Супертрансфер в «Формуле-1»: команда без побед заманивает босса непобедимого «Мерседеса»
Тото Вольфф тянется к величию.
Появление в «Формуле-1» канадского гонщика Ланса Стролла казалось обычной гоночной историей: богатый папа (миллиардер Лоренс Стролл) проспонсирует карьеру сына, тот покатается несколько лет и тихо покинет чемпионат мира.
Но Стролл-старший серьезно взялся за автоспорт: выкупил умирающую команду «Форс-Индия / Рейсинг Пойнт», стал мажоритарным акционером «Астон Мартин», а в следующем году объединит эти активы в «Ф-1» под брендом британской марки.
Похоже, и на этом Лоренс не остановится. В его планах создать топ-команду и бороться с «Мерседесом», «Феррари» и «Ред Булл» сначала за подиумы, а затем и победы – иначе зачем зазывать лучшего менеджера серии Тото Вольффа в свой коллектив. В марте об этом сообщил не самый надежный, но все же достаточно мощный источник – британская газета Daily Mail. А на днях о возможном трансфере заговорил и бывший промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун.
Вольфф и Стролл – большие друзья, а новый CEO «Мерседеса» активно вмешивается в дела команды
Дружеские отношения Вольффа и Стролла уже давно не секрет. В марте ветеран автоспортивной журналистики Дитер Ренкен сообщил, что после смерти неисполнительного директора «Мерседеса» Ники Лауды, который был близким другом Вольффа, австрийский менеджер сблизился со Строллом. Они даже путешествуют вместе.
Информация о возможном сотрудничестве канадского бизнесмена и австрийского менеджера появлялась и раньше – например, в январе ходили слухи о покупке Строллом и Вольффом команды «Мерседес» и превращении ее в «Астон Мартин».
Других косвенных признаков вероятного трансфера года в «Ф-1» тоже хватает. По данным Daily Mail, Вольфф не участвовал в видеоконференции боссов команд при решении вопроса о переносе перехода серии на новый технический регламент. Другие руководители посчитали его отсутствие крайне необычным. Кстати, Лоренса Стролла на конференции тоже не было. В «Мерседесе» объяснили отсутствие Вольффа тем, что он якобы был в дороге.
Немецкое издание F1 Insider отметило необычную вовлеченность главы концерна «Даймлер» (куда входит «Мерседес») Олы Каллениуса в дела команды: именно он принимал решения о неучастии «Мерседеса» в Гран-при Австралии, а также о выходе из коалиции команд, осудивших моторное соглашение ФИА и «Феррари».
И последнее – сохраняющаяся неопределенность в контрактной ситуации Льюиса Хэмилтона с «Мерседесом». Для него Тото – не просто босс команды, а гарант ее успехов и светлого будущего. По слухам, англичанин поставил четкое условие для продления соглашения: гарантии присутствия Вольффа на посту руководителя. И если такой уверенности у него не будет, то возможный переход в «Феррари» уже не будет казаться фантастикой.
Контракт Льюиса истекает в конце года, и хотя обе стороны заверяют в желании продолжить сотрудничество, прогресса в переговорах до сих пор нет. И это точно можно объяснить туманностью будущего Вольффа в «Мерседесе».
«Астон Мартин» – дружественная для «Мерседеса» команда
Вероятный развод с «Мерседесом» вряд ли будет скандальным. У «Рейсинг Пойнт» отличные отношения с немецкой командой: сильверстоунцы закупают у «Мерседеса» моторы, коробки передач, электронику и различные элементы подвески.
А их машина 2020-го года настолько похожа на «Мерседес» W10 2019 года, что «Рейсинг Пойнт» заподозрили в использовании чертежей чемпионов мира. В команде все обвинения отвергли, заявив, что изучали фотографии и действовали в соответствии с регламентом.
Превращение команды из Сильверстоуна в «Астон Мартин» точно ничего не испортит – хотя бы потому, что концерну «Даймлер» (куда входит «Мерседес») принадлежат 4% акций компании «Астон Мартин».
Если Вольфф действительно покинет Бракли, то предположить дальнейшую судьбу команды сложно. «Мерседес» – это великолепно функционирующий организм без слабых мест, в котором никто практически не совершает ошибок: ни механики, ни инженеры, ни стратеги, ни PR-служба. Но именно Тото выстроил его и был его ключевой деталью. Сможет ли команда работать с другим лидером? Возможно, но трудно отделаться от примера «Феррари», которая после ухода Жана Тодта до сих пор не выиграла ни одного титула.
Фигуры уровня Вольффа на рынке нет и близко и невозможно даже предположить, кем «Мерседесу» его заменять в случае ухода – будет ли это некий «коллективный Вольфф» или же «Даймлер» доверит должность кому-то одному? Потенциальный уход Вольффа может заставить концерн пересмотреть планы относительно будущего в «Формуле-1» и все же снова стать лишь мотористом.
