13 мин.

«Феррари» работает с Феттелем «на отвали»: в гонке – плохие советы, механики не могут собрать педали, а шеф только сыплет обещаниями

Кошмар на фоне результатов Леклера.

Этап в Сильверстоуне, казалось бы, можно назвать триумфом для Скудерии: Шарль Леклер взлетел на второй подиум в уже признанном всеми провальном сезоне.

Однако пусть результаты монегаска вас не обманывают: в стане «Феррари» реальный суровый кризис, депрессия и раздрай. Механики на стороне Феттеля занимаются не пойми чем, Себу выдают трудноуправляемый болид, а сам чемпион демонстративно бойкотирует переговоры с шефом в прямом эфире после трудного десятого места.

Если вы – фанат «Феррари», готовьтесь: вас ждет болезненное осмысление локальной катастрофы в отдельно взятом итальянском таборе.

Феттель потерял половину практик из-за технических проблем – механики час не могли починить педали

Отвратительный уик-энд №5 начался еще с утра прошлой пятницы: в болиде сломался интеркулер (агрегат для охлаждения воздуха, нагнетаемого турбиной в двигатель). Итог: Себ проехал только два круга за сессию.

Во второй практике фэйлы продолжились: у Феттеля возникли хронические проблемы с педалями – в кокпите постоянно что-то отваливалось.

– Что-то отлетело… В кокпите. Окей, кажется, поймал. Теперь можем посмотреть, – с этими словами Себ поехал в боксы – и даже сам помогал механикам искать поломку.

В итоге – 23 круга во второй практике без нормальной симуляции квалификации или гонки – и лишь 18-е место.

А в третьей практике проблема с педалями повторилась!

«Что-то снова отлетело. Внизу, в педали тормоза», – передал по радио Себ в середине сессии – и вновь отправился на ремонт.

И снова «Феррари» под номером 5 проехала только 21 круг (половина из которых – установочные), ничего толком не протестировала и показала только 14-е время. За два дня тренировок Феттель из-за поломок потерял не менее 2 часов – половину всего разрешенного к накату хронометража.

От чего же механики «Формулы-1» могут допустить глупую ошибку с неправильной сборкой педалей два раза подряд?

«Обычно такое происходит в тех случаях, когда все делается в большой спешке, – рассказал Тим Райт, эксперт Autosport и бывший гоночный инженер «Формулы-1» (работал с Аленом Простом, потом в «Бенеттоне» с Джонни Хербертом). – Впрочем, для такой большой команды, как «Феррари», подобное никогда не должно быть достаточным оправданием».

Машиной Скудерии было трудно управлять. Езда в трафике заканчивалась бесконечными блокировками колес

Технические неполадки оказались не единственным бичем итальянецв в Сильверстоуне – Шарль Леклер еще в пятницу пожаловался на управляемость.

«Невероятно сложно пилотировать, – описал ощущения от длинных отрезков монегаск. – Было черезвычно трудно не допускать ошибок».

Но еще сильнее недостатки болида ударили по Феттелю во время гонки – особенно в те моменты, когда Себ ехал в трафике за соперниками. В таких условиях болид обычно теряет от четверти до половины прижимной силы – а с учетом специфичных требований №5 к пилотажу, свойств SF1000 и невозможности нормально настроить болид под гонщика (решено копированием настроек Леклера) это часто ведет к проблемам при преследовании конкурентов.

Феттель ощутил все прелести встречи «грязного воздуха» и «Феррари» сполна. К примеру, гляньте, как он пытался обогнать Эстебана Окона в самом начале заезда: стоило только чуть-чуть проехать консервативную точку торможения – как колеса моментально блокировались.

Причем гоночный инженер Себа не особо помог в исправлении ситуации: он посоветовал Феттелю сдвинуть баланс тормозов в заднюю часть на 3 процента (что очень много – обычного гонщики и так ездят с настройками 48-52 в пользу моста с приводом). Поправки подобного масштаба сделали бы машину еще нестабильнее на торможениях, уничтожив последние остатки баланса, а также перегрузили задние покрышки – не лучшая идея с учетом старта на не самом выносливом «софте».

