Новый поворот в саге о Феттеле: кажется, он переходит в «Астон Мартин». Это лучшая по эффективности команда «Ф-1», но без шансов на победы
Ради Себа увольняют лидера с многомиллионной компенсацией.
Трансферные саги в «Формуле-1» происходят не так уж часто из-за умопомрачительной секретности и закрытости паддока, но когда титулованный пилот выходит на рынок – слухи о вариантах для продолжения его карьеры захватывают все. И сейчас мы как раз наслаждаемся одним из таких редких случаев – спектаклем «Себастьян Феттель выбирает себе новую команду».
Четырехкратный чемпион – самый горячий лот на рынке пилотов с 2014-го (когда он же сам и устроил мегаперестановки контрактом с «Феррари»). Даже возвращение Фернандо Алонсо в «Рено» не поспорит по медийности с интересом к будущему №5: инсайды, предположения и сливы о переговорах немца появляются буквально каждую неделю. Перед Гран-при в Австрии немецкая пресса уверенно говорила о шансе на возвращение в «Ред Булл», но теперь в лидеры гонки за подписью Себа в контракте вырвался будущий «Астон Мартин».
Семь дней назад вариант с трансфером Феттеля в «Рейсинг Пойнт» никто не рассматривал как реалистичный: все-таки четырехкратный чемпион мира не раз заявлял о желании перейти в сильную команду с перспективами ради битвы за подиумы и победы. Обстановка внутри «розовой» организации тоже не благоволила новым переходам: у обоих пилотов еще с прошлого сезона подписаны долгосрочные контракты (до конца 2022-го). Однако Гран-при Штирии все перевернул: RP20 способен догонять «Ред Булл» и прорываться в топ-5 даже после старта с 17-го места!
Ситуация по части наличия мест тоже изменилась: у лидера «Форс-Индии» и «Рейсинг Пойнт» с 2014-го Серхио Переса в договоре внезапно обнаружилась опция досрочного расторжения с выплатой компенсации от 6 до 9 миллионов долларов. Правда, активировать ее нужно до 31 июля – и потому моментально появились инсайды о грядущем объявлении сделки с Феттелем 2 августа на домашнем для «Астон Мартин» и «Рейсинг Пойнт» Гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Себу якобы уже привезли многостраничный контракт – осталось только согласиться и подписать бумаги.
Будущий «Астон Мартин» – не обычный середняк: самая эффективная команда «Ф-1» с огромными амбициями
Вчерашняя «Форс-Индия» прославилась в 2016-м и 2017-м после феноменальных четвертых мест в Кубке конструкторов с минимальным бюджетом (до 120 миллионов долларов). Позади остались гиганты «Рено» и «Макларен», а также еще недавно заезжавший на подиум «Уильямс» – тогда-то «розовых» и окрестили самой эффективной командой пелотона.
Более того, будущий «Рейсинг Пойнт» умудрялся выхватить подиум у «Феррари» и «Ред Булл» даже в предбанкротном состоянии в 2018-м – хотя обычно команды с подобными проблемами катились ко дну за несколько месяцев и тихо умирали без шансов на воскрешение.
Однако «Форс-Индии» удалось выбраться благодаря деньгам канадского миллиардера Лоренса Стролла. Он выкупил организацию вместе с долгами, заказал новую базу и дал денег на развитие, посадил в одну из машин сына – а потом еще и купил солидную долю в «Астон Мартин», анонсировав грядущее превращение «Рейсинг Пойнт» в заводскую команду. Амбиции у Стролла-старшего под стать: не просто превратить Ланса в чемпиона, но еще и параллельно прорекламировать новый актив и вытащить его из кризиса.
