Второй сезон сериала Netflix о «Ф-1»: сюжеты – рваные, зато мы узнали, что мать пилота «Ред Булл» сидела в тюрьме
Драматичный инсайдерский взгляд на сезон-2019.
28 февраля Netflix запустил «Формулу-1» на две недели раньше первого Гран-при: на стриминговом сервисе открылись для просмотра десять серий второго сезона Drive To Survive. Причем теперь в сериал завезли не только русские субтитры, но и полноценный дубляж!
Если вам уже захотелось посмотреть – кликайте сюда и наслаждайтесь. А если вы не видели первого сезона или стремитесь сперва понять, стоят ли новые серии вашего внимания – вы тоже по адресу.
Drive To Survive – классический драматично-документальный сериал
Первый сезон шоу по «Формуле-1» вышел на Netflix 8 марта 2019-го – за неделю до старта чемпионата. В нем не было «Феррари» и «Мерседеса», но сериал все равно произвел настоящий фурор (особенно в США): реддит наводнили посты «посмотрел пару серий и теперь фанат – что мне делать дальше?», американские медиакомпании зафиксировали рост телеаудитории Гран-при по всему миру. Многие спонсоры «Ф-1» (вроде Heineken) еще к концу марта называли шоу «огромным успехом».
Еще бы: главное достижение Drive To Survive – крушение гендерных стереотипов о любви к гонкам.
«Мы заметили 30-процентный рост интереса со стороны женщин, – рассказал промоутер Гран-при Мексики. – Точно знаем, кто покупает билеты – пол, возраст, откуда эти болельщики. Есть настоящий всплеск интереса со стороны женской аудитории. По нашим исследованиям, это напрямую связано с сериалом от Netflix.
Думаю, сериал особенно повлиял на тех, кто раньше считал гонки очень скучными. Раньше у многих парней-посетителей гонок выдавался свободный уик-энд, а теперь их девушки говорят: «Эй, я с тобой!».
Так чем же Drive To Survive всех покорил?
Если вкратце, все Гран-при 2018 года показали под особым углом: через личную драму каждого гонщика, принципиальных противостояний между пилотами и командами и через внутренние проблемы коллективов. Фэйлы или победы перестали выглядеть случайными: зрители осознали, что именно к ним привело и почему для конкретного гонщика важен был именно этот Гран-при.
Netflix снял сериал по «Формуле-1». Интересно будет даже тем, кто не смотрит гонки
Кинокомпания Box To Box оживила борьбу в середине и хвосте пелотона, познакомив с не самыми медийными персонажами вроде Ромена Грожана, Кевина Магнуссена или босса «Хааса» Гюнтера Штайнера. Последний вообще стал звездой сериала и паддока из-за тяги к всевозможным вариациям нецензурных слов на букву f по поводу и без.
Естественно, вместе с реальной драмой отдельных людей и команд в «Формулу-1» пришел голливудский подход с излишним нагнетанием. Фанаты критиковали серии с соперничеством Карлоса Сайнса и Фернандо Алонсо на Гран-при Испании (в реальности ничего такого и близко не было), перегретые сражения между Эстебаном Оконом и Серхио Пересом или демонстрацию Макса Ферстаппена как безжалостного антагониста.
Недовольство вызывала и рваная хронология – по сериалу вы ни за что не определите хотя бы примерную очередность Гран-при и почему команда, страдавшая от плохих результатов в первых сериях, постоянно оказывается впереди очень быстрых героев последующих. Порцию ненависти получили и смешные звуковые эффекты, нагруженные для пущей драматичности – антикрылья отлетают от машин с таким же грохотом, что и драка трансформеров у Майкла Бэя, а шум от аварий может посоперничать с трубой Иерихона.
Однако набор недостатков не вызывает критического отторжения – каждый отрицательный момент легко игнорируется благодаря общему высокому качеству. Первый сезон Drive To Survive определенно стоит глянуть – вдруг понравится?
Второй сезон полон незавершенной драмы
Что же можно сказать о втором десятке серий? В целом, перед нами все тот же классический американский сериал от Netflix: стилистически вообще ничего не поменялось. Те же личные истории гонщиков (главный бриллиант всего шоу!), инсайдерские истории об отдельных случаях на Гран-при и местами чрезмерный драматизм в противостояниях. Никуда не делись и идиотские звуковые эффекты – при переходе с первого сезона на второй вы вряд ли заметите разницу в декорациях.
