В «Ф-1» вернули олдскульные мегатрассы и добавили новую. Она максимально скоростная, гонять по ней – сплошной адреналин
Самый необычный календарь последних десяти лет.
Коронакризис по-настоящему изменил мир и продолжает трансформировать «Формулу-1»: из календаря чемпионата вылетает все больше традиционных для современной серии этапов. Под недавнюю волну отмен попали Гран-при США, Мексики, Канады и Бразилии – американского турне в 2020-м не будет. Однако вряд ли болельщики сильно расстроятся: организаторы чемпионата заменили этапы Нового света гонками по лучшим автодромам прошлого – важным местам для «Ф-1» 80-х.
Речь о немецком «Нюрбургринге», «Автодроме имени Энцо и Дино Феррари» в Имоле» и «Алгарве» в португальском Портимане – именно по ним серия устроит турне в октябре сразу после этапа в Сочи. И посмотрите, насколько же хороши эти треки!
Имола
Место великой трагедии: именно здесь в 1994-м погиб Айртон Сенна. После смерти бразильца (и австрийского гонщика Роланда Ратценбергера) трассу серьезно перестроили и она продолжили прнимать заезды в рамках Гран-при Сан-Марино вплоть до 2006 года. Кстати, несмотря на посвящение трека в честь семьи Феррари, автодром не принадлежит гоночной компании и управляется фирмой, связанной с местным муниципалитетом.
Имола вылетела из календаря во многом из-за неспособности конкурировать с азиатскими и американскими новыми этапами: стоимость проведения Гран-при постоянно росла, и гонки переставали окупаться. Однако коронакризис творит чудеса: теперь «Формуле-1» важнее провести чемпионат из 16-18 этапов ради спонсоров и телевещания, чем собрать с каждой локации по 30-40 миллионов долларов.
Конфигурацию трека переделывали и после вылета этапа из календаря – ей постарались вернуть олдскульный дух: в Имоле есть несколько быстрых секций и чуть более медленных с шиканами (потенциальные места для обгонов), а также участки с большим количеством травы прямо рядом с дорожным полотном. Цена ошибки будет сверхвысокой!
Только взгляните на запись с бортовой камеры Михаэля Шумахера в 2006-м: пилотаж не выглядит ультрасложным, но даже Красный барон допускает сразу несколько видимых ошибок.
Особую остроту местному уик-энду придаст и новый экспериментальный формат: сессии уложат в два дня. Вместо трех практик в пятницу и субботу предполагается провести только одну – накануне квалификации. С учетом минимального количества информации о треке в Имоле в распоряжении команд и еще меньшем накате – гонка просто обязана выйти максимально хаотичной, полной ошибок и неожиданных поворотов.
Однако кое-кто из современной «Формулы-1» все-таки воспользуется преимуществом знания местной трассы – прежде всего Кими Райкконен. Именно 40-летний чемпион 2007-го – единственный действующий пилот пелотона, заставший последний Гран-при Сан-Марино (всего Айсмен откатал их шесть штук – и только однажды поднялся на подиум).
Еще сильно повезло «Альфа Таури» Даниила Квята: итальянская команда именно в Имоле организовала частные тесты для подготовки к позднему старту сезона. Россиянин с напарником проехали по автодрому имени Энцо и Дино Феррари больше сотни кругов – и остались в полном восторге.
«Имола – отличная трасса! – описал Квят впечатления. – Я всегда считал, что пилотировать там очень интересно. Трек олдскульный, кочковатый, со сложными поребриками. В Имоле было очень здорово, некоторые вход в повороты очень быстрые, это дает большой прилив адреналина. У меня очень позитивные эмоции после тестов.
Можно сделать вывод, что слишком большие изменения на трассах, из-за чего они все становятся похожими – даже по части тех же поребриков или стремления к идеальному треку – неверное направление для «Формулы-1» и автоспорта в целом».
«Когда едешь по местным быстрым поворотам с минимальными зонами вылета за ними – чувствуешь, что реально на пределе болида», – согласился с Даниилом и Пьер Гасли.
