Камбэк Шумахера в «Ф-1» в 40 лет: чудом не лишился головы в аварии, раз поднялся на подиум, слил 3 сезона напарнику. Что это было?
Ни разу не победил.
В 2006 году Михаэль Шумахер на пресс-конференции в Монце объявил о завершении карьеры по окончании сезона. Его ухода не ждали – казалось, что еще не такой старый Шуми способен на многое. И хотя распространено мнение, что «Феррари» практически вынудила немца завязать с «Ф-1», чтобы посадить на его место молодого и талантливого Кими Райкконена, сам Михаэль не раз отмечал – это неправда, и Скудерия даже предлагала ему пожизненный контракт.
«Тогда это было мое решение, и именно этого я хотел в то время. Как я уже говорил, я просто был опустошен. Я устал гоняться и был рад, что мой «младший брат» – Фелипе Масса – займет мое место», – рассказывал Шумахер F1 Racing.
10 лет назад легенда «Формулы-1» вернулась в чемпионат – причем не с «Феррари», а с возрожденным заводским «Мерседесом». После семи титулов и 91 победы от Шумахера многие ждали новых триумфов, но за три сезона мегачемпион взял всего один подиум и ощутимо проиграл молодому напарнику Нико Росбергу (142-72 по очкам в 2010-м, 89-76 в 2011-м и 93-49 в 2012-м).
Однако финальный отрезок Шумахера в «Ф-1» не прошел впустую: Михаэль не только подогрел интерес к чемпионату, но и сделал гонки ярче. Временами он выступал невероятно мощно, и лишь откровенно слабая техника вместе с невезением не позволили ему добиться большего.
Шумахер готовился к возвращению еще летом 2009-го – причем за «Феррари»
История «Формулы-1» вполне могла пойти по другому руслу, если бы камбэк Михаэля состоялся на полгода раньше. В июле 2009-го в квалификации на Гран-при Венгрии пилоту «Феррари» Фелипе Массе прилетела в лоб пружина, спровоцировавшая сотрясение и трещину в черепе. Бразилец выбыл до конца сезона, и Скудерии потребовалась замена.
Всего через четыре дня «алые» взорвали медиабомбу – объявили о возвращении 40-летнего Михаэля Шумахера. «Формула-1» долго была для меня закрытой страницей, но я верен команде и не могу игнорировать ситуацию. Страсть к спорту у меня в крови, я готов принять этот вызов», – заявил Шумахер.
Михаэль провел частные тесты за рулем F2007 (болид 2007-го), а продажи билетов на Гран-при второй половины сезон резко подскочили. Но в итоге возвращение сорвалось: помешали боли в области шеи, беспокоившие немца после падения с мотоцикла в феврале 2009-го. Шумахер и «Феррари» отказались от совместных планов, а за руль второй машины Скудерии посадили Луку Бадоера. Его страдания длиной в два Гран-при – отдельная история.
В «Феррари» не верили в возможность сделки Шумахера и «Мерседеса»
Осенью ничто не предвещало трансфера в «Мерседес»: Михаэль объявил, что останется советником «Феррари» еще на три года, а Скудерия пыталась протолкнуть идею о трех машинах от команды, чтобы дать немцу возможность гоняться. Слухи о продолжении спортивной карьеры Михаэля брали новые высоты дикости – например, говорили о возможном переходе Шуми в MotoGP в качестве заводского пилота KTM.
В ноябре Gazzetta dello Sport раскрыла тайну о возможном переходе Шумахера в «Мерседес». Разумеется, все опровергли, а президент «Феррари» Лука ди Монтедземоло даже заявил, что не может представить себе возвращение Михаэля в гонки, «ведь в «Феррари» нет вакансий».
Но уже в декабре о Шумахере в «Мерседесе» трубили все. Что оставалось ди Монтедземоло? Смириться: «В «Мерседес» стремится перейти какой-то новый Шумахер. Настоящий Михаэль всегда говорил мне, что закончит карьеру в «Феррари».
