Однажды «Феррари» сама создала главного соперника по «Ф-1»: выкинула из болида сверхталанта перед Гран-при без предупреждения
На примирение ушло десять лет.
У «Феррари» за 70 лет в «Формуле-1» было много грозных, принципиальных и непримиримых соперников: «Мерседес» и Льюис Хэмилтон, «Рено» и Фернандо Алонсо, Хуан-Пабло Монтойя, «Макларен», «Бенеттон», «Лотус» и множество других гонщиков и команд.
Однако самым первым (и, наверное, самым непримиримым) был величайший пилот «Ф-1» без титула – сэр Стирлинг Мосс. Британский четырехкратный вице-чемпион всю карьеру построил на противостоянии Скудерии: гонял либо на машинах исключительно британских марок (от «Лотуса», «Вануолла», «Астон Мартин» и «БРМ») до главного конкурента «гарцующих» на территории Италии – «Мазерати» и все того же «Мерседеса».
Более того, именно легендарные победы Мосса над доминировавшими в 1961-м болидами «Феррари» в Монако и Германии считаются настоящей классикой «Ф-1», прославившей Стирлинга как одного из мощнейших гоночных талантов в истории.
Но откуда же у англичанина взялся такой антагонизм к престижной итальянской марке? Все дело в личной неприязни – причем войну начали именно в Скудерии!
Оказывается, в 1951-м Энцо Феррари пригласил совсем молодого 22-летнего Стирлинга с опытом всего в два заезда класса «Ф-1» в команду на внезачетный Гран-при Бари – для подготовки к этапу в Италии вместе с чемпионом Алберто Аскари и его бессменным напарником Хосе Фройланом Гонсалесом. По первоначальному плану, Мосса собирались отправить представлять Скудерию на целый сезон в аргентинскую «Ф-1» (Temporada Series), а затем вернуть на остаток чемпионата мира-1952-го. Естественно, Стирлинг согласился и отклонил остальные предложения от британских команд – к примеру, «БРМ» даже объявил о подписании контракта с Моссом и даже выпустил об этом пресс-релиз, который пришлось отзывать.
Стирлинг и его отец Альфред (который финансировал старт карьеры сына) полетели в Рим, а оттуда поехали поездом в Бари. На следующий день после крайне длительного, выматывающего и неприятного путешествия Моссы прибыли в паддок «Феррари» – и Стирлинг сразу же влез в кокпит «его» болида. Правда, его ждал моментальный сюрприз: механик выкинул его из машины с сообщением о замене на ветерана Пьеро Таруффи. Компания даже не удосужилась предупредить Моссов, и семейство англичан впало в ярость.
Энцо Феррари
По легенде, альянс расстроило именно поспешное официальное заявление «БРМ», однако подход к «Феррари» к делу вызвал настоящее отвращение у Стирлинга. Он не забыл инцидент и затаил злость на долгие годы – впредь цель побить «эти красные машины» стала одной из главных его мотивов.
Семье Моссов пришлось выкручиваться из ситуации вновь через собственные инвестиции: из-за отсутствия реальных предложений Альфред в конце концов просто выкупил старый «Мазерати» – и взял на нем подиум в первом же Гран-при. Та гонка вновь привлекла к парню внимание автопроизводитилей – и в следующем сезоне Мосс оказался в «Мерседесе».
Однако и примирение с «Феррари» все-таки произошло – правда, спустя 10 лет. Энцо не раз выражал восхищение Стирлингом, и после сезона-1961 решился на беспрецедентный миротворческий шаг: согласился бесплатно построить для него такой же болид, как и у заводской команды Скудерии. Более того, Комендаторе даже предложил помощь с обслуживанием без обязательств по выступлению за заводскую команду – ни один другой пилот за всю историю «Формулы-1» не видел подобной щедрости от основателя легендарной итальянской марки.
Но в 1962-м на тестах в Гудвуде Мосс попал в чудовищную аварию, получил серьезные травмы и завершил выступления в Гран-при. Уникальный альянс так и не случился.
Источник: formula1.com
Фото: Gettyimages.ru/John Piercy/Hulton Archive; commons.wikimedia.org/Ronald Startup; globallookpress.com/David Phipps/Keystone Press Agency