Первый раллийный ВАЗ – легендарная «копейка»: приехала второй в дебютной гонке на 14 тысяч км! Ее воссоздали в честь юбилея модели
ВАЗ-2101 – 50 лет!
Если спросить кого угодно в мире насчет самого известного транспортного средства из России, то после танка Т-34 точно назовут «Ниву» и «копейку» – ВАЗ-2101. И у последней недавно прошел 50-летний юбилей первого массового выпуска: в широкое производство модель запустили как раз 19 апреля 1970-го на заводе в Тольятти – и с тех пор собрали 4,8 миллиона экземпляров! Пожалуй, «Жигули» можно назвать одной из самых успешных моделей советского автопрома.
При разработке за основу взяли «авто 1967-го» «ФИАТ» 124, изменили ходовую и трансмиссию специально под неидеальные дороги, поставили на передние колеса барабанные механизмы, полностью изменили подвески и усилили сцепление. В салоне тоже все следует переделали: к примеру, внедрили возможность превратить сиденья в спальные места. По сути, от прообраза «копейке» достался только схожий дизайн.
Но не только массовость, экспорт и основа в виде популярной в Италии машины сделали «Жигули» известными и в СССР, и за рубежом: в 1971-м именно 2101-я модель первой от ВАЗа выступила в ралли. Причем очень успешно: масштабные заводские изменения под плохие советские дороги практически полностью повторили самопальные переделки энтузиастов, докручивавших гражданские «Опель» Ascona, БМВ 1600 TI, «Альфа Ромео» Giulia S и прочие машины до раллийных болидов с высокой проходимостью.
Впервые «Жигули» продемонстрировал свой потенциал на эпичном заезде Tour d’Europe 1971 года – многодневного марафона на 14 тысяч километров по 14 странам Восточной и Западной Европы. В итоге все три 2101-е добрались до финиша, причем экипаж №25 даже занял второе место, проиграв 53 минуты победителям – немцам на «Опеле» с более объемным мотором (1,6 литра против 1,2 литра). Второй экипаж ВАЗа занял девятое место, а третий – 13-е – благодаря этим результатам советской команде достался и серебряный кубок в командном зачете.
А в 1973-м доработанная с учетом нового раллийного опыта машина выиграла сразу первые два места.
Но чем же отличалась гоночная копейка 71-го от обычной? Помимо структур безопасности, штурманской панели, дополнительных фар и второго бака в багажнике, изменений не так много: к мотору добавили два гоночных карбюратора от фирмы Weber для большей мощности (от 69 л.с. до около 80 л.с.) и амортизаторы в подвеске заменили на еще более продвинутые.
Теперь же в честь юбилея автоспортивное подразделение завода Lada Sport в точности воссоздало легендарную гоночную «копейку» №23 и с технической, и с дизайнерской точке зрения.
«Мы нашли автомобиль, произведенный на АвтоВАЗе примерно в те же сроки – в начале 1971-го – рассказал об акции директор Lada Sport Владислав Незванкин. – И примерно в том же цвете – небесно-голубом! Он из той же партии, из которой вышли и первые гоночные «копейки».
Он обнаружился случайно среди объявлений о продаже примерно полгода назад. Следующие шесть месяцев ушли на поиски остальных аутентичных гоночных деталей и реставрацию. Ради точного воссоздания дизайна наклеек и салона просмотрели все фотоархивы завода и нескольких информационных агентств, а часть материалов предоставили ветеранами автоспорта – которые, собственно, и выступали на этих и более поздних автомобилях в 70-х годах.
Благодаря им теперь каждый сможет понять, как же выглядел раллийный болид в 71-м – Lada Sport планирует сперва выставить реплику у себя в штаб-квартире, затем прокатить по всем гоночным чемпионатам со своим участием, а завершат юбилейное турне передачей машины в музей АвтоВАЗа.
Приятной ностальгии!
Фото: Lada Sport; РИА Новости/Марк Редькин
Наиболее полно тема копейки раскрыта в одноимённом фильме.
Как бы это больше не российский автомобиль... хотя изначально он тоже был итальянским, но формально был отечественным. А сейчас и фактически и формально - иномарка.