Официальное объявление произошло 23 декабря: Михаэль Шумахер прошел все медицинские проверки и подписал контракт с «Мерседесом», став напарником Нико Росберга.
Ожидания не оправдались
Хотя сам семикратный чемпион говорил, что вернулся ради удовольствия, он не скрывал больших целей и даже собирался задержаться в «Формуле-1» дольше, чем на три года.
«Идея исходила от руководства команды и нашла у меня полное понимание. Лучшее в этом то, что они верят в меня и дают мне три года на то, чтобы последовательно добиваться успехов. Однако и после трех лет я не собираюсь заканчивать выступления», – говорил Шумахер Bild. Он добавил: «Было бы слишком оптимистично полагать, что я стану чемпионом мира уже в этом году. Но это должно быть моей целью, это должно мотивировать меня».
Планы были грандиозными: «Мерседес» выкупил команду Росса Брауна с намерением быстро включиться в число фаворитов. Ведь «Браун» даже без денег умудрился выиграть чемпионат, а уж с финансовой мощью целого концерна «Даймлер» казалось, что проект просто обречен на успех. Интерес Михаэля не удивлял: проект выглядел многообещающим и предполагал отличные шансы на триумфальное возвращение и восьмой (девятый, десятый) титул.
Но в 2009-м «Брауну» не хватало ресурсов даже на развитие актуальной машины, не говоря уже о болиде для сезона-2010 – несмотря на существенные перемены в регламенте, команда сокращала сотрудников. Конкуренты из «Ред Булл», «Макларена» и «Феррари» активно готовились и выкатили куда более быстрые машины, в то время как «Мерседес» вошел в сезон со слабо доработанной техникой. Бороться на такой машине Шумахер не смог бы даже в лучшие годы – а ведь ему было 40 лет, и он три сезона провел вне «Ф-1». Чтобы поскорее адаптироваться к изменениям, Михаэлю даже пришлось тренироваться на болидах GP2.
После первых Гран-при быстро стало ясно, что «Мерседес» отстает от лидеров. Еще грустнее выглядели результаты самого Шуми – он не мог угнаться за Росбергом. Нико был быстрее и в квалификациях и в гонках, став первым партнером Михаэля, который регулярно его укатывал. Вдобавок машина плохо подходила стилю Шумахера, предпочитавшего избыточную поворачиваемость, в то время как W01 явна обладала недостаточной.
Первый действительно мощный результат Шумахер показал лишь в Испании, где остановился в шаге от подиума – вот только Росберг к тому моменту уже дважды затащил «Мерседес» на третье место.
Дерзко обогнал Алонсо в Монако, но получил штраф
Журналисты искали признаки прежнего Шумахера после каждой более-менее успешной гонки и временами даже находили: одним из самых ярких примеров стал Гран-при Монако. Тогда немец хоть и остался без очков, зато впечатлил дерзостью в стиле самого себя в молодости.
Унылая паровозная гонка заканчивалась в режиме сейфти-кара, Шуми ехал позади Фернандо Алонсо и готовился спокойно финишировать седьмым. Но Чарли Уайтинг решил убрать машину безопасности прямо перед клетчатым флагом ради красивого финиша – и Михаэль внезапно исполнил сверхнаглый обгон в последнем повороте, протиснувшись между отбойником и опешившим Фернандо.
Поначалу казалось, будто Шумахер просто гениально обманул Алонсо: согласно правилам, обгонять за сейфти-каром нельзя до определенной линии после его ухода с трассы – и лишь в Монако эта линия сдвинута. Но судьи не оценили – сочли, что уход автомобиля безопасности на последнем круге де-юре все равно означает финиш в режиме сейфти-кара. А значит, любые обгоны запрещены.
Михаэль получил 20 секунд штраф и вместо шестого места упал на двенадцатое. А фанаты в язвительных комментариях заметили, что одним из стюардов на Гран-при работал бывший соперник Шумахера в 90-х Деймон Хилл.