Сейчас «Рейсинг Пойнт» здорово поднялся по сравнению с предыдущим сезоном: RP20 оценивается пилотами и конкурентами как вторая или третья по скорости машина в пелотоне – следовательно, с ней можно биться за подиумы, а в случае проблем у «Мерседеса» – даже за победы. Причем статус-кво наверняка сохранится и в 2021-м: по новому пост-ковидному регламенту в следующий сезон перейдет большая часть старых машин с незначительными изменениями аэродинамического обвеса.
Конечно, всерьез биться за первые места с «Мерседесом» «Рейсинг Пойнт»/«Астон Мартин» не сможет: по сути, RP20 – воспроизведенный прошлогодний чемпионский W10, против которого соперники уже выдвигают протесты.
Следовательно, в ближайшие сезоны машины Льюиса Хэмилтона и Валлтери Боттаса по определению будут на шаг впереди, но большой скачок «розовых» из середняков ближе к топам – явно лишь первый шаг на пути к вершине. Будущий «Астон Мартин» можно назвать одним из главных фаворитов на превращение в топ-команду с 2022-го: за годы соревнований без денег «Рейсинг Пойнт» дальше всех продвинулся по эффективности использования ограниченных ресурсов, и с вводом потолка расходов (145 миллионов долларов с 2021-го) и вводом в дело новой базы мы точно увидим от нее несколько сюрпризов.
«Астон Мартин» нуждается в славе и опыте Феттеля. Но переход Себа неизбежно создаст внутреннюю напряженность
Что же может дать четырехкратный чемпион недавнему середняку? Общий уровень работы с инженерами (за который №5 всегда все хвалили), четкую обратную связь по настройкам и развитию болида, понятные требования к поведению техники – весьма неплохой набор навыков, обычно весьма ценный в «Формуле-1». Вот только «Рейсинг Пойнт» не стал бы подписывать Феттеля исключительно ради них: у команды уже есть опытный многолетний лидер со схожими характеристиками. Серхио Перес прекрасно знает, что хочет от машины, обладает идеально подходящим машине пилотажным стилем и уже накатал больше девяти сезонов в Гран-при. Только посмотрите, как о его навыках отзывается технический директор организации Энди Грин.
«Чеко вообще недооценен. Он сейчас на пике карьеры. Его отзывы всегда шикарны, ментальная способность к пилотажу, анализу поведения машины и слежению за происходящим вокруг – феноменальны.
Он один из лучших. Его эффективность в работе с шинами… Думаю, он входит в топ-2 или топ-3 пелотона. Не так уж много человек может лучше. Когда он в поворотах, то просто чувствует, что надо делать с покрышками. И невероятно точно контролирует педаль газа. Словно в него встроен трэкшн-контроль! Его слабость – квалификации, но он любит настраивать машину под свой стиль пилотажа в гонке. И раз за разом он оказывался прав. Иногда он слишком сильно старается и проваливается в оба дня, но очень редко».
Судя по отзыву главного инженера команды, Чеко сейчас – идеальный антипод Феттеля с хорошей стороны: не косячит с шинами, не разворачивается, не сбоит в работе с педалью газа и на пике карьеры, а не на ее спаде. Более того, он явно получает в разы меньше Себа и приводит с собой широкий пул мексиканских спонсоров на 15-20 миллионов долларов – так что Переса по праву все последние годы считали неотъемлемой деталью успеха «Форс-Индии» и «Рейсинг Пойнт».
Чем же тогда так ценен Феттель? Конечно же, именем: чемпионы «Ф-1» не так уж и часто переходят в середняки (хотя в последние годы это уже почти тенденция – Алонсо в «Рено», Райкконен в «Альфа Ромео»). Для английской марки ассоциации с консервативно-нейтральным образом Себа – настоящая находка: даже Макс Ферстаппен пока еще не настолько хорошо попадает в целевую аудиторию продукции «Астон Мартин».
А еще гонщики из топ-команд обычно приносят в организации поменьше кучу знаний об организации работы или мелких вещах, о которых середняки даже не задумывались.
