Новая эра в «Ф-1» для «Макларена»: перестроили машину с уникальным корпусом и лучшими идеями «Мерседеса»
Пока что самый обновленный болид 2020-го.
«Макларен» – знаковое имя для «Формулы-1» с 8 Кубками конструкторов и 12 чемпионскими титулами, но в последние пять лег легендарная команда из Уокинга пережила тяжелые времена. Сперва по имиджу команды вдарили три года сотрудничества с «Хондой», обернувшиеся множеством сходов, двумя девятыми местами (из десяти участников) в Кубке конструкторов, яркой критикой японских моторов от Фернандо Алонсо и болезненным разрывом, стоившим англичанам около сотни миллионов долларов убытков. В 2018-м ситуацию окончательно добили внутрикомандный скандал (якобы с персоналом расплачивались копеечными шоколадками за внеурочную работу), еще более неудачное сотрудничество с «Хондой» и уход двукратного чемпиона мира.
Весь предыдущий год с конца 2018-го «Макларен» переживал болезненную перестройку: на должность технического директора назначили вызволенного из «Торо Россо» Джеймса Ки, а спортивное подразделение получило нового босса в виде бывшего главы «Порше» Андреаса Зайдля, выигравшего три «Ле-Мана». В кокпиты же сели молодой юниор Ландо Норрис (чемпион «Формулы-3» и вице-чемпион «Ф-2») и гонявший практически на равных с Максом Ферстаппеном и Нико Хюлькенбергом Карлос Сайнс.
С ними у «Макларена» в 2019-м случился настоящий прорыв: машина стала реально четвертой силой в пелотоне, уделав, наконец, «Рено», выбив четыре финиша в топ-5 и даже вернувшись на подиум (благодаря хаотичному Гран-при Бразилии).
В 2020-м от команды из Уокинга явно ждали не меньшего – причем перемены казались неизбежными: MCL35 должен был стать первым болидом, спроектированным исключительно Джеймсом Ки. От этого парня всегда ждали прорыва: все-таки еще во время работы главным инженером в «Торо Россо» он славился стремлением полностью разрабатывать машину самостоятельно, хоть и имел доступ ко множеству решений гениального Эдриана Ньюи из старшей команды «Ред Булл», а в 2017-м независимо от «Мерседеса» создал переднее антикрыло, подвеску и заднюю часть с похожим на чемпионский болид концептом.
Ки не подвел и на этот раз и построил очень продвинутый болид с решениями, которые «Формула-1» доселе не видела.
Все новинки: от ливреи до уникального корпуса
Раскраска болида 2019 года ярко выделялась в пелотоне благодаря цвету «папайя» – машина легко находилась среди конкурентов за доли секунды. Правда, не очень органично смотрелся зад авто в синем цвете вместе с непонятными треугольниками – казалось, их просто добавили в последний момент без особых причин.
В 2020-м проблему исправили: теперь синий получил несколько отдельных зон на болиде вместе с более эстетичным переходом в черный цвет с помощью полосок.
Но главное в новой ливрее – даже не изменение дизайна: MCL35 cтал третьим болидом в пелотоне (вслед за «Ред Булл» и «Феррари»), который раскрасили матовой краской. Дело не только в эстетике: материал, из которого производят покрытие, немного легче обычной глянцевой краски, что позволяет сократить общую массу машины и лучше распределить балласт. С другой стороны, стоимость краски намного выше, и ее использование требует другого подхода к охлаждению машины, так как карбон под матовым покрытием греется чуть-чуть сильнее. Поэтому краска и не стала пока что стандартом во всей «Формуле-1» – на нее переходят пока лишь самые смелые.
Следующей новинкой, сразу же бросившейся в глаза, стал новый нос: теперь в нем нет «ноздрей» для воздуховодов, перенаправлявший потоки к задней части машины.
Вот как выглядел MCL34.
А вот что презентовали в новой версии.
У перемены есть довольно простая причина: в 2019-м продвинутая передняя часть сыграла на разбалансировку болида. В большинстве гонок «Макларен» страдал от ограниченного количества прижимной силы в передней части и потому не всегда справлялся с прогревом покрышек и борьбой с конкурентами по середине пелотона – лучше всего оранжевая команда выступала на трассах с жесткими требованиями к загрузке в задней части. В новой машине эту проблему учли и просто убрали «ноздри», облегчив и упростив крепления антикрыла к носу – теперь они фактически играют роль рассекателей-винглетов, передняя часть днища получает больше воздушного потока и генерирует больше прижимной силы.
С другой стороны, концепция «ноздрей» ушла фаворитам – теперь их еще активнее используют в «Ред Булл» и «Феррари». Вероятно, «Макларен» тоже вернется к инновации после того, как найдет верный путь балансировки машины.
Сама носовая часть значительно уменьшилась и расширяется только в области монтирования подвески – таким образом оранжевая команда пожертвовала небольшой частью прижимной силы ради значительного сокращения лобового сопротивления и доставке большего количества «чистого» воздуха в систему охлаждения и для сжигания в моторе.