А вот уровень подачи историй сильно сдал. Фактически в десяти сериях Drive To Survive пытается подать 7 сюжетных веток: неурядицы «Хааса», (высосанное из пальца) противостояние Риккардо и Сайнса, драма «Мерседеса» на Гран-при Германии, эпопея с заменой Пьера Гасли на Алекса Албона в «Ред Булл», конфронтацию в «Феррари», потенциальный уход Нико Хюлькенберга и крушение «Уильямса». До логического конца довели лишь истории Гасли и Албона вместе с уходом Хюлькенберга из «Рено» да портрет чемпионов в домашней гонке – все остальные истории бросили на полпути без малейших намеков на итоговый результат.
Драма «Хааса»
После пятого места в 2018-м к американцам пришел новый богатый спонсор (владелец команды оценил контракт в $ 60 млн) – и все ждали прогресса.
Но в результате после пятого места на Гран-при Австралии «Хаас» улетел в пропасть из-за постоянных поломок, аварий, слабого темпа и отсутствия понимания шин. При этом еще в Австрии (девятом Гран-при сезона!) «Хаас» метил в четвертое место – даже несмотря на отставание в 36 очков.
Что же мы увидели в качестве развития истории? После провала очередного пакета обновлений Гюнтер Штайнер прозрачно намекнул инженерам на грядущее увольнение. Команда в итоге перешла на старый аэробовес для старта сезона и планировала протестировать его на Гран-при Великобритании – но Магнуссен и Грожан столкнулись, вызвав негодование в паддоке. Штайнер в разговоре за закрытыми дверями много матерился и грозил вышвырнуть обоих – после чего Кевин громко хлопнул дверью и свалил в неизвестном направлении.
Все закончилось эпичным разрывом контракта с новым спонсором – оказалось, «Хаас» все равно получил от него только аванс и еще один платеж. Тот самый случай, когда реальная история оказалась в 100 раз веселее и трэшовее – босс Rich Energy, странно похожий на желающего хайпануть мошенника, развернул настоящую твиттер-войну против команды и даже собственных партнеров.
Уволили ли кого-то из «Хааса» в итоге? Сработал ли переход на старую машину? Не обанкротилась ли команда? Почему они в итоге всегда оказывались выше тех, кого дальше по сюжету обгоняли очень быстрые герои? Из сериала вы не получите ответов на эти вопросы.
Зато мир увидел еще больше матерящегося Штайнера и его бесценный диалог с Грожаном: «В прошлый раз, когда Ромен гонял на черно-золотой машине – приехал на подиум» – «Мы тогда разорились!» – «Ну а мы не разорены. Ну, зависит от того, сколько машин ты разобьешь».
Это, конечно, весело, но так истории рассказывать нельзя.
Риккардо против Сайнса
Команда Box To Box потратила 20 минут на объяснения причин перехода Карлоса в «Макларен» – а остальные 15 ушли на его соперничество с Риккардо всего на одном Гран-при. Причем с обеих сторон не было откровенного настроя «я непременно должен его сделать»: Дэн лишь разок упомянул о переговорах с английской командой – и все.
Арку отчасти спас эпичный Гран-при Бразилии, в котором Сайнс поднялся на подиум после старта с последнего места – так линия восхождения испанца проделала путь от отсутствия команды и нуля очков в первых гонках до лидерства в середине пелотона.
Однако между кусками истории набили еще шесть серий, так что логика повествования к концу не очень считывается.
Кошмар «Мерседеса» на Гран-при Германии
Отличный портрет на тему «даже машина по выколачиванию титулов в самом дорогом спорте может дать сбой».
Если что – это та самая гонка, где Даниил Квят поднялся на подиум в «Торо Россо». Она была домашней для «Мерседеса» (компания даже купила генеральное спонсорство), чемпионы праздновали на Гран-при 125-летие участия в автоспорте, 200-й старт в «Формуле-1», пошили специальные ретрокостюмы и облачили машину в особую ливрею.
Сотрудники «Мерседеса» вышли на Гран-при Германии в шикарных ретро-нарядах. Девушки особенно хороши
«Выгляжу как босс мафии», – описал свой наряд руководитель команды Тото Вольфф.
В итоге Хэмилтон повредил болид на мокром треке, команда больше минуты меняла ему антикрыло и колеса, после чего Льюиса развернуло еще раз. Валттери Боттас разбил болид при отчаянной попытке обогнать Ланса Стролла в борьбе за подиум. Итог: десятое место и один зачетный балл для Кубка конструкторов, а шестикратный чемпион даже просил команду сойти.