В итоге №5 проигнорировал предложения инженера и сам поменял настройки дифференциала (распределение крутящего момента на правом и левом колесе) в попытках найти чуть больше сцепления сзади.

Следующей попыткой перебалансировать машину и подогнать ее под более комфортный режим работы стали действия механиков на пит-стопе: во время смены покрышек они подняли переднее антикрыло на несколько кликов, увеличив количество прижимной силы в передней части. Правда, Феттель и эти изменения перед пит-стопом вообще не обсуждал с гоночным инженером – судя по всему, их запланировали еще после квалификации в качестве реакции на мучения Себа.

Но даже изменения настроек не помогли чемпиону:  после рестарта он снова заблокировал колеса – и пропустил Окона (которого опередил за счет более быстрого пит-стопа).

В дальнейшем быстрее Феттеля оказалась даже не самая резвая «Альфа Таури» Пьера Гасли: чемпион оборонялся как мог (даже в рамках правил вытеснил соперника с трека), но все равно ничего не смог поделать.

Интересный факт: при обороне от «Альфа Таури» инженер Феттеля не дал разрешение на использование режима мотора с повышенной мощностью (хотя битва шла за десятую строчку). Только при схватке с Албоном из «Ред Булл» за 11-ю Себу все-таки позволили включить двигатель на полную.

С другой стороны, немец сумел отбиться от Боттаса на последнем круге – но «Мерседес» прессинговал «Феррари» всего несколько поворотов, да и атаку Валттери проводил не слишком агрессивно. Чемпион сумел-таки набрать очки – финишировал десятым, повторив отвратительный результат Гран-при Австрии. Правда, на «Шпильберге» Себа еще и развернуло.

Как же отреагировали в «Феррари» на неполадки и неудобства Феттеля? Может, пообещали пакет обновлений (уже третий по счету)?

«Конструкция болида останется неизменной, – заявил глава отдела по развитию машины Энрико Кардиле. – Мы должны постараться лучше раскрыть потенциал. Ведь мы хотим дать обоим нашим гонщикам шанс добиться хорошего результата. А это также значит, что мы не можем позволить себе тратить время на мелкие проблемы».

Но почему же тогда Леклер приехал на подиум, а Феттель едва добрался до финиша в топ-10?

Конечно, можно все свалить на пропасть в пилотажном уровне и посетовать на окончательную деградацию недавнего лидера Скудерии, но в реальности дело немного сложнее. Даже если бы у Себа не возник фонтан из неполадок, он все равно вряд ли выступил бы сильно лучше – а все из-за нового разворота в философии «Феррари».

В прошлом году итальянцы выстраивали болид вокруг концепции «машины-ракеты»: максимально эффективном разгоне, лучшей скорости на прямых, минимальном лобовом сопротивлении (важный фактор для уменьшения количества топлива в баке и облегчения болида) и выигрыша времени прежде всего за счет мощности. Однако «Мерседес» с концепцией скоростного прохождения медленных и среднескоростных поворотов выиграл в 2019-м восемь первых гонок подряд – и Скудерия записала свой подход в ошибочные. Ситуацию ухудшил и скандал с моторами и тайным соглашением с ФИА: мощность силовой установки «Феррари» упала, и в Маранелло занялись поисками новых козырей.

После напряженной зимней работы итальянцы выкатили SF1000 – на бумаге заточенный под прижимную силу и скорость в виражах. Однако уже на тестах инженеры увидели нестабильность болида в поворотах, трудности с управлением и стабильностью сцепления – в общем, Скудерия не сумела построить желаемое. Первые три Гран-при сезона окончательно убедили шефов «Феррари» в ошибке: хорошие результаты достигались либо исключительно благодаря удаче, либо благодаря стратегическому чутью Феттеля (и, конечно же, огромному труду обоих пилотов – как минимум один из них выжимал из машины все, что только можно).

В результате на Гран-при Великобритании Скудерия привезла идею нового радикального разворота – возвращению к идее «машины-ракеты». Для исполнения плана из Маранелло привезли самое маленькое заднее антикрыло и максимально облегченный аэрообвес – чтобы выжать как можно больше скорости на прямых за счет снижения аэродинамического сопротивления.