Едва не размазал по стене Баррикелло в Венгрии
Другой яркий эпизод с участием Шумахера случился на «Хунгароринге»: Михаэль боролся за 10-е место со старым знакомым Рубенсом Баррикелло и показал, что и в 40 лет может вести борьбу так же жестко, как и в молодости. Бразилец на «Уильямсе» гнал быстрее, но Шуми уступать не собирался – и когда за пять кругов до финиша Баррикелло атаковал на стартовой прямой, пилот «Мерседеса» едва не впечатал бывшего напарника в стену.
«Ему должны показать черный флаг за это, черный флаг! Это было ужасно!» – завопил Рубенс по радио. Его можно понять: правое колесо «Уильямса» на какие-то миллиметры разминулось со стеной. Стюарды прислушались и наказали Михаэля потерей 10 мест на старте следующего этапа.
«Не собираюсь обсуждать инцидент с Шумахером, это ничего не решит. Вы знаете Михаэля – с ним разговариваешь, но он всегда считает, что прав. Думаю, сегодня справедливость восторжествовала. Он на три года уходил из гонок, но остался таким же, каким и был», – послегоночное резюме Рубенса.
Сам Шумахер впоследствии признал вину: «Посмотрев видео еще раз, должен сказать, что стюарды были правы. Маневр был чересчур жестким. Но я просто хотел усложнить ему обгон, а не подвергать его опасности».
Чуть не лишился головы в финальной гонке сезона
В сезоне-2010 у Шумахера были как и успешные гонки вроде отличного перфоманса под дождем в Корее (четвертое место), так и совсем невнятные выступления (например, Сингапур, где Михаэль наошибался и доехал до финиша 13-м).
А в последнем Гран-при чемпионата для пилота «Мерседеса» все закончилось уже на первом круге: Росберг чуть поддел и развернул напарника на выходе из шиканы, после чего в Шуми влетела «Форс-Индия» Витантонио Лиуцци. Носовой обтекатель едва не снес Шумахеру голову – выглядела ситуация очень страшно.
Если «гало» и нужно было вводить, то этот инцидент – один из главных аргументов «за»: все чуть не закончилось большой трагедией.
Показал суперпилотаж в дождь на Гран-при Канады-2011
Наверное, лучшая гонка Михаэля в его второй карьере. В отличие от большинства оппонентов, на мокрой монреальской трассе Шумахер чувствовал себя максимально уверенно – ехал быстро, вообще не ошибался и шикарно расправлялся с соперниками.
Он обходил более быстрые машины по внешней, разбирался сразу с двумя конкурентами и вполне мог выиграть, если бы трасса не подсохла – на одном из последних рестартов он пытался атаковать лидировавшего Феттеля.
Но на сликах «Мерседес» уже не тянул против «Макларена» и «Ред Булл»: на последних кругах следовавший вторым Шуми пропустил и Дженсона Баттона к лучшей победе в карьере, и Марка Уэббера. Снова лишь четвертое место – но все равно мир увидел «того самого» Михаэля.
Взял поул на самой сложной трассе в 43 года
Сезон-2012 для Шумахера начался как одно сплошное невезение: в Австралии мог брать подиум, но сошел из-за поломки КПП, в Китае мог претендовать на победу, но вновь оказался вне игры из-за незакрепленного колеса (выиграл ту гонку Росберг). А максимально обидная цена нелепого въезда в Бруно Сенну в Испании стала ясна на следующем этапе в Монако.
На сложнейшей трассе, где от пилота зависит максимум, 43-летний Шумахер забрал поул, привезя Марку Уэбберу на «Ред Булл» восемь сотых. Лишь трое – Нино Фарина, Хуан Мануэль Фанхио и Джек Брэбэм – выиграли квалификацию в более зрелом возрасте, но их эпоху «Ф-1» была в целом более возрастной. «Я должен признаться, что завоеванный Михаэлем поул заставил меня прослезиться», – сказал после квалификации Росс Браун. И явно не его одного.
Поул в Монако = почти победа, но Михаэля ждал отложенный штраф в пять позиций за аварию с Сенной в Барселоне. В итоге Шуми стартовал лишь шестым и не даже не доехал до финиша из-за очередной поломки.