В «Формуле-1» хаос: топы вылетали и разбивали машины, на подиум приехали с последнего места
Фанаты ожидали настоящего огня из паддока «Мерседеса»: разочарование, разносы, споры и много чего еще. Но в реальности серия оказалась максимально беззубой: все, что мы увидели – немного послегоночного мата от Хэмилтона и утешений от Вольффа.
Зато сериал подтвердил слухи о плохом самочувствии №44: оказывается, Льюис и правда заболел – вплоть до температуры под 40 градусов. Чемпион сам принимал решение об участии в квалификации в последний момент – а затем выиграл поул с преимуществом в 0,5 секунды. И это было бы крайне эпично – если бы слухи о болезни не попали на публику еще в июле перед стартом уик-энда.
Конфронтация в «Феррари»
Здесь ребята из Box To Box попытались раскрыть отношения между Себастьяном Феттелем и Шарлем Леклером, параллельно представив их широкой аудитории. Вышло неплохо – особенно на моменте про внутренние шутки в Скудерии насчет заголовков в прессе о мнимом конфликте между пилотами.
«Мы знаем, что вы любите друг друга, так что можете поцеловаться, если хотите» – «Начнем с хождения за ручку».
Вот только кульминацией противостояния зачем-то показали Гран-при США, где у №5 просто на ровном месте сломалась подвеска – а ведь нельзя сказать, будто инцидент как-то повлиял на динамику между Себом и Шарлем. Поэтому впоследствии столкновение на Гран-при Бразилии выглядит как исключительно вставка из Гран-при без сюжетного смысла и вызывает такую же эмоциональную отдачу – «ну, бывает».
Крушение «Уильямса»
Здесь авторы сериала попробовали рассказать историю подготовки к первым предсезонным тестам на примере легендарной команды. По идее читалась эпопея с возвращением на приличные позиции со дна 2018-го: все-таки англичане переманили из «Мерседеса» технического директора Падди Лоу и планировали строительство абсолютно новой машины.
Однако еще до старта тестов катастрофа приобрела эпичный масштаб: для FW42 не успели сделать диффузор и большую часть подвески, а ключевые пилоны для крепления колес просто потеряли. И, что самое смешное, даже с доставкой колесных гаек вышла заминка! Реакция Клэр Уильямс на новости о неготовности к первым тестам бесценна. Серьезно, ей бы пойти в актрисы – могла бы претендовать на Оскар.
Причины фэйла? Главное объяснение от мистера Лоу– «огромная сложность деталей» (по-видимому, у других команд «Ф-1» комплектующие попроще, ага).
В итоге серия превратилась в настоящую артхаусную драму о страданиях и ощущении собственной беспомощности. Руководству пришлось подбирать слова для объяснений с прессой, и Клэр реально стало жалко.
Параллельно шла арка о новом составе пилотов «Уильямса» – ветеране Роберте Кубице и чемпионе «Ф-2» из структуры «Мерседеса» Джордже Расселле. Миссис Уильямс рассыпалась в чудовищном количестве комплиментов для обоих, назвав их «парой гонщиков мечты, которых она всегда хотела иметь в команде».
Однако история закончилась на очередном провале на Гран-при Великобритании: Расселл проиграл круг лидерам и мощно прошелся по неуправляемости машины с требованиями сделать хоть что-то. Историю так и бросили без объяснений: случился ли прогресс, остались ли Джордж и Роберт (а ведь Кубица объявил о побеге еще до финального Гран-при сезона!) и будут ли хоть какие-то изменения в команде (помимо ухода Лоу еще в самом начале 2020-го).
Ситуация в «Рено» с Хюлькенбергом и Оконом
А вот история взаимоотношений рекордсмена «Ф-1» по гонкам без подиумов с командой показана просто отлично. Нико охарактеризовали как талантливого и недооцененного пилота, акцентировали внимание на пути №27 вместе с «Рено» с девятого на четвертое место Кубка конструкторов и оценили его вклад в развитие команды. Затем подвели к кульминации – домашнем для Хюлькенберга Гран-при Германии, где и сам гонщик, и босс «Рено» Сириль Абитебуль уверовали в возможность попадания в топ-3 и дико разочаровались после схода.
Похоже, именно этот момент и стал ключевым в карьере немца – по логике происходящего, тогда Абитебуль и принял решение поискать другого гонщика (и подписал в итоге Эстебана Окона).
Вообще сериал отлично раскрыл характер и ситуацию руководителя французов – он постоянно говорит о давлении и спросе за результат от боссов компании в случае его отсутствия. Выходя немного за рамки Drive To Survive, после серии с Халком многие решения Сириля прояснились: судя по всему, он очень боится увольнения и постоянно принимает импульсивные решения для создания видимости активной работы.