«Нюрбургринг»
Конечно, речь не о 20-километровой «Северной петле», где в свое время чуть не расстался с жизнью Ники Лауда. Современную версию открыли в 1984-м и позднее реконструировали еще раз, но обновленный автодром все равно запомнился эпичными сражениями: к примеру, яростным обгоном Михаэля Шумахера в 1995-м или битвой Фернандо Алонсо с Фелипе Массой за победу в 2007-м.
(Михаэль пока не в красной машине, если что)
Трек присутствовал в календаре до 2007-го под вывеской «Гран-при Европы» (и один раз – «Гран-при Люксембурга»), а с 2009-го принимал немецкий этап по очереди с «Хоккенхаймрингом». Однако с 2013-го (после ухода Шумахера) интерес публики упал, заезд перестал окупаться и вылетел из расписания чемпионата мира.
Только посмотрите на вот этот круг Михаэля из 2011-го: вот такая красота вернулась к нам из-за коронакризиса.
«Нюрбургринг» берет не скоростью: практически каждый поворот – затяжной и техничный, требующий терпения чувства сцепления. Именно на таких трассах развороты могут произойти в любой момент – а уж гравийные ловушки тут располагаются совсем близко к полотну. Только представьте, какой триллер здесь может развернуться под дождем!
Между прочим, в 2020-м «Нюрбургринг» примет «Формулу-1» в качестве Гран-при Айфеля, и это уже четвертая смена название этапа на немецкой трассе в истории чемпионатов мира.
«Алгарве»
Португальский трек, открытый в 2008-м и стоивший 200 миллионов евро, пока ни разу не принимал Гран-при «Формулы-1» – пока только лишь «Формулу-2», A1GP, гонки на выносливость и «Супербайк». С другой стороны, локация явно не чуждая для вершины автоспорта: трек построили на том самом месте, которое во время выступлений в Европе выбрал своей базой Айртон Сенна.
Теперь здесь проведут Гран-при Португалии – впервые с 1996-го! И абсолютно заслуженно: посмотрите на запись с бортовой камеры – трек в Портимане получился максимально скоростным и адреналиновым, с постоянными перепадами рельефа (и оттого целой кучей слепых поворотов), широкими виражами для битв колесо в колесо и крайне сложными поворотами с меняющимся радиусом.
Проехать его правильно с первого раза будет практически невозможно – потому опыт и накат в «Алгарве» станет ключевым. Выходит, преимущество получит Льюис Хэмилтон, гонявший здесь на тестах в 2008-2009-х, а также Шарль Леклер, Валттери Боттас и Даниэль Риккардо – во время гонок в «Формуле-Рено» они застали этот автодром в календарях.
Все три гонки – непредсказуемые
Главная черта всех трех треков (а также недавно добавленного «Муджелло») – полное отсутствие данных у большинства команд. Практически никто в пелотоне не знает, как отреагирует машина на местные повороты, поребрики, кочки и рельеф, насколько быстро износятся шины (и на каких колесах) и какие могут быть требования к охлаждению. Обычно все это исследуется на симуляторах и на основе информации с предыдущих сезонов, но даже с момента последней гонки на «Нюрбургринге» «Формула-1» успела сменить три поколения болидов. Все имеющиеся знания помогут разве что пилотам с поиском точек торможения, а в остальном – полная неизвестность.
Естественно, у команд будет возможность подготовиться на симуляторах, но они никогда не дадут всех необходимых данных, настроек и требований к аэродинамическому обвесу. Организациям придется экспериментировать прямо по ходу заездов, а это всегда ведет к рискованным и ошибочным стратегиям, неполадкам, неожиданным тактическим ходам и полной неизвестности. Проиграть может даже «Мерседес»!
Пусть в 2020-м и без пандемии планировались два новых Гран-при (Нидерландов и Вьетнама) с примерно такими же вводными данными, но теперь в календаре – целых четыре гонки с неясным раскладом. Так что текущий сезон имеет все шансы войти в легенды не как урезанное нечто, а как самый уникальный чемпионат ХХI века.
Фото: Gettyimages.ru/Pascal Rondeau/Allsport; instagram.com/f1
Мерседес:
https://sun9-69.userapi.com/c834200/v834200196/181b5e/pMkTqJ6EBaM.jpg
https://sun9-1.userapi.com/c834200/v834200196/181ab4/CqVwqDIcmAY.jpg