Правда, эффект от подобных трансферов больше помогает совсем молодым командам (так Грожан реально сделал «Хаас» крепким середняком, с Кими Райкконеном «Лотус» перешел к битвам за победы). У «Рейсинг Пойнт» – другая ситуация: «розовые» – давно сложившийся крепкий коллектив с внутренней сплоченного и организацией. Самая настоящая команда-семья, из которой не сбежал ни один механик в период банкротства и полного отсутствия денег. По-настоящему большая редкость в современной «Ф-1» – даже из «Мерседеса» время от времени уходит кто-то важный.
Конечно, особенности внутренней организации вовсе не означают невозможность научить персонал чему-то новому, но здесь скорее еще важнее будет не сломать уже работающие связи. Изнутри команды ситуация выглядит однозначно: многолетнего лидера, прошедшего все трудности и невзгоды бок о бок с инженерами и механиками и вышедшего на пик формы вместе с командой, меняют на не самого стабильного и быстрого пилота, откровенно завалившего последние сезоны. Если сплоченность и семейную атмосферу и можно убить навсегда – то только таким вот топорным и необдуманным ходом: после увольнения Переса в «Рейсинг Пойнт» больше не останется духа «один за всех и все – за одного». Даже последний уборщик запомнит: вышвырнуть могут кого угодно в любой момент даже без фэйлов в работе.
Потеря главной фишки, нетронутой даже кризисными годами, обернется перестройкой – и Себу заново придется формировать связи как в обычной команде. Вполне возможно, №5 легко и быстро завоюет механиков благодаря чувству юмора и рабочему менталитету, ему лучше не ждать уникального положения с первых же дней, всеобщего обожания и репутации спасителя – как раз наоборот. Ожидания от Феттеля среди персонала окажутся соответствующими: если немец сходу не поедет намного быстрее Переса – его ждет огромное внутреннее давление. То самое, от которого Себ успел устать в «Феррари».
Феттель вообще захочет в «Астон Мартин»?
Жизнь после «Феррари» не заканчивается – доказано примерами Массы и Алонсо, Проста и Мэнселла, Бергера и Алези, Ирвайна, Баррикелло и даже Шумахера. Но если не считать ранние 90-е и более давние времена – когда гонщики уходили из «Феррари» и становились чемпионами – карьеры после Скудерии явно теряли в былой мощности. Скорее пилоты получали возможность достойно завершить выступления в «Ф-1» без побед на регуляной основе, но с редкими вспышками и борьбой за топ-5.
Перед Феттелем сейчас примерно такая же перспектива – погонять еще несколько лет, поправить пошатнувшуюся репутацию и уйти из спорта под всеобщие аплодисменты. С другой стороны, он может стать сооснователем нового большого успеха.
«Ресинг Пойнт» отметилась не только огромной внутренней сплоченностью: до 2020-го в команде не видели интриг за спинами пилотов, да и уровень компетенций у организации намного выше, чем можно было бы представить. «Розовые» не скрывают наличие огромного объема знаний о поведении современных шин «Пирелли» – организация специально вкладывались в развитие симулирующих и исследовательских технологий несколько лет назад.
Для современной «Ф-1» объемные данные о работе резины – настоящая находка: нехватка такой информации привела к завалу сезона у «Феррари» и «Хааса». Для Феттеля точные и подробные сведения о рабочих температурных окнах и методах прогрева покрышек могут оказаться настоящей панацеей. С другой стороны, фанаты и пресса уже не станут давить на него каждый день в ожидании побед и чуда.
Однако (с учетом нынешнего темпа RP20) Феттель сможет биться за подиумы уже в 2021-м, а еще через год существует большой шанс победы в лотерее нового регламента. К тому же, в «Рейсинг Пойнт» вторым пилотом не будет мощнейший и независимый Макс Ферстаппен – а значит, меньше шансов закончить первый же сезон проигравшим. Пожалуй, пересадка в розовую машину – и правда самый перспективный и безопасный вариант для Себа.