Все-таки забрал подиум в Валенсии
В первой половине сезона-2012 творилось полное безумие: семь первых гонок выиграли семь разных пилотов. Но у Шумахера поводов для радости оказалось мало – из-за вагона невезения он за семь Гран-при набрал всего 2 очка, в то время как у Росберга накопилось 67 баллов.
Удача частично вернула долги в восьмой гонке чемпионата в Валенсии, где творилась полная дичь. Пока пилоты сходили с дистанции один за другим, Шумахер избегал неприятностей и чисто проходил соперников и после очередной аварии впереди (маэстро Пастор Мальдонадо вынес Хэмилтона) поднялся на третье место.
«Я совсем не думал о подиуме. Спросил команду в конце гонки, на каком месте я финишировал, и когда мне сказали, что я третий, то не мог поверить. В гонке теряешься относительно своей позиции – в конце было очень много событий», – сказал радостный Шумахер после финиша.
Кажется, этому успеху радовались все – в «Феррари» праздновали не меньше, чем в «Мерседесе». Шуми взошел на подиум в 43 лет 5 месяцев и 21 дня – последний раз до него в столь зрелом возрасте это делал Джек Брэбэм. Для Шуми подиум в Валенсии оказался последним в карьере.
Легко и непринужденно психологически давил на Росберга
Хотя на трассе Михаэль чаще уступал напарнику, вне ее он был вне конкуренции – прямо как в лучшие годы. Росберг впоследствии признавался, что семикратный чемпион без проблем залезал к нему в голову. Нико называл это фишкой Шумахера и говорил, что он естественным образом стал его главной мишенью. Самая знаменитая история – про туалет в Монако. Кажется, Нико рассказывал ее раз десять.
«Я могу привести много примеров такого давления. Взять хотя бы эту историю с туалетом на Гран-при Монако. В боксах всего одна уборная и Михаэль знал, что жду снаружи, потому что болтал без умолку и говорил всем, что нервничаю, паникую и что мне нужно сходить в туалет перед квалификацией.
А Михаэль просто спокойно сидел там и посматривал на часы и отдыхал – потому что знал, что тем самым заставит меня нервничать еще сильнее. Затем он спокойно вышел и сказал: «Ох, извини, я не знал что ты ждешь». К тому моменту у меня уже началась паника. И вот такие моменты возникали постоянно», – рассказал Росберг.
Красиво ушел во второй раз
На пресс-конференции перед этапом в Японии Михаэль объявил о втором уходе в конце сезона – на его место подписали уставшего от постоянных проблем «Макларена» Льюиса Хэмилтона. Последней гонкой в карьере семикратного стал Гран-при Бразилии – там Шуми символично и без борьбы пропустил вперед своего немецкого «преемника» Себастьяна Феттеля к третьему титулу.
Увы, Михаэлю не удалось вернуться и всех порвать. Временами он показывал класс в отдельных гонках, но в целом все-так не демонстрировал старой сосредоточенности и нацеленности на успех из эпичного периода в «Феррари», где он гонял на запредельном уровне. Впрочем, это неудивительно: за три года в «Мерседесе» на немца свалилось огромное количество технических проблем и просто невезения – чуть ли не больше, чем за всю его остальную карьеру. В таких условиях мотивация пострадает у любого суперпрофессионала. А еще трудно после полных побед лет максимально концентрироваться на борьбе за топ-10.
«Оправдал ли Михаэль ожидания? Ну, нет, скорее нет. Конечно, он тогда уже прошел свой пик, но у него все равно случались очень сильные одномоментные выступления — например, поул в Монако в 2012-м. Но именно они показывали, что он уже пребывает не в лучшей форме: остальные дни выявляли некоторую нестабильность», — говорил Росберг в подкасте Beyond The Grid.