Однако зимой в заводской команде подтвердили намерение остаться в серии в ближайшие годы – и решение наверняка было принято с прицелом на продолжение работы Вольффа на посту босса. Так что возможно, что все это – лишь слухи, которые может распускать, например, сам Лоренс Стролл и набивать этим цену «Астон Мартин» в глазах потенциальных спонсоров.
В вероятном уходе Вольффа есть логика: уйти красиво и сделать «Астон Мартин» топом
Возможно, Вольфф уже давно готовится покинуть «Мерседес» – в рамках обычного руководителя команды ему стало тесно.
В 2019 году СМИ неоднократно называли его потенциальным сменщиком нынешнего руководителя «Формулы-1» Чейза Кэри. Сам он публично назвал это лишь слухами.
Однако в любом случае ему ясно дали понять, что настолько высокий пост ему не светит: в декабре исполнительный директор «Феррари» Луи Камильери прямо заявил, что использует право вето Скудерии, чтобы заблокировать назначение Вольффа.
В «Мерседесе» Тото уперся потолок: при нем команда побила все возможные рекорды. За семь лет с Вольффом в качестве руководителя немецкая команда забрала шесть чемпионатов и 93 Гран-при, а Льюис Хэмилтон вот-вот станет самым титулованным пилотом в истории «Формулы-1».
Побеждать вечно невозможно. Рано или поздно «Мерседес» скинут с трона: по сравнению с первыми сезонами конкуренты в лице «Феррари» и «Ред Булл» сильно подтянулись и возможно, сумеют отобрать у команды из Бракли титул уже в этом году. Если, конечно, в сезоне-2020 состоится хоть одна гонка.
Ну а после перехода на новый регламент расстановка сил может кардинально изменится. Разумеется, лидеры останутся во главе пелотона, но статус доминирующей силы вполне по силам перехватить «Ред Булл» (которой последние годы, по сути, не хватало лишь хороших моторов) или «Феррари» (которая зачастую была на уровне или даже быстрее «Мерседеса», но сливалась из-за стратегов/надежности/разворотов Феттеля).
Возможно, Вольфф не уверен в том, что «Мерседес» останется гегемоном «Формулы-1» и в 2022 году – напомним, технический регламент сменится теперь лишь в том сезоне. И поэтому Тото хочет уйти красиво, непобежденным и высоко котируемым руководителем команды.
«Астон Мартин» же является хорошим вариантом для комфортного продолжения Вольффом карьеры в «Ф-1». Во-первых, хороший друг Стролл вряд ли обидит его по деньгам. Во-вторых – для Вольффа это возможность создать собственное гоночное наследие. И кажется, для амбициозного Тото это важнее денег: он не боялся переходить из заштатного ралли в «Уильямс», а оттуда в «Мерседес».
Но в Бракли Вольффу расти уже некуда: даже несмотря на пакет акций гоночного подразделения «Мерседеса», у него нет в команде полной власти – в ключевых вопросах последнее слово остается за руководством «Даймлера». И уходить из сильнейшей команды мира стоит только ради свободы и большей власти. Стролл наверняка предоставит полный карт-бланш и позволит Тото развивать команду в соответствии с его видением. Никаких звонков от Каллениуса и заседаний совета директоров, на которых решается будущее команды и ее объем финансирования. А еще возможно, Стролл готов сделать Тото не просто наемным менеджером, а полноправным партнером.
Перед глазами Вольффа есть неудачный пример Падди Лоу – ведущего инженера «Мерседеса», перешедшего в 2016-м в «Уильямс» ради более широких полномочий и доли в команде, а затем пошедшего на дно. Расчетливый Вольфф, до сих пор делавший лишь верные карьерные ходы, должен знать что-то о том, что готовится в «Астон Мартине». Возможно, это что-то очень серьезное.
Ну и кто сказал, что нынешний «Рейсинг Пойнт» не сможет стать топ-командой после превращения в «Астон Мартин»? Эта команда три года подряд опережала всю «Ф-1» за исключением трех элитных коллективов, находясь в предбанкротном состоянии и обновляя машину всего несколько раз за год.
А на что команда способна, получив реально большие деньги? Ведь Стролл вполне в состоянии обеспечить внушительное финансирование, которое станет еще более значимым на фоне сокращения расходов ведущими командами из-за предстоящего потолка расходов. Да и привлечь спонсоров для бренда «Астон Мартин» будет куда проще, чем для непонятной «Рейсинг Пойнт».
В Сильверстоуне остались все ключевые специалисты, включая Оттмара Сафнауэра, Эндрю Грина и Энди Стивенсона. Уже в 2019-м численность персонала «Рейсинг Пойнт» выросла на 15%. А еще команда прямо сейчас строит новую базу.
Лоренс явно привел «Астон Мартин» всерьез и надолго – это долгосрочный проект с неплохими перспективами. И руководитель уровня Вольффа вполне способен привести его к успеху.
Видели подозрения в адрес «Мерседеса» об использовании DAS еще в 2018-м? Это фейк и оптический обман
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Charles Coates / Stringerf1.com; motorsport.com; globallookpress.com/Marijan Murat/dpa