Первый снимок – с Гран-при Австрии, второй – из Венгрии, третий – из Великобритании

Естественным итогом стало падение прижимной силы – ее оказалось даже меньше, чем на мегаскоростном треке в Австрии! А ведь «Формуле-1» предстоял заезд по «Сильверстоуну» – полному высоко- и среднескоростных поворотов, для преодоления которых требуется много аэродинамического сцепления. Обычно команды привозят сюда как раз обвесы для максимизации прижимной силы (идеальным примером стал «Рейсинг Пойнт» – «розовые» настролько перестарались, что провалились и в квалификации, и в гонке), но Скудерия выбрала радикальный экспериментальный подход.

«Мы пошли на серьезный риск, чтобы стараться как можно больше времени отыгрывать на прямых, – подтвердил Шарль Леклер. – Но это очень сильно осложнило работу с шинами».

Зато базовая идея сработала: на отрезках, напрямую зависимых от мощности, у Скудерии вновь не оказалось конкурентов.

«Феррари» вновь царит на прямых в «Ф-1», хотя лучший мотор – у «Мерседеса». Виновата жара и эксперименты

Правда, именно экспериментальная настройка и создала пилотам большую часть трудностей с управлением: из-за небольшого количества прижимной силы быстрые и среднескоростные повороты пришлось проезжать вот так.

Здесь как раз и кроется главное различие между выступлениями Феттеля и Леклера. Себ – обстоятельный гонщик с давно сложившимся пилотажным стилем, ему совершенно не по нраву реагировать на бесконечные случаи избыточной или недостаточной поворачиваемости. Вся его техника основана на стабильности и предсказуемости задней части – только тогда он чувствует уверенность в себе, выигрывает точки торможения и раньше прочих разгоняется из поворотов. Феттель на тяжелой машине без прижимной силы – наверное, самое неловкое в своей предсказуемости зрелище в «Ф-1». Вне зоны комфорта он, к сожалению, не способен выжимать из болида все 100 процентов – просто потому, что не чувствует этот самый предел и эти самые 100 процентов.

За пять лет Феттель и «Феррари» так и не выиграли чемпионат мира: помешали кризис лидерства, вектор развития техники и пилотажные проблемы

Леклер совершенно другой – он как раз «реактивный» пилот без ярко выраженного пилотажного стиля – об этом Шарль как раз упомянул в недавнем интервью о картинговых битвах с Ферстаппеном. №16 легко (с ментальной точки зрения) переключается между необходимостью вести машину по-другому.

Леклер интуитивно чувствует возможности машины и адаптирует технику пилотажа на основе реакции болида на постепенное достижение предела. К примеру, на «Сильверстоуне» он придумал совсем интересную штуку: из-за снижения прижимной силы ему пришлось сбрасывать скорость в повороте «Копс» (который проезжали с полным газом даже прошлогодние «Уильямсы» – худшие машины «Ф-1» за последние несколько лет), но для компенсации потерянного времени он агрессивнее и глубже атаковал более медленные виражи на первом секторе, подгазовывая там, где все остальные конкуренты не решались.

Потому темп Шарля в квалификации удивил даже консультанта «Ред Булл» Гельмута Марко.

«Где Леклер находит такую скорость – загадка, – рассказал австриец. – На прямых он был быстрее нас, но, похоже, это касается лишь его, но не Феттеля. Леклер потерял лишь две десятых по сравнению со своим лучшим временем 2019 года».

Также Шарль благодаря способности к адаптации настолько привык к новому поведению болида, что к концу уик-энда даже перестал жаловаться на трудности управления – а после финиша даже оценил пилотаж как «простой». Себ, к сожалению, не способен на такой фокус – его сила в другом. Но раскрывается она только на стабильных болидах.

Феттель бойкотирует общение с шефом в прямом эфире и делает очень сильные заявления

Сложный уик-энд с минимум помощи от «Феррари», видимо, здорово задел четырехкратного чемпиона – после клетчатого флага он демонстративно проигнорировал попытки босса Скудерии Маттии Бинотто его приободрить.

