Пауза перевернула расклады на сезон «Ф-1»: «Ред Булл» и Ферстаппен теперь сильнее. Шансы Хэмилтона на титул просели
Лучший момент для конца доминирования.
До старта сезона в «Формуле-1» наконец-то осталось меньше месяца: команды уже обкатывают сессии в условиях новой нормальности (с уменьшенным количеством персонала и социальным дистанцированием) и готовятся к самому важному дню года – 5 июля. Именно в этот день самый быстрый чемпионат планеты и выйдет на трек вновь – в Австрии на местном «Ред Булл Ринге».
«Формула-1» возвращается! Первый отрезок – 8 гонок за 2 месяца, 6 трасс в Европе: все подробности
Тем временем природа во время паузы настолько очистилась, что шансы Льюиса Хэмилтона на седьмой титул и даже просто на победу в первом заезде сезона снизились. Это подтверждают данные по букмекерским коэффициентам, представленные Betting Insider: если после тестов на чемпионство №44 можно было поставить за 1,44 (Bet365), то теперь – уже за 1,62 (неслабое движение для записного фаворита). Биржа ставок Betfair и вовсе дает 1,7.
В то же время шансы Макса Ферстаппена на титул значительно увеличились: после тестов Bet365 принимал ставки на победу №33 с коэффициентом 6,5, то сейчас линия просела до 5,5 – а на Betfair и вовсе достигла 4,8.
Шансы Хэмилтона и Ферстаппена на выигрыш Гран-при Австрии букмекеры оценивают примерно одинаково: 2,875 у Льюиса против 3 у Макса (причем коэффициент на №33 просел с 3,5 буквально за первую декаду июня!). И речь именно о равных шансах англичанина и нидерладнца, поскольку на победу «Мерседеса» можно поставить за 2,1 при коэффициенте на «Ред Булл» в 2,625. Хоть последний и тоже снизился с начала июня, но во внезапный шанс Валттери Боттаса букмекеры явно верят больше, чем во второго пилота австрийцев Алекса Албона.
Причем речь не идет об изменениях в связи с массовыми ставками миллионов фанатов Ферстаппена: из-за практически полной невозможности договорных результатов букмекеры не меняют линии из-за большого суммарного объема денег в заключенных пари. Выходит, динамика коэффициентов целиком и полностью связана именно с последними новостями – и шансы Хэмилтона в самом деле снизились.
Кстати, «Мерседес» тоже считает Макса главным конкурентом на старте сезона.
«Без сомнений он будет внушительным оппонентом для нас в этом году, – рассказал технический директор чемпионов Джеймс Эллисон. – Мы можем представить, как Макс снова будет силен в Австрии. «Ред Булл» здесь всегда свехзаряжен, и у них рекорд трассы».
«Сейчас мы готовы гораздо лучше, – признал и консультант программы австрийцев Гельмут Марко. – «Мерседес» и Хэмилтон являются явными фаворитами, но именно себя мы видим их главными конкурентами».
Кажется, лучшего момента для завершения многолетнего доминирования просто не будет.
«Ред Булл» котируется не просто так: болид Ферстаппена обновили, «Хонда» стала мощнее и показала несколько инноваций
Хоть базы команд и закрылись на время пандемии, инженеры не сидели дома совсем уж без дела и думали над решением фундаментальных проблем болидов. Особенно улучшением машин отметилась «Феррари» – и как раз «Ред Булл».
Правда, слухи о ключевых новинках Скудерии не особенно впечатлили букмекеров – шансы Шарля Леклера (третьего в списке – у Боттаса и Феттеля коэффициенты еще больше) на титул и победу на Гран-при Австрии последовательно повысились с 7 до 9 и с 7,6 до 9,6 соответственно. Скорее всего, подобная динамика линии связана с противоречивостью информации из Маранелло: пока инсайдеры радуют новостями о важнейших новинках, босс команды Маттия Бинотто вновь вспоминает не самые удачные тесты и обещает привезти на «Ред Булл Ринг» ту же машину, что и на зимние тесты.
У австрийской команды другая ситуация: пока ее руководители не конкретизируют объем и качество доработок, но как минимум подтверждают их однозначное внедрение.
«Мы привезем в Австрию те версии болидов, которые еще ни разу не тестировали, – четно пообещал Гельмут Марко. – А в «Хонде» работают над улучшением двигателя».
Моторные инновации японского автопроизводителя удивили и порадовали еще на тестах: в Барселоне обкатали схему функционирования силовой установки в поворотах без задействования топлива и педали газа.
Суть ее работы в том, что когда пилот отпускает педаль газа и топливная заслонка закрывается, турбина все равно продолжает нагнетать воздух в мотор через питание от аккумулятора, накапливающего энергию через гибридную систему MGU-K (рекуператор кинетической энергии, заряжаемый на торможениях). Поток проходит через двигатель без добавления топлива и нагревается (параллельно охлаждая силовую установку), еще сильнее сжимается поршнями в цилиндрах и «выстреливает» в выхлопную систему без зажигания. Там горячий воздух вращает турбину рекуператора MGU-H и перезаряжает аккумулятор, накапливая еще больше энергии для использования на разгоне из любых поворотов.
Еще один весомый плюс системы – в повышении эффективности аэродинамического обвеса в задней части вместе с ростом прижимной силы. Вся суть новинки подробнейшим образом описана в статье ниже.
Судя по всему, японский производитель развивает все то же направление – по крайней мере, инновация стала по-настоящему уникальной чертой болида «Ред Булл»: больше ни у кого в пелотоне подобного нет.
Трек в Австрии идеально подходит именно «Хонде». Из-за горного расположения
Однако не только одни лишь новинки заставляют букмекеров менять линии на победу Ферстаппена и его команды: «Ред Булл Ринг» – в принципе лучшее место для победы Макса еще с предыдущего сезона. Секрет в географии трека в Штирии: он находится на высоте в 700 метров над уровнем моря – один из самых «горных» автодромов в сезоне (выше только Бразилия и Мексика).
Казалось бы, 700 метров – мелочь, но даже они колоссально влияют на скорость машин и в особенности на эффективность силовой установки.
«Все упирается в размер турбонаддува, – объяснил бывший технический директор «Джордана», «Стюарта» и «Ягуара» Гэри Андерсон. – На высоте у атмосферных моторов всегда наблюдается падение мощности, однако турбо помогает все компенсировать. Правда, наддуву приходится работать с намного большей интенсивностью.
Регламент ограничивает максимальную скорость турбины в 125 тысяч оборотов в минуту, так что ее размер крайне важен. Когда лопасти разгоняются до предельной скорости, в работу включается гибридный рекуператор энергии MGU-H – он удерживает турбину от превышения лимита оборотов через генерирование электроэнергии и передачу ее в MGU-K на всю остаточную мощность.
Из-за расположения трека над уровнем моря в двигатель попадает меньше воздуха – следовательно, производится и меньше выхлопных газов для вращения турбины. Но если у «Хонды» размер наддува меньше, чем у конкурентов, то он может достигать предельного значения оборотов даже с меньшим воздушным потоком».
Японский автопроизводитель как раз и отметился в 2019-м внедрением в силовую установку уникальной турбины – созданной в содружестве с аэроподразделением Honda Jet с использованием авиационных технологий. Гоночные инженеры воспользовались опытом коллег по строительству турбин и смогли здорово ее уменьшить – в результате наддув в болиде «Ред Булл» быстрее достигает пика оборотов и активнее запитывает электричеством гибридную систему.
Также японское турбо дает преимущество и на «высоких» треках: фактически только из-за размера наддува мощность силовой установки «Хонды» превосходит конкурентов на 2-3 десятка лошадиных сил. В то же время трек в Австрии благодаря большому количеству прямых и скоростных участков еще и один из самых зависимых от мощности в календаре: преимущество в 10 л.с. здесь дает выигрыш в 0,19 секунды (по расчетам официального сайта «Формулы-1»). Еще «Ред Булл Ринг» – второй в календаре по требовательности к системам охлаждения (на первом – еще чуть более «высокий» Гран-при Мексики), а у машины Ферстаппена главная инновация как раз помогает снижать температуру двигателя в поворотах.
Характер трека однозначно намекает на новую победу №33: в прошлом сезоне Макс выиграл в намного более сложных обстоятельствах (команда ошиблась с концепцией переднего антикрыла и долго и мучительно его перестраивала, ища больше прижимной силы). Теперь же серьезных проблем с машиной у «Ред Булл» нет – пожалуй, они еще никогда за последние 7 лет не демонстрировали такую же хорошую подготовку к сезону.
Хороший старт поможет Ферстаппену в битве за титул
В пользу завершения доминирования Хэмилтона говорит и новый календарь: «Формула-1» не просто начнет сезон в Австрии на удобном для №33 треке, а проведет там целых две гонки – вслед за заездом 5 июля на той же трассе на 12 июля запланирован Гран-при Штирии. Шикарный шанс для Макса стартовать в чемпионате сразу с предельно возможных 52 зачетных баллов – и оторваться от Льюиса (при его серебряном дубле) сразу на 16 очков.
Далее третий этап сезона запланировал 19 июля в Венгрии – в 2019-м поул на местном «Хунгароринге» выиграл именно Ферстаппен (привез №44 0,2 секунды). Нидерландец вполне успешно ехал к победе и в гонке, отбившись от шестикратного чемпиона колесо в колесо, но «Мерседес» тогда рискнул со стратегией и провел еще один пит-стоп. В остальном же именно у «Ред Булл» оказалась быстрейшая машина в тот уик-энд – и сейчас она не стала медленее: австрийцы традиционно сильны в вопросах прижимной силы, а результат на «Хунгароринге» прежде всего зависит именно от нее и от мастерства пилота.
В случае трех первых мест подряд (со всеми баллами за быстрейшие круги, конечно) у Ферстаппена окажется 78 баллов после трех гонок, а у Хэмилтона – не больше 54. Разница в почти полновесную победу на дистанции в 8 Гран-при без какой-либо конкретики в будущем очень весома – в проигранном Льюисом 2016-м он уступал Росбергу даже 23 балла перед пятью финальными заездами.
Продление календаря тоже не отнимет все шансы у Ферстаппена: у «Ред Булл» будут шансы на победу как минимум в Мексике и Бразилии. Если вам кажется, что это не так уж и много, то для сравнения – Хэмилтон после летнего перерыва в 2019-м выиграл только три.
Конечно, главная фишка Льюиса и «Мерседеса»- -поразительная стабильность, благодаря которой они и считаются безоговорочными фаворитами на старте каждого из сезонов. Шестикратный чемпион уже дважды перемалывал Себастьяна Феттеля в очном противостоянии, но Ферстаппен в последние годы выглядит намного сильнее немца времен «Феррари». К примеру, за весь 2019-й нидерландец откровенно затупил лишь раз – проигнорировав красный флаг в квалификации на Гран-при Мексики (в итоге потерял поул, стартовал из глубины, попал под агрессивного конкурента и проколол шину). Да, атака на Райкконена в Бельгии тоже не выглядела идеалом продуманного маневра, но тот момент – все же гоночный инцидент с неудачным стечением обстоятельств.
В остальном Макс практически не допускает невынужденных промахов – а в битве за титул с Хэмилтоном именно фактор безошибочности играет наивысшую роль вместе с конкурентоспособной техникой. Кажется, теперь у №33 есть и то, и другое.
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Mark Thompson
Ура, товарищи 🏎
Чо? :)
Во-первых, букмекеры меняют коэффициенты в соответствии с сделанными ставками независимо от возможности или невозможности договорных результатов. Они меняют коэффициенты так, чтобы их гарантированный выигрыш был бы наибольшим. Поэтому такие изменения коэффициентов вполне могут связаны именно со ставками на Ферстаппена. Другое дело, что сами эти ставки могут быть вызваны теми новостями, о
которых автор пишет ниже.
А, во-вторых, в Формуле-1 договорных результатов полным полно и все о них знают. И даже не скрывают. Одних договорных побед Шумахера можно с ходу штуки три вспомнить. Или как Култхард Хаккинена пропустил в 1998 году в Австралии. Он и сам это договоренностью и объяснил.