Деньги брата Усамы бен Ладена запустили чемпионскую команду «Ф-1». Она побеждала «Макларен» Сенны и «Феррари» Шумахера
44 года истории – благодаря аравийским партнерам.
«Уильямс» сейчас терпит финансовое бедствие – только в первой половине 2020-го выручка обрушилась на 43 миллиона долларов, обнажив недостаток наличных на операционные расходы в 20 миллионов. Легендарная команда со 105 победами и 16 чемпионскими титулами «Формулы-1» выставлена на продажу – причем семья владельцев допускает исчезновение фамильного бренда из гонок.
Но если сейчас у организации есть целая сверхсовременная база в Гроуве, сотни талантливых инженеров и даже дорогая коллекция исторических машин (благодаря которой, к примеру, команда рефинансировала долги на 45 миллионов), то в самом ее начале 44 года назад ситуация была совсем тяжелой. Основатель команды устраивал регулярные марафоны по паддоку и бизнес-встречам в попытках найти хоть немного денег на строительство болида, а на базе и в гоночной бригаде трудилось с десяток человек.
«Когда мы запустили команду, у нас было всего 8 работников, – вспомнил сооснователь «Уильямса» и конструктор болидов команды Патрик Хэд. – К старту 1978-го, когда мы создали FW06, у нас было меньше 20 работников. И все они занимались проектированием, производством и сборкой болида, а затем – обслуживанием его во время гонок. Когда команда уезжала на Гран-при, на базе оставалось не больше четырех человек.
Помню, я проектировал FW06 вместе с Нилом Оутли – когда он пришел к нам, у него вообще не было опыта в работе с машинами. Но в отделе проектирования были только он и я. Естественно, никаких тестов в аэротрубе мы не проводили. FW06 специально сделан максимально просто – чтобы соответствовать требованию регламента и не стоить слишком дорого».
Однако таких команд в том периоде «Ф-1» было достаточно много – системы щедрых призовых еще не существовало (Берни Экллстоун только начал битву с ФИА за структуризацию коммерческих прав и продажу телетрансляций), а потому все участники чемпионата мира надеялись исключительно на спонсоров или богатых владельцев. Если партнера не удавалось найти за сезон-другой – коллектив обычно банкротился и снимался с Гран-при, а персонал разбегался в новые команды или шел на повышение.
Но «Уильямсу» повезло: сэр Фрэнк узнал о заинтересованности государственного бизнеса Саудовской Аравии в повышении медийности страны через «Формулу-1» – и первым в пелотоне успел на переговоры. В результате судьбоносной сделки его команда и взлетела.
Деньги бен Ладенов и королевской семьи помогли в выигрыше трех титулов
В последние годы Саудовская Аравия все сильнее раскрывается миру: для стимулирования туризма страна открыла для посещения большую часть территории. Наследный принц Мухаммед ибн Салман вообще пытается реформировать экономику государства, сняв ее с нефтяной игры – ради этого даже запустил крупнейший и дорогой проект по превращению города Джидды в туристический рай через строительство многочисленных достопримечательностей и целого нового сверхтехнологичного города Неом. Также Саудовская Аравия меняет имидж и через автоспорт: перетащила на свой полуостров «Дакар», подписала контракт на проведение этапа «Формулы Е» и через крупнейшую государственную нефтяную компанию Saudi Aramco прорвалась в число спонсоров «Формулы-1». Ведутся переговоры и о собственном Гран-при.
Но принц Мухаммед не изобрел ничего принципиально нового: позитивный образ Саудовской Аравии через автоспорт высшего уровня страна решила продвигать еще в конце 70-х. Тогда идею продвигал сын наследного принца – он и встретился с Фрэнком Уильямсом перед стартом сезона-1978 на переговорах о заключении спонсорской сделки.
Изначально контракт с аравийской авиакомпанией Saudi заключили на те самые 280 тысяч долларов, о которых упомянул Хэд: ближневосточные партнеры хотели присмотреться к команде, откатавшей в предыдущем году только 11 Гран-при без очков и трижды пролетевшей мимо квалификации. Финансирования хватило на один болид и найм нескольких дополнительных работников – и «Уильямс» отправился сражаться с «Феррари», «Лотусом» и «Маклареном» с новым слоганом FLY SAUDIA на заднем антикрыле.
Сэр Фрэнк панически боялся потерять богатых спонсоров из-за слабых выступлений, но болид внезапно оказался достаточно быстрым – Алан Джонс приехал четвертым на Гран-при Южной Африки. Также он несколько раз бился и за первые места – и парня из Австралии подводила только ненадежность техники. Тем не менее, зелено-белая ливрея постоянно мелькала во главе пелотона, и к середине чемпионата саудовцы решили засветить еще один важный бренд – Albilad. На Гран-при США их ставка сыграла: Джонс добрался до финиша вторым, и логотипы аравийской компании увидел весь мир.
В итоге контракт на следующий год заключили уже на 780 тысяч долларов, а портфолио всевозможных компаний-участников из Саудовской Аравии перевалило за десяток. Команда сменила название на Albilad-Saudia Racing Team и смогла позволить себе вторую машину вместе с еще одним звездным пилотом – Клэйем Регаццони, бывшим напарником Ники Лауды в «Феррари». Именно швейцарец принес «Уильямсу» первую победу – на Гран-при Великобритании. После Джонс выиграл еще три гонки подряд и добавил еще одну на предпоследнем этапе чемпионата мира – хоть организация и не поборолась за титулы, но уже на второй год полноценного существования заняла второе место в Кубке конструкторов.
В Саудовской Аравии успех восприняли триумфально: инвестиции в «Уильямс» нарастили до 1,5 миллиона долларов, команде вернули имя (теперь она называлась Albilad «Уильямс»), а к широкому пулу спонсоров добавилась еще и Techniques d’Avant Garde или TAG – технологический холдинг Мансура Ойеха (ныне акционера «Макларена»), выкупленный корпорацией LVMH через 19 лет за 740 миллионов долларов.
С увеличением финансирования пришли еще большие успехи: в 1980-м «Уильямс» заменил 40-летнего Регаццони на 38-летнего Карлоса Рейтеманна, выиграл шесть гонок из 14-ти и привел Алана Джонса к чемпионскому титулу. Более того, команда победила и в Кубке конструкторов – почти с двойным перевесом.
В 1981-м титульным спонсором стал уже TAG, перехвативший основные финансовые потоки (именно его название будет фигурировать в официальной заявке команды до 1984-го, когда арабы уйдут в «Макларен»). И вновь Джонс с Рейтеманном зарубились за титул до последней гонки – Карлосу не хватило одного балла до чемпионства, а Алану – четырех. В остальном же 4 победы в Гран-при, новый Кубок конструкторов – тот сезон трудно было назвать провалом. А в 1982-м «Уильямс» вернул себе звание чемпионов мира благодаря победе Кеке Росберга.
Где же здесь деньги бен Ладенов? В корпорации Albilad – ее основал Мохаммед бен Ладен, отец Усамы, еще в 30-е и быстро развил бизнес-империю до статуса «самого богатого саудовца, не принадлежащего к королевской семье». В его холдинг входили и финансовые структуры, и строительные компании, и пресса, и много других бизнесов – но прежде всего Мохаммед прославился из-за господрядов и приобрел титул «Королевского строителя». К середине 60-х стоимость его организаций оценивали по меньшей мере в 5 миллиардов долларов.
Финансовую ветку Albilad королевская семья даже использовала в качестве собственной трейдинговой компании для закупки и продажи товаров за рубежом. Именно поэтому все сделки с «Уильямсом» (помимо банка Saudia) проходили именно через нее: в одно время команду поддерживали 12 фирм из Саудовской Аравии, но договоры заключались именно с Albilad. Монополию разрушил именно концерн TAG.
Со стороны бен Ладенов договор о приходе в «Формулу-1» подписывал брат Усамы Салем. Даже более того, в 1980-м половину сезона Джонс гнал к титулу с логотипом непосредственно строительной компании семьи Bin Laden Group.
К тому моменту Усаме исполнилось 23 года, он бросил университет и отправился в Афганистан через Пакистан воевать вместе с моджахедами против Советского Союза. Дальнейшая карьера парня повлияет на весь мир: он возглавит «Аль-Каиду», организует самый известный терракт в истории (11 сентября 2001 года) и надолго возглавит список международных террористов.
Но можно ли сказать, будто «Уильямс» поддерживали сомнительные спонсоры? Вряд ли. У отца Мохаммеда было 22 жены и 56 только официальных детей (всего до 126 одних только сыновей). Мать Усамы – 11-я жена бизнесмена, а потому будущий террорист не обладал практически никакими наследными правами на бизнес или деньги отца. Основная часть клана бен Ладенов примерно в то же время разъезжалась по миру, включая США и Европу, а также запускала региональные ответвления инженерной и строительной компании в арабских Ливане и Египте (тоже на госконтрактах в десятки и сотни миллионов долларов).
Тем не менее, именно сделка с братом Усамы помогла «Уильямсу» профинасировать строительство лучшей машины пелотона. В 1981-м успех команды продолжился – но уже с основным спонсором в виде TAG: Рейтеман и Джонс выиграли четверть Гран-при сезона, Карлос уступил всего 1 балл в битве за титул Нельсону Пике, а организация из Гроува забрала второй Кубок конструкторов подряд.
Нюансы ведения дел с саудовцами: восемь полетов в Аравию за год для отчетов, запрет на подиумное шампанское
Поскольку «Уильямс» оказался в огромной зависимости от саудовских денег (других спонсоров еще не было), руководство организации изо всех сил старалось убедить партнеров в верности их вложений, выказать им всяческое уважение и уговорить на большие вливания. Специально ради этого сэр Фрэнк в каждый из совместных сезонов по 8 раз в течение сезона летал в Саудовскую Аравию и курсировал между Эр-Риядом и Джеддой, нанося владельцам компаний-спонсоров визиты вежливости и предоставляя полные отчеты о потраченных деньгах. И подход «Уильямса» работал: во многом именно поэтому количество арабских контрагентов резко выросло с трех до дюжины – как раз и обеспечив должное финансирование для противостояния «Макларену», «Феррари», «Рено», «Лотусу», «Брэбэму», «Лижье» и другим гигантам чемпионата.
Также работникам компании заполнился полный запрет на алкоголь в публичных мероприятиях: сразу после подписания первых контрактов с новыми спонсорами «Уильямсу» запретили светиться рядом с шампанским. Все дело в законах шариата: в Саудовской Аравии до сих пор не разрешена продажа алкоголя (за исключением некоторых чисто туристических отелей с предъявлением иностранного паспорта).
Даже первый совместный болид на торжественной презентации в декабре 1977-го обмывали лишь чаем и кофе!
Запрет на шампанское распространился и на подиумы. Для побед исключения делать не стали: на Гран-при Великобритании первую победу в истории команды Клэй Регаццони отпраздновал ананасовым соком от Lift.
Снимок со щвейцарцем с бутылкой игристого в руке сделали уже после – Клэй держал ее ровно несколько секунд. Аравийцам пришлось смириться, потому как жесткий отказ вызвал бы нарушения спонсорского контракта с производителем шампанского Moet и большие компенсации – впоследствии острый вопрос утрясли дополнительным соглашением.
Все празднования «Уильямса» выглядели примерно вот так – как радость Джонса на первой ступени подума Гран-при Австрии.
Шампанское находилось под запретом вплоть до 1983-го – пока арабы были титульными спонсорами. Даже Кеке Росбергу в 82-м пришлось отмечать титул без бутылки в кадре.
В 84-м TAG ушел спонсировать «Макларен» – но в другую английскую организацию саудовские деньги пришли уже без жестких ограничений гоночных традиций. Нынешний контракт «Ф-1» с Saudi Armco тоже не предписывает отказа от алкоголя на подиумных церемониях – так что «Уильямс» останется единственной в истории командой, столкнувшейся с ограничениями со стороны ислама.
«Уильямс» потерял спонсоров из-за моторной революции, но воспрял и сотворил историю «Формулы-1»
Альянс с аравийскими компаниями продолжался ровно до восхождения команд с турбомоторами: в 83-м «Феррари», «Брэбэм-БМВ» и «Рено» довели технологию кошмарного преимущества в скорости над «атмосферниками» и забрали первые четыре места в общем зачете и три – в Кубке конструкторов. Организация из Гроува упустила оптимальный момент для перехода на новые моторы и оказалась четвертой-пятой силой пелотона – и в середине сезона компания TAG выбрала более перспективный альянс, а другие саудовские фирмы просто не продлили контракты – лишь Saudia продержалась еще один сезон.
Тем не менее, тот сезон стал настоящей перезагрузкой для «Уильямса»: команда диверсифицировала спонсорский пакет и нашла множество будущих долговременных партнеров среди европейских, японских и американских компаний: Mobil 1, Denim и химическую компанию ICI. С 1985-го титульное спонсорство ушло к Canon (продлится до 1993-го), а сделка с «Хондой» поможет побить «Макларен» и «Лотус» в 86-м (в Кубке конструкторов) и в 87-м (везде). Фактически сразу после разрыва с саудовцами и заложится основа для самой инновационной команды: даже после ухода «Хонды» с Сенной в «Макларен» «Уильямс» вернется с «Рено» в топ пелотона в 90- и останется одной из главных сил пелотона – в 92-м и 93-м победит «Макларен» Сенны, а в 96-м и 97-м отберет долгожданные титулы у «Феррари» Шумахера.
Затем «Уильямс» заключит альянс с «БМВ» и в 2000-х продолжит четыре года биться за победы в Гран-при. Но без денег бен Ландена в самом начале истории этого бы не произошло.
Фото: Gettyimages.ru/Reg Lancaster/Daily Express/Hulton Archive, Neville Hopwood, Steve Powell, Bongarts; globallookpress.com/National Motor Museum; wwwbollyblog.blogspot.com; drivetribe.com; motorsportmagazine.com
Совсем арабы с ума сошли, на святое покусились
А если тебя зовут Эмерсон, то стоишь и тихонько пьешь апельсиновый сок с собственных плантаций.