Маттиа Бинотто: Привет, Себ, это Маттиа. Жесткая гонка сегодня. Знаем, был сложный уик-энд, но у нас есть… Неделя времени… И мы снова поедем здесь и справимся лучше.

Себ: молчит.

Инженер Себа: Проверка радио, пожалуйста.

Себ: Ага.

Инженер Себа: Принял это.

Себ: Проверка радио, в порядке. Да, гонка была жесткая. У меня было очень, очень мало уверенность в машине. В принципе, так же, как и в квалификации. Проблемы круг за кругом. Пробовал много всего, но так и не нашел прорыва. Но, эээ… Молодцы там, на другой стороне. Шарль – молодец. И хороший пит-стоп, ребята.

После гонки Феттель и вовсе сделал очень громкое заявление – фактически противопоставив себя машине и выразив все накопившееся недоумение насчет вектора развития SF1000/

«Я перепробовал все, даже менял стиль пилотажа, – признался Себ. – Но с болидом не удалось найти общий язык. У меня возникли проблемы с тем, чтобы менять стиль пилотажа каждые два-три круга, пытаясь подстроиться. В итоге я просто не доверял машине. Вообще поначалу я надеялся, что все будет нормально, но уже на первых кругах понял, что не чувствую себя комфортно. А в такой ситуации ты не можешь толком атаковать, только обороняешься

Каждый раз, когда я пытался затормозить позже и чуть прибавить скорости в повороте, у меня возникали трудности с тем, чтобы удержать машину на трассе. В этот уик-энд у меня просто ничего не работало. В данный момент мы движемся непонятно куда. У нас есть фундаментальная проблема – то ли со мной, то ли с машиной»

Ответ от Бинотто оказался максимально миротворческим – и при этом не особо внятным.

«Сегодняшняя гонка получилась тяжелой – по крайней мере, для Феттеля. Мы могли бы сделать гораздо больше с его машиной. Он потерял время в пятницу, которое мог бы провести на трассе – это тоже ничем нам не помогло.

Однако Себ вообще не чувствовал уверенности за рулем болида по ходу этого уик-энда, так что нам предстоит изучить большое количество данных, чтобы понять причины случившегося».

Выходит, Скудерия на самом деле имела возможности улучшить его болид – но по непонятной причине решила оставить все как есть? Неудивительно, что в прессе сразу же замелькали предположения о намеренном сливе Себа – причем тему запустил сам четырехкратный чемпион в интервью после одной из практик. Его никто не спрашивал насчет возможного саботажа со стороны команды (потому что в современной «Ф-1» все, что можно услышать в ответ вне зависимости от реальности – «конечно, нет»), но Феттель сам заговорил на данную тему.

«Не хочу никого обвинять в плохих намерениях, – сразу уточнил он. – Я относительно уверен, что завтра все сложится лучше, но насколько – не знаю. Не могу ничего обещать, но сильно хуже уже быть не может.

Что пошло не так? Если честно, не знаю. Я намерен бороться, и ребята стараются как могут. Не думаю, что у кого-либо есть плохие намерения, нам просто нужно пережить этот период».

Похоже, Себ просто устал от странного отношения со стороны руководства: вроде как «Феррари» любит обоих пилотов одинаково, но уведомление о разрыве он получил в виде внезапного звонка от Бинотто, да и обстоятельства постоянно складываются не в его пользу.

В любом случае нервозность в стане Скудерии растет с каждым Гран-при. Куда докатится эта команда к концу сезона – пока не очень понятно. Но хотя бы следить за развитием событий – безумно захватывающе.

«Феррари» провалила второй сезон «Ф-1» подряд. Но босса не уволили, а оставили еще на два года – почему?

Фанаты поймали «Феррари» на кривой вклейке болида Феттеля на трек. Ради простого кадра!

«Феррари» все-таки вернула нашивку с фамилией на командную куртку Феттеля – но очень топорно. После подколов от босса «Ред Булл»

Фото: Gettyimages.ru/Will Oliver/Pool via Getty Images; globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency