В «Ф-1» можно выиграть гонку даже со сломанной ногой (не зная о травме) и на средней машине. Нужен лишь огромный бензобак
И пара очень смелых стратегов.
Хайнц-Харальд Френтцен – обладатель, наверное, самой удивительной карьеры в «Формуле-1». В молодежных гонках его считали талантливее и быстрее Михаэля Шумахера (судя по выступлениям за «Заубер» по программе «Мерседеса» в гонках на выносливость), но парню из Менхенгладбаха не удалось перейти в топовую команду в Гран-при, как соотечественнику.
Ха-Ха пришлось лишние два сезона гонять в «Формуле-3000», пока недавний конкурент по молодежке ссорил «Бенеттон» с «Джорданом» и зарабатывал первые победы с подиумами – дебютировать Френтцену в «Ф-1» удалось только в 27 лет в 94-м. Тогда Шумахер уже уверенно ехал к титулу, а его старому сопернику достался далеко не самый быстрый «Заубер».
Тем не менее, Френтцен восемь раз попал на нем в топ-5 и даже заехал на подиум – после чего оказался в чемпионском «Уильямсе» с максимальными ожиданиями. Здесь-то и прорезалась особенность Хайнца-Харальда: он проигрывал в самые подходящие моменты для побед и выиграл при таких обстоятельствах, когда в его первое место поверить было уже просто невозможно.
Сезон-97 как раз стал отличным примером: с первой же гонки он проигрывал по 1-2 секунды с круга Жаку Вильневу и столкнулся со всевозможными техническими проблемами. Лишь одна победа за сезон в лучшей машине пелотона – катастрофический результат, после которого Френтцена практически списали.
Зато в чемпионате 99-го Хайнц-Харальд перешел в «Джордан», получил примерно третью машину пелотона (это в лучшем случае – его напарник и чемпион Дэймон Хилл тогда просто провалился) – и отправился бороться за титул с мегабыстрыми Хаккиненом на «Макларене» от Ньюи и с Шумахером и Ирвайном на «Феррари»!
Никто в начале сезона не предположил бы всерьез, что Френтцен за три заезда до финиша будет проигрывать всего 10 баллов сильнейшим гонщикам пелотона и всерьез биться с ними за общий зачет. И даже лидировать на Гран-при Европы при провале конкурентов – та победа на «Нюрбургринге» уравняла бы шансы пилота «Джордана» с Микой и Михаэлем!
Однако тогда Хайнц-Харальд даже с комфортным преимуществом не смог довести гонку до конца – причем по абсолютно идиотской причине. Вся история полностью – ниже.
Тем не менее, задолго до того рокового момента на домашнем треке Френтцен удивил намного сильнее – когда выиграл на середняке пелотона дождевой Гран-при Франции!
Причем история оказалась весьма суровая – Хайнц-Харальд гнал по треку в «Маньи-Кур» со сломанной ногой. И не знал об этом.
Откуда же взялась травма? С предыдущего этапа в Канаде: немец гнал на втором месте и словил поломку тормозного диска за три круга до финиша.
«Удар ненадолго меня вырубил, – вспомнил пилот в интервью Motorsport.com. – Из левого колена текла кровь, а правая нога выглядела нормально. На вид травмы не было, но нога врезалась в перегородку.
Как выяснилось позже, в коленной чашечке образовались тысячи крошечных трещин, а одна из костей полностью разделилась посередине. И когда меня выпустили из больницы, я не мог нормально идти, потому что коленная чашечка давила на перелом!
Это было безумно больно – я даже не мог спать, если одеяло залезало на правую ногу. Однако травма не помешала мне пилотировать и никак не сбивала мне концентрацию. Боль чувствовалась только при полном нажатии на педаль газа с максимальной силой, но в дождевых Гран-при полное нажатие на педаль не так уж и необходимо. Да, я сразу же потом поехал во Францию на следующий этап – и, хоть я тогда этого еще не знал, выиграл Гран-при со сломанной ногой!»
Победить помог необычный бензобак и смелая стратегия
«Гонка началась посуху, но на седьмом или восьмом круге пошел дождь, – вспомнил Френтцен. – Настройка машины оказалась не лучшей для сухой погоды, поскольку весь-уик-энд была плохая погода. Так что когда мы начали в обычных условиях, я подумал – «О-о, мы пошли не тем путем». Я жал на полную, но было очень сложно – проблемы с аэродинамикой, машину немного вело из стороны в сторону. А затем нам повезло: пошел дождь, и ситуация обернулась в нашу сторону.
В начале того сезона люди часто спрашивали, зачем нам такой большой бензобак. Но реальный вопрос заключался в другом – у кого он был самым большим? В то время стратегия с одной остановкой в боксах и дозаправкой часто оказывалась быстрейшей, но нужно было проезжать больше половины дистанции одним отрезком – и его длина целиком и полностью зависела от размера бензобака.
Конечно, большая емкость для топлива влияла на распределение масс, колесную базу и так далее. У нас оказалась отличная машина для гонки с одной остановкой, и когда во Франции меня очень рано позвали на пит-стоп, то я стоял в боксах словно целую вечность – пока заливалось топливо. Я не сразу понял в тот момент, что когда мне пообещали «наполнить болид», они имели в виду «полностью, до конца, под завязку»!
Когда я выехал на трек – он оказался очень скользким, ребята вокруг пробуксовывали и скользили везде. Ливень закончился, гонка возобновилась, но я все равно сильно скользил – даже несмотря на подходящие дождю настройки. Мика Хаккинен просто пролетел мимо меня – я не мог держать его темп, он был на 0,3-0,4 секунды быстрее.
Но когда до финиша осталось 10 кругов, все соперники вроде Мики и Рубенса Баррикелло поехали на еще один пит-стоп – а мне он не требовался! Тогда я осознал: «Упс, ребята, так вот почему мне было настолько сложно с вами гоняться раньше!»
На заключительных кругах мы решили немного сбавить напор, но после гонки выяснилось, что я мог давить на полную вообще весь отрезок – столько осталось топлива.
И только после финиша мою ногу просканировали во всех деталях и со всем тщанием – и доктора даже не поверили числу увиденных трещин. У меня до сих пор дома есть фото ноги».
Эта травма колена беспокоила Фретнцена всю оставшуюся карьеру – вплоть до отдельных заездов в 2008-м. В 2014-м Хайнц-Харальд перешел в семейный бизнес – превратился в водителя катафалка – и прошел через корректирующую операцию, чтобы немного снять боль.
Похоже, его битва за титул в 99-м на «Джордане» с переломом – одно из главных чудес во всей истории «Формулы-1»!
Источник: motorsport.com
Фото: Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Mark Thompson