По этой причине он и заменил Карлоса Сайнса на Даниэля Риккардо и Нико Хюлькенберга на Эстебана Окона, или, например, отказался проводить полноценную презентацию машины на 2020-й. Поэтому же «Рено» сперва анонсирует желание побороться с командами из топ-3 в 2019-м (Риккардо всерьез говорил на камеру о надеждах на подиум), а после провала привозит на тесты в 2020-м прошлогоднее шасси для максимальной экономии денег и концентрации ресурсов на 2021-м.
Тот самый случай, когда сериал и правда помог разобраться, что за бессистемный трэш там вообще происходит.
Внутренняя история о замене Гасли на Албона в «Ред Булл»
Настоящий алмаз – ради подобного и стоило терпеть 8 серий относительных филлеров!
Команда Box To Box открыла много нового насчет ситуации с напарником для Макса Ферстаппена – как выяснилось, Кристиан Хорнер и Гельмут Марко выражали практически открытое недовольство Пьером Гасли уже на седьмом Гран-при сезона в Канаде.
Например, оцените их диалог в квалификации:
«Гасли так плох» – «Он проигрывает 0,4 секунды в последних двух поворотах. Думаю, ты или я смогли бы так же!».
Это провал.
Однако серия не превращается в классическую американскую комедию с сюжетом «затравить неудачника»: босс «Ред Булл» акцентировано и аргументировано объяснил фундаментальные слабости №10. По версии команды, тот поставил себе слишком высокую цель – добраться до Ферстаппена – и постоянно тонул в данных, графиках и телеметрии, требуя от себя все большего. Главная претензия Хорнера – как раз в нежелании Пьера хотя бы немного переключиться на инстинкты. В итоге в «Ред Булл» решили, что повысили Гасли слишком рано.
Тогда-то история и переключилась на его сменщика – Алекса Албона. История поразит кого угодно: оказывается, его мать три года отсидела в тюрьме за мошенничество (с 2012-го по 2015-й – хотя изначально дали шесть лет), а будущему напарнику Ферстаппена пришлось в это время заботиться о братьях и сестрах. В 15 лет.
Более того, в тот же временной период «Ред Булл» впервые отчислил Албона из гоночной программы – тогда-то Алексу и пришлось пользоваться тайским паспортом для поиска спонсоров. Благодаря им он попал в молодежную программу «Лотуса» и возродил карьеру. Кажется, после этой серии каждый станет немного болельщиком №23.
Закончилась арка по-голливудски: Пьер поднялся на подиум Гран-при Бразилии, а Алекс превзошел все ожидания боссов «Ред Булл», получил новый контракт и переехал в отдельную квартиру в Монако. Идеально.
Да, и в этой истории нет Квята. Вообще. Ни секунды. И про возвращение в «Ф-1», завершившееся подиумом, тоже ни слова. Даниил лишь пару раз мелькнул на общих планах и в последней серии сказал на камеру: «Netflix игнорировал меня весь сезон. Ну и пошли #####».
Что еще мы узнали из второго сезона?
• Маттиа Бинотто вообще не смотрит Netflix и не видел первого сезона
• Льюис Хэмилтон не знает полное название собственной команды (Mercedes AMG Petronas Motorsport). Босс Тото Вольфф тоже. Только Валттери Боттас все сказал верно.
• У Макса Ферстаппена правда была опция стать свободным агентом в конце 2019-го, если бы к летнему перерыву он не попал в топ-3 общего зачета. Кристиан Хорнер это подтвердил.
• На рабочих столах компьютеров «Хааса» стоят обои с изображением «Феррари». Не спрашивайте
• Помните дикий вопль Магнуссена после пятого места в квалификации в Австрии? Оказывается, его машину вообще едва успели выпустить тогда на трек из-за экстренной замены коробки передач.
• «Быть напарником Льюиса – иногда это доставляет много баттхерта» (с) Валттери Боттас.
• Забавно, как Netflix замазал номера суперкара Сайнса – хотя сам Карлос засветил его в соцсетях десятки раз.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates, Clive Mason; Netflix
Норриса тоже задвинули, зато выдумали соперничество Сайнца и Дэна, которого по сути и не было. В общем, весь сезон вытащил владелец Хааса, который троллил Вольфа на конференции.
Я так понимаю, что доступ к ним у Нетфликс был только на этот Гран-при.