Хозяин острова
Давненько я сюда ничего не писал – по двум основным причинам. Во-первых, работы много, не успеваю. Во-вторых, тема периферийного спорта сейчас переживает популярность, и эта популярность, тьфу-тьфу-тьфу, растёт.
Ваня Калашников пишет про матчи седьмого английского дивизиона, на Трибуне (и даже периодически на главной странице Sports.ru) тексты про российских легионеров чемпионата Сан-Марино, в Кубке ЛФЛ Тамбовской области могут встретиться «Атлетико» и «Севилья», а у чемпионатов области по футболу и хоккею есть если не сайт, то группа «Вконтакте» (вот какой шикарный дизайнерский логотип, например).
А еще академик Борис Раушенбах говорил, что делать интересно только то, чем кроме тебя занимаются мало людей, или, лучше всего, вообще никто не занимается. Мне эта позиция весьма близка. Вот и пишу мало.
Впрочем, всегда находятся истории, которые происходят как будто специально для того, чтобы рассказать о них в этом блоге. В частности – вот эта, которую по красоте и жизнеутверждающему посылу можно даже отнести к вполне новогодним, пусть даже снег и ёлки в ней не упоминаются.
Судьбы у бывших футболистов бывают разные. Кто-то продолжает работу в футболе, кто-то радикально меняет сферу деятельности, кто-то, увы, спивается, кто-то благополучно инвестировал заработанные деньги и спокойно на них живёт. Всякое бывает. Но бывают совсем интересные истории. Особенно на Фарерах, где футболистом был, кажется, каждый третий.
Фареры состоят из 18 островов. Острова есть крупные и есть мелкие, есть и один необитаемый. Большой Дуймун (Storra Dimun) относится к почти необитаемым. Довольно давно, практически испокон веков, там живёт только одна семья.
Традиция длится уже очень давно, хотя бывало так, что она прерывалась на годы и даже десятилетия. Помимо всего прочего, дело в том, что на Большой Дуймун очень сложно попасть – лишь в хорошую погоду можно пристать у одного конца острова, а потом долго скакать по скалам для того, чтобы тоже в единственном возможном месте подняться на каменную стену, к жилью.
Раньше на острове была церковь, и по праздникам из Твёройри приезжал епископ южных островов. Увы, один раз епископ прыгал по скалам неудачно, сорвался, и больше на Большой Дуймун священнослужители не ездили. От церкви остались лишь руины. Многие, вообще, бились.
Сейчас стало проще – трижды в неделю из столицы, Торсхавна, по коммунистическим ценам, летает вертолёт. Конечно, было бы странно, если бы он летал только на Дуймун – он летает на южный остров Судурой, в то самое Твёройри. Но трижды в неделю вы можете (если есть погода) прилететь на остров, на котором живут 7 человек – и улететь с него! Можете ли вы такое представить в России?
Главой семьи сейчас является человек по имени Йегван-Йоун Петерсен (Jógvan Jón Petersen). Он долго и славно играл полузащитника за «Б-71 Сандур», сыграл 169 матчей и забил 12 голов. В 1993 году они взяли кубок страны, играли в еврокубках. Капитан той команды 1993 года Палл а Рейнатугву (Páll á Reynatúgvu) стал потом министром в правительстве и бургомистром острова (другого, не Большого Дуймуна).
Йегван-Йоун ведёт на острове спокойную и достойную жизнь, как и многие поколения до него. Основной доход – разумеется, овцеводство: овец на острове в избытке. Гостям он рад, однако туризм для совершенно незнакомых людей не развивает – ночевать на Стора Дуймуне официально нельзя, а там уж как договоритесь.
Но когда я прилетел на остров (кроме меня, к семье Йегвана-Йоуна прилетело еще несколько их знакомых), хозяин провёл мне небольшую экскурсию и рассказал о своих надеждах и целях. В частности, в течение ближайших 5-10 лет он хочет сделать остров полностью «зелёным», как в стародавние времена. Пока этому мешает существенная необходимость в генераторе, но Йегван-Йоун планирует перейти на ветряки.
К детям, говорит, за счёт государства прилетает учитель и какое-то время живёт в семье, обучая ребят школьной программе. В изоляции они себя не чувствуют – то друзья прилетят, то можно самим в столицу слетать. Какие-то 15 минут. Если погода есть.
Вот только на единственном необитаемом острове в архипелаге – Луйтла (Малом) Дуймуне, который находится совсем рядом – Йегван-Йоун ни разу не был. Потому что незачем.
Поездка на Большой Дуймун стала для меня одним из главных событий года. Мне не хочется говорить о каких-то откровения: на Фарерах всегда случается много всякого чудесного. Но когда вы будете поднимать новогодние бокалы, вспомните бывшего футболиста, который выбрал себе необычный путь. Если что, кстати, на остров можно и написать – http://www.storadimun.fo/, а там и электронный адрес есть. Наверное, ребятам будет приятно.
С Новым годом и прошедшим Рождеством!
Большое спасибо за такую интересную историю!
В Википедии информация устаревшая получается.
Там пишут про 4-х жителей данного замечательного острова и вертолетные рейсы дважды в неделю.
А может кто-либо еще на этом острове поселиться?
На каких правах там живет Иван Иванович? :-)
Очень забавно, что героя статьи зовут Йегван-Йоун - это же Иван-Иван выходит. :)