать своим путем. То, что мы видим сейчас – не очень красивая ситуация».

«Сейчас у него просто нет возможности блистать, – поддержал Себа и Хэмилтон в эфире немецкого телеканала Sky. – Команда сама задвинула его в тень. Важно, чтобы команда тебя поддерживала, это работает в обе стороны. Однако, уверен, его ждет прекрасное будущее. Надеюсь, у него все сложится с «Рейсинг Пойнт».

«Феррари» все-таки вернула нашивку с фамилией на командную куртку Феттеля – но очень топорно. После подколов от босса «Ред Булл»

За пять лет Феттель и «Феррари» так и не выиграли чемпионат мира: помешали кризис лидерства, вектор развития техники и пилотажные проблемы

«Феррари» провалила второй сезон «Ф-1» подряд. Но босса не уволили, а оставили еще на два года – почему?

Фото: REUTERS/FIA/Handout; globallookpress.com/HOCH ZWEI/Pool/COLOMBO IMAGES, Hoch Zwei/Keystone Press Agency