В остальном же передняя часть MCL35 выглядит эволюционным продолжением обвеса, который установили на болид 2019-го по ходу сезона. Он следует по пути «Мерседеса» с перенаправляющими поток под днище винглетами-«бивнями».
Дефлекторы тоже похожи на микс из идей «Мерседеса» и «Феррари» – их тоже тестировали в предыдущем сезоне.
Правда, эта зона сейчас выглядит максимально упрощенной – только сравните с тем, что показали на презентации Скудерии.
Новая «Феррари» для «Формулы-1» – сама изящность. Теперь заточена под Феттеля и скорость в поворотах
Вряд ли «Макларен» привез на ивент окончательный вариант – скорее всего, более сложные детали привезут уже на тесты. Все-таки именно команда из Уокинга стала пионером в области установки «бумеранга» на дефлекторы (их потом скопировали вообще все в пелотоне) – так что по идее именно Ки с товарищами теоретически должен быть лидером по развитию этой области.
Очень экстремальной оказалась и подвеска: ее подняли по максимуму – в точности как на машинах «Мерседеса».
Более того, «Макларен» даже представил рекордно высокий шарнир для крепления колеса к пилону.
Все – ради того, чтобы поток с генератора вихря на антикрыле шел сразу же на дефлектор и ни с чем не контактировал. Именно эта идея гарантировала «Мерседесу» в 2019-м огромное количество прижимной силы, которая начинала вырабатываться сразу же на носу машины.
Вот эти важнейшие генераторы вихрей – их называют Y250.
Также в прошлом году много обсуждали и гидравлику подвески чемпионов: она уменьшала дорожный просвет в медленных виражах и помогала с недостаточной поворачиваемостью. У «Макларена» такой системы не обнаружено (в отличии от «Ред Булл» и «Феррари») – может, уокингцы представят ее позднее, а может, обойдутся и вовсе без нее. Все-таки разработка настолько сложной и хитрой системы стоит очень дорого, а по бюджету англичане не сравнятся с фаворитами (250 миллионов долларов против 400-470 миллионов), да и с 2021 года такие детали попадут под жесткий запрет.
А вот на крепления зеркал в стиле «Мерседеса» у «Макларена» денег хватило – теперь держатели выполняют роль рассекателей и помогают перенаправлять аэродинамические потоки.
Кстати, еще у чемпионов англичане взяли минимальный дорожный просвет в задней части: если «Феррари» и «Ред Булл» задирают машины до крайности, то MCL35 выглядит весьма скромно.
Еще более минималистичными выглядят боковые понтоны и входные отверстия воздухозаборников: они сделаны рекордно маленькими и узкими. Даже «Феррари» с «Ред Булл» могут позавидовать.
Как же «Макларен» собирается решать проблему охлаждения? Часть входных отверстий вынесли на «гребень» моторного отсека – смотрите, здесь целых четыре штуки.
Центральный треугольник (как и у «Феррари») подает воздух в силовую установку для охлаждения и сжигания. Два отверстия по бокам дополняют питание радиаторов в понтонах. Да, конструкция не такая изящная, как у Скудерии, но у этого есть важная причина: желание сократить как можно сильнее боковые части.
Только посмотрите, насколько глубоки и резки выемки в них.
По идее, поток из дефлекторов должен направляться сразу на них и после над диффузором – в точности по прошлогодней идее «Мерседеса». В таком случае пик эффективности наступает только при минимальном количестве контактов с другими деталями – потому воздухозаборники настолько ужаты и подняты вверх.
Но есть у «Макларена» и еще одна откровенно революционная идея – форма корпуса в задней части.
Видите выемку? Похожая (но только в несколько раз меньше) второй год наблюдается и на болиде «Ред Булл».
Во многом она нужна для монтажа верхних пилонов очень высокой подвески, но у нее есть и аэродинамический смысл.
По идее эта деталь служит «экраном» для потоков, идущих по боковой части: чтобы они не рассеивались под антикрыло, а централизованно шли над диффузором, создавали там область повышенного давления и помогали «присасывать» машину к треку.
«Макларен» же довел идею до абсолютного максимума: выстроил всю машину вокруг идеи доставки воздуха как раз под выемку через антикрыло, дефлекторы и «подрезку» на понтоне. Если сработает – у них будет огромное количество прижимной силы. Раньше такого решения «Формула-1» еще не знала.
Теперь «Макларен» понадеется на прогресс?
Ждать ли легендарную команду на подиуме? Судя по словам Андреаса Зайдля, пока еще слишком рано – хоть и поводы для оптимизма есть.
«Я очень доволен прогрессом, – объяснил босс. – Мы становились лучше от гонки к гонке. У команды есть четкий план того, как мы будем действовать в будущем. Сейчас необходимо сохранить позитивный импульс и продолжать развиваться.
Важно, чтобы нас не сводил с ума успех прошлого года. Остальные коллективы ставят перед собой такие же амбициозные цели и так же упорно работают. Нам нужно сосредоточиться на себе. Мы можем смотреть в новый