При этом мнение, что Шумахер безоговорочно проиграл внутрикомандную дуэль Росбергу, нельзя считать полностью верным. Да, Нико явно был быстрее в квалификациях, но в гонках преимущество не было столь большим. Особенно это заметно по сезону-2012: там Михаэль сильно уступил по очкам (93-49), но если разобраться, большую часть баллов Росберг заработал в первых семи Гран-при – когда «Мерседес» был конкурентоспособен и позволял бороться даже за подиумы. Именно тогда Шуми и собрал все несчастья: 5 сходов и всего 2 очка. В оставшихся этапах Нико набрал 34 очка при двух сходах, а Михаэль – 47 при трех, но машина ехала уже не так быстро относительно соперников.
«Мерседес» не смог удовлетворить специфичные требования Михаэля к настройкам, и в целом техника стала совсем другой по сравнению с временами чемпионских титулов и Красного барона. Например, именно в год его возвращения «Формула-1» отказалась от дозаправок, и машины превратились в тяжелые бензовозы, а год спустя серия перешла на капризную и хрупкую резину «Пирелли» – адаптироваться к ней после долгих лет эксклюзивного партнерства с «Бриджстоуном» (автором предсказуемых и выносливых шин) было объективно сложно.
Давать Михаэлю еще один шанс в «Мерседесе» уже не согласились – Шумахер очевидно был готов продолжать, но у немецкого концерна возник вариант с молодым и быстрым Льюисом Хэмилтоном. Отказ от такой возможности выглядел чистым безумием, и Михаэля фактически «ушли». Конечно, если бы Шумахеру предоставили еще немного времени – после смены регламента в 2014-м он волне мог бы побороться за титул с Росбергом.
Хотя семикратному чемпиону и не удалось добиться успеха в «Мерседесе», его возвращение прошло не зря. В 2012-м он практически не уступал Росбергу и лишь вечные поломки помешали ему выиграть больше, чем один подиум. А еще он привнес в «Мерседес» вагон опыта и помог немецкой команде выстроить коллектив, уже шесть лет безальтернативно уничтожающий соперников в «Ф-1». И хотя он не выглядел тем же великолепным Шуми из 90-х и 2000-х – он точно доказал, что и 40 с лишним лет все еще способен на многое.
Keep fighting, Michael.
Все знают, что Шумахер – великий, но не все знают почему. Объясняем по пунктам
Фото:Gettyimages.ru/Clive Mason, Vladimir Rys, Paul Gilham; globallookpress.com/Sutton Motorsports, imago sportfotodienst/
1. Шуми реально кайфовал от Ф1, и с годами жажда выходить раз за разом на старт не угасла. Как и желание принять новый вызов. За это респект.
2. Он старался избегать выступать с пилотами, которых считал реальными конкурентами внутри команды. Ушёл оба раза, когда команда решила подписать молодых и дерзких Райкконена и Хэмилтона соответственно. И ведь не факт, что проиграл бы им, но возможно просто не видел смысла работать в команде, которая распыляет силы на внутрикомандную борьбу, не считал это эффективной моделью. Понятно, что в интервью он бы никогда в таком не признался, это посчитали бы признаком слабости, но косвенные признаки об этом недвусмысленно говорят. Росберга видимо просто недооценил.
Это чушь. Михаелю предлагали контракт на 2 года, а он хотел 1.
Ну а про величие.. В чем по вашему величие Пеле и Марадонны, и почему Роналду и Месси на все времена? Из-за ЗМ?
Величие Шумахера в 7 титулах, 91 победе и куче рекордов, он стал фигурой грандиозного масштаба, изменил Формулу, принеся в нее проффесионализм.. Всего добилмя сам.. Он легенда. Его любят и ненавидят до сих пор. Но для фанов ценны не только титулы, но и то, что он бился всегда до конца, шел до упора бесстрашно, на заведомо слабой машине выигрывал гонки у самовозов, и навязывал им борьбу за чемп.. и с командой возродил Феррари и с ней-то и стал легендой.. С ним гонки не были рутиной, иногда и шоу было..Великий гонщик.. Признан болельщиками самой влиятельной фигурой в истории Формулы..