9 мин.

Sauber Mercedes C9 – это быстрейший автомобиль в истории Ле-Мана. Максималка за 400 км/ч

Sauber C9 (также известный как Sauber Mercedes C9, Sauber C9-Mercedes или Mercedes-Benz C9) использовался в группе С в гонках на выносливость. Данная модификация машины просуществовала с 1987 года по 1989 год. Я восхищаюсь этой машиной. Ее красота в совокупности с фантастической скоростью впечатляют.

Sauber C9 добился невероятного успеха в 1989 году, выиграв как зачет команд, так и пилотов. В том числе стал второй и последней машиной «Мерседеса», которая побеждала в марафоне «24 часа Ле-Мана». До этого «Мерседес» побеждал в Ле-Мане еще в далеком 1952 году на W194. 

C9 оказался лучшем C8 по всем фронтам

История С9 начинается с его предшественника Sauber C8, представленного в 1985 году в Ле-Мане. C8 ознаменовал переход «Заубера» с предыдущих двигателей «БМВ» и «Шевроле» на 5,0-литровый двигатель V8 Mercedes M117.

C9 был представлен два года спустя. Прямо за два месяца до гонки в Ле-Мане. Вновь в машине стоял мотор «Мерседеса».

Дизайн C9 стал эволюцией C8

C9 позаимствовал дизайн у своего предшественника C8. Машина сохранила легкое монококовое шасси, но значительно более жесткое и с многочисленными другими усовершенствованиями. Задняя подвеска изменена с вертикально расположенных пружинно-демпферных узлов на горизонтальную компоновку. Аэродинамические изменения включали изменение положения масляного / водяного радиатора на носовой части автомобиля. Задняя часть также была переработана. Заднее крыло крепилось исключительно на центральную стойку.

Двигатель для C9 был вновь подготовлен швейцарским специалистом по двигателям Хэйни Мадером. Мотор получился легче, чем у предшественника. За счет турбокомпрессоров KKK он стал еще эффективнее. Двигатель развивал около 800 л.с., что было выдающимся показателем при 905 кг весе машины.

Sauber C9 дебютировал в 1987 году в марафоне «1000 км Сильверстоуна»

В дебютном сезоне два автомобиля Sauber C9 использовала команда Kouros Racing, названная так в честь парфюмерного бренда материнской компании (Yves Saint Laurent) и официально поддерживаемая концерном «Мерседес-Бенц». Автомобиль под номером 61 дебютировал в четвертом раунде Чемпионата мира по спортивным автомобилям 1987 года, который проходил в Сильверстоуне. Пилотировали его Анри Пескароло и Майк Тэквелл. Гонку закончить им не удалось.

Двойной сход в марафоне «24 часа Ле-Мана» 1987 года

Следующая гонка как раз проходила в Ле-Мане. За руль машины под номером 61 сели Пескароло, Тэквелл и Хидеки Окада. Под номером 62 выступали Джонни Дамфрис, Тэквелл и Чип Ганасси. Автомобиль показал свой потенциал, когда Дамфрис поставил рекорд круга в Ле-Мане, прежде чем сойти из-за проблем с коробкой передач.

Пять побед на чемпионате мира по спортивным автомобилям 1988 года

Совсем другая история произошла в 1988 году на Чемпионате мира по спортивным автомобилям, в котором команда была переименована в Sauber Mercedes. Sauber C9 показал не только повышенную надежность, но и стал одним из двух автомобилей-победителей, другим был Jaguar XJR-9.

Sauber Mercedes одержал пять побед, в то время как Silk Cut Jaguar шесть, что стало решающим в борьбе за титулы в обеих зачетах. Гонщики «Заубера» Жан-Луи Шлессер (2-й), Мауро Бальди (3-й) и Йохен Масс (5-й) закончили сезон позади пилота «Ягуара» Мартина Брандла.

Sauber Mercedes пропустил Ле-Ман в 1988 году

Sauber C9 выиграл в Хересе, Брно, Нюрбургринге, Спа-Франкоршам и Сандаун-Парке, но только не на Сарте. Команда была вынуждена сняться с соревнований из-за беспокойства по поводу своих мишленовских шин после того, как Клаус Недцвайц во время тренировки пострадал от удара на высокой скорости.

В течение сезона восемь пилотов делили между собой машины под номерами 61 и 62: Жан-Луи Шлессер, Мауро Бальди, Йохен Масс, Стефан Йоханссон, Джеймс Вивер, Клаус Недцвайц, Кенни Эйксон и Филипп Стрейфф.

Серебристый C9 повторил результат оригинальной Серебряной Стрелы 1952 года

В 1989 году, наконец, Sauber C9 стал самым успешным в мире прототипом. Перед началом сезона старый двигатель M117 5.0 V8 был заменен на M119 5.0 V8, который был легче, потому что вместо стальных головок были установлены алюминиевые головки. Команда также изменила цветовую гамму, перейдя на традиционные для «Мерседеса» серебряные цвета.

Серебряная стрела 1989 года повторила результат оригинальной Серебряной стрелы W194, которая одержала победу в Ле-Мане 1952 года. Победителем марафона стал экипаж под номером 63, в который входили Йохен Масс, Мануэль Ройтер и Стэнли Диккенс. Примечателен также рекорд скорости, установленный машиной №61 в квалификации.

Sauber C9 разогнался до 400 км/ч на прямой «Мюльзанн»

Эта скорость стала одной из самых высоких в истории соревнований в Ле-Мане. Рекорд Sauber C9 был превзойден только прототипом WM Peugeot, показавшим 251,1 миль/ч (405 км/ч) в гонке 1988 года. Рекорд WM Peugeot был установлен после закрытия охлаждающих каналов двигателя специальной лентой, для лучшей обтекаемости. С открытыми охлаждающими каналами WM Peugeot был не в состоянии повторить свой результат. Впоследствии руководство трассы приняло решение о введении на прямой Мюльзанн замедляющих шикан, для обеспечения безопасности. С учетом этих обстоятельств рекорд Sauber C9 остается не побитым по сей день. В итоге с 1990 года там находятся две шиканы.

Дубль команды Sauber-Mercedes в Ле-Мане

Два экипажа Sauber-Mercedes на подиуме в Ле-Мане. Машины команды заняли 1-е, 2-е и 5-е места соответственно. Победил экипаж №63 – Масс, Ройтер, Диккенс. За 24 часа им удалось преодолеть 389 кругов. Мауро Бальди, Кенни Эйксон, Джанфранко Бранкателли финишировали вторыми в машине под номером 61. На подиум также приехали Ханс-Йоахим Штук и Боб Воллек за рулем «Порше». Машину под номером 62 пилотировали Ален Кудини, Жан-Пьер Жабуй и Жан-Луи Шлессер.

С9 был доминирующей силой в 1989 году

Гонка в Ле-Мане не входила в календарь чемпионата. В чемпионате Sauber Mercedes выиграл семь из восьми гонок, уступив лишь на Дижон-Пренуа.

Чемпионом стал Жан-Луи Шлессер. Масс стал вторым, Бальди третьим, а Эйксон четвертым. В зачете команд Sauber Mercedes опередил обе команды «Порше» - Joest Racing и Brun Motorsport.

Прощальная победа на Сузуке. На подходе C11

В новом сезоне C9 был заменен на Mercedes-Benz C11. В первой гонке сезона на Сузуке в апреле команда в последний раз использовала C9. Машины вышли под номерами 1 и 2. Мауро Бальди и Жан-Луи Шлессер выиграли гонку. Йохен Масс и Карл Вендлингер приехали вторыми.

После трех полных сезонов и одной гонки C9 завершил карьеру в автоспорте. Было одержано 17 побед (1 Ле-Ман, 12 в чемпионате мира среди спортивных автомобилей, 4 в суперкубке). Машина заняла почетное место в истории – это один из двух «Мерседесов», который побеждал в Ле-Мане.

Технические характеристики

Страна производства: Швейцария

Количество выпушенных машин: 6

Коробка передач: 5-ступенчатая механическая

Двигатель: Mercedes-Benz M119 HL 90º V8

Вес двигателя: 191 кг

Объем: 4973

Крутящий момент: 810 Нм при 3500 об/мин

Мощность: 720 л.с. при 7000 об/мин

Соотношение мощности к весу: 0.8 л.с./кг

Вес машины: 905 кг

Длина: 4800 мм

Ширина: 1980 мм

Высота: 1070 мм

Колесная база: 2700 мм 

Источник.