«Астон Мартин» – только место для отдыха перед новым регламентом?
По консервативной логике «чемпион должен гонять за топ-команд» в самом деле можно представить, будто Феттель просто год переведет дух в новой организации – а затем вернется в погоню за местами в «Ред Булл» и «Мерседесе». И в старой «Формуле-1» схема и правда имела бы смысл – но гонки изменятся уже в следующем году.
Потолок расходов вводят в 2021-м – и перестановки в командах начинаются уже сейчас: «Макларен» сократил 70 человек из гоночной структуры, на очереди «Феррари» и срезка 300 мест внутри Скудерии. Пока никто не знает, как перестройки скажутся на эффективности вчерашних гигантов со штатом по 600+ работников – так что переход в команду на середине реорганизации может стать еще большим риском, чем ожидание чуда от «Уильямса».
Также Феттель обычно предпочитает подписывать трехлетние контракты, а не короткие годичные – немецкая пресса в период предполагаемых переговоров Себа с «Феррари» подавала такой подход как непреложный факт. Для №5 есть смысл в отказе от уверенности в завтрашнем дне только в случае реальных перспектив перехода в доминирующую команду, но «Мерседеса» и «Ред Булл» есть и другие кандидаты на кокпит помимо четырехкратного чемпиона. Немцы вновь окажутся перед гамлетовским выбором (Боттас или Расселл?), а у австрийцев помимо Албона в молодежной программе сидит целая прорва молодых талантов – от протеже «Хонды» Юки Цуноды до мегатантливых Лиама Лоусона и Денниса Хаугера из «Ф-3».
Себ обычно строит долгосрочные планы, и для их перекройки нужно экстраординарное событие. Вероятно, оно случится уже после (или во время) первых гонок 2022-го, так что №5 приедет в «Астон Мартин» минимум на два сезона. Или не приедет вообще.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/HOCH ZWEI, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, www.imago-images.d/www.imago-images.de
А вообще статья понравилась. В ней столько спорных моментов, что аж надо потрудиться чтобы не забыть про каждый.
1. Перес хоть и псих, но сейчас действительно находится в лучшей форме чем Феттель. Плюс он приносит 15 млн, а не потребляет, как будет делать Феттель. Гоночных и экономических предпосылок на такую замену нет. Только маркетинговые. Но стоит ли они того? Тем более что и в этом смысле кроме 4 титулов и правильной национальности у Себа ничего нет. Он такой же скрытный, как и Кими, но без харизмы финна. Он не ведет соцсети, а его деревенская внешность - не мечта рекламщиков.
2. Работа Переса с резиной впечатляет, но не стоит забывать, что он начинал на Заубере в 2011 году который лучше всех справлялся с этой работой. Да и дальше в ФИ действовали по заветам Джеймса Ки, абсолютно резонно делая ставку на работу с резиной, так как других преимуществ у них не было.
3. Жизнь после Феррари есть. Но не гоночная. Последний человек, выигравший титул после ухода из Феррари был Ален Прост. А годом ранее Найджел Мэнселл. Я вам больше скажу, в последние 20 лет даже гонку выиграть после ухода из Феррари удавалось только Баррикелло и Райкконену.
4. "эффект от подобных трансферов больше помогает совсем молодым командам (так Грожан реально сделал «Хаас» крепким середняком, с Кими Райкконеном «Лотус» перешел к битвам за победы)."
Хаас стал крепким середняком благодаря не Грожану, а концепции покупки максимума узлов у той же Феррари.
Лотус-2012 был гениальной машиной, на ней даже тот же Грожан взял кучу подиумов, чему его собственный уровень не располагал. Но машину это сделал не Кими, а Джеймс Эллисон, забив на 2011-й год и похоронив карьеры Ника Хайдфельда и Виталия Петрова. Тот Лотус вообще недооценен. Я до сих пор не уверен что горячой любимый мною Кими вернулся из ралли тем же Кими что был в середине 00-х. Дальнейшая его карьера как бы намекает, что нет.
5. Рассел - это замена не Боттасу, а Хэмильтону. Ну не позволит властелин сажать рядом с собой быстрого и амбициозного гонщика. Ему Росберга и Баттона хватило в прежние времена. Вот когда самовозный рекордсмен отберет оставшиеся регалии у действительно великого Шумахера, повесит шлем на гвоздь и займется тем в чем он действительно хорош: преклонять колено в инстаграме, то тогда в Мерседес и придет Рассел.
6. Насчет РБ-джуниор. Цунода еще не готов. Он быстр, но оооочень нестабилен. Доктор Марко такое не терпит. Про парней из Ф-3 вообще говорить рано. Во-первых, они там не разрывают. Хотя Лоусон мне давно импонирует. Во-вторых, переход из Ф-3 (и его аналогов) это вообще довольно редкая вещь. В последние лет 10 это сделали только три человека: Боттас, Ферстаппен и Квят. Так что вряд ли.
Нет уж, Хэму нужен в напарниках Боттас или Ковалайнен. А то даже Баттон пришел в его команду и вытер об него ноги. Росберг даже чемпионом стал. Чего никто не ждал. Напомнить о репутации Баттона и Росберга в те времена?
Стоит держать в уме несколько фактов:
1. Перес-протеже Карлоса Слима. Слим-это такой мексиканский Усманов в вакууме. То есть, денег дохрена и вроде как на него ничего нет. Но вопрос о том, как именно он сделал состояние, остаётся более, чем открытым.
2. "Астон Мартин" - это не только папаша Стролл, ему принадлежит блокирующий пакет акций, но он далеко не единственный владелец. Основным партнёром "Мартина", и фирмы, и команды, будет "Даимлер". К слову, фирмой будет рулить некий Моерс, руководитель "Mercedes-AMG".
2.1. Помним, что нынешний директор "Даймлер", гражданин Каллениус в своё время тоже руководил "Mercedes-AMG".
3. "Даимлер" успешно просрал рынок сверхдорогих, люксовых автомобилей. В том время, как у "Вагена" есть всякие там "Бентли", "Ламборгини" и прочие "Бугатти", а у "БМВ" есть "Роллс-Ройс", у "Даимлера" нет ничего, совсем. Есть SLS, конкурент Audi R8, Порше 911 или 8-ки БМВ и люксовая версия S-Klasse, гордо именуемая "Майбахом". Поэтому, теснейшее сотрудничество с "Мартином" поможет хоть как-то исправить положение.
И вот, совместив всё это в одну кашу, среди меня сформировалось следующее мнение:
а) "Мерседес" предпочитает вычистить к чертям всё мексиканское наследие/влияние из своего нового проекта. Причём, быстро и решительно. Во избежание малейших репутационных проблем.
Подсказка: следите за рекламой Claro (сотовый оператор, принадлежащий Слиму). Если уберут, значит версия верная.
б) Феттель нужен "Мартину" для рекламных целей, об этом уже говорилось. Будет повторение пути Мишки Шумахера: без лишних выкрутасов катать гонки, светить физиономией и выстраивать "Мартинам" респектабельный образ.
в) Рулиться команда и фирма будут по немецким технологиям и управленческой методе "Даимлера". Благо, при Цетше заложили отличный фундамент, который, будто модульный конструктор, можно переносить из одной организации в другую. Думаю, это будет устраивать и "Мерседес", и папашу Стролла.
Кстати, а-абсолютно не удивлюсь, если что-то подобное вскоре сотворит "Рено". Не знаю, будут ли они покупать кого-то, или возродят, наконец, "Alpine", но папаша Латифи явно будет в теме, а "рекламной" формульной командой станет, естественно, "Уильямс".