В «Ф-1» гонялись и болиды с закрытыми колесами. Один чуть не разнес всю серию – выиграл 3 Гран-при из 4
Особая версия машин для самых скоростных трасс.
«Формула-1» 50-х походила на обычные машины той эпохи намного больше, чем нынешние болиды – на современные авто: основные принципы дизайна оставались неизменными.
К примеру, вот как выглядела гражданская модель «Феррари» 212 Touring Barchetta 1952 года.
А вот как – «Феррари» Tipo 500 из «Формулы-1» из начала 50-х.
Собственно, все болиды выглядели примерно так же: к примеру, легендарный «Мазерати» 250F
«Альфа Ромео» 159.
И брендированный под HWM «Астон Мартин».
И никто не пробовал ничего нового вплоть до появления в «Ф-1» концерна «Даймлер» с моделью «Мерседес» W196 в 1954-м.
Серебристая машина произвела настоящий фурор не только ультрафутуристичным дизайном, но и техническими инновациями.
К примеру, шасси состояло из рама из полых труб, а к нему крепился корпус из магниевого сплава – и «Мерседес» без мотора весил намного меньше того же «Мазерати».
Двигатель же компенсировал выигрыш в массе, но оказался жутко мощным: рядный монстр с восемью цилиндрами выдавал 300 л.с. и использовал наработки с моторов от истребителей «Мессершмит», а снижения центра тяжести его завалили набок на 53 градуса.
Топливо оказалось не меньшим произведением искусства: смесь состояла из 45% обычного бензина, 25 – высокооктанового (почти авиационного керосина), 25% метанола и присадку из ацетона и закиси азота. Механики заливали горючее в бак исключительно в толстенных резиновых перчатках, а запускали мотор в респираторах – выхлопные газы закономерно оказались токсичными!
Но главной инновацией «Мерседеса» все равно стала аэродинамическая концепция – особая модификация W196 под названием «Стримлайнер». Под ней крылась обычная машина с закрытыми колесами (тогда их разрешали к использованию в «Ф-1») – и выглядела она еще более футуристичной.
Фактически это была все та же машина – но с полностью новым корпусом для быстрых трасс вроде «Монцы», «Реймса», «Сильверстоуна» и «Нюрбургринг Нордшляйфе».
Закрытые колеса и особая форма кузова создавала более обтекаемые формы, снижая лобовое сопротивление и ускоряя поток по бокам болида – из-за чего скорость на прямых здорово повышалась. Скрытие под корпусом передних и задних шин тоже помогало в выигрыше пары км/ч: обычно колеса создавали огромное количество турбулентного воздуха и дестабилизировали задние части остальных болидов на прямых.
Как же «Мерседес» разработал эту идею? Просто много работал в аэродинамической трубе – задолго до превращения этого подхода в золотой стандарт Колином Чэпменом из «Лотуса». Правда, в «Даймлере» использовали уменьшенную в 5 раз версию машины, а потом просто масштабировали чертежи.
Расчет инженеров оправдался: «Стримлайнер» выиграл первый же свой Гран-при по Франции, привезя конкурентам целый круг. А вот на «Сильверстоуне» проявилась фундаментальная слабость конструкции: болид с закрытыми колесами чрезвычайно медленно тормозил в конце длинных прямых, а поворачивал в виражи еще медленнее. На чуть более техничной трассе эти проблемы оказались весомее любой скорости: даже такой мастер, как пятикратный чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио регулярно промахивался мимо апексов и пересчитал, наверное, все тюки с сеном (заменявшие тогда барьеры) за 90 кругов. Хоть аргентинец и выиграл поул с преимуществом в секунду и показал лучший круг, приехал он на финиш только четвертым – отстав от победителя почти на две минуты.
В итоге «Мерседес» вернулся к более традиционному шасси, однако идею «Стримлайнеров» не забросили: три гонки спустя в Монце Фанхио снова вышел на старт на болиде с закрытыми колесами – и вновь привез всему пелотону целый круг, досрочно оформив чемпионский титул.
Но в 1955-м «Даймлер» привез болид лишь на одну гонку – и снова в Италию. Победа вновь досталась Фанхио – правда, из-за укороченной на 30 кругов дистанции отрыв от «Феррари» составил только 46 секунд вместо прошлогодних двух минут.
Успех «Стримлайнеров» от «Мерседеса» запустил инженерную гонку в пелотоне с новой силой: «Мазерати» тоже занялся тестами болида с закрытыми колесами для скоростных треков.
Она тоже вышла на старт на Гран-при Италии 1955-го – но проиграла оригиналу аж четыре минуты!
Казалось бы, на следующий год каждая команда должна была заняться разработкой чего-то подобного – но после летней аварии на «Ле-Мане» в 1955-м с участием болида «Мерседеса» (83 погибших, 120 раненных) «Даймлер» ушел из автоспорта и забрал все «Стримлайнеры». После потери главного раздражителя никто больше не решился вкладывать деньги в крайне сложный проект – даже «Мазерати» забросил восстановление экспериментального шасси после пожара на фабрике.
Всего же футуристичный W196 выиграл 3 Гран-при из четырех – в то время как стандартный болид выиграл 5 гонок из девяти. Зато именно модель с открытыми колесами стала самым дорогим болидом «Ф-1» в истории: шасси, на котором Фанхио выиграл Гран-при Германии и Швейцарии, продали в 2013-м с аукциона за 29,6 миллиона долларов.
Страшно представить, за сколько ушел бы с молотка «Стримлайнер», если бы «Даймлер» вынул его из музея и выставил на торги.
Фото: Gettyimages.ru/Terry Disney/Central Press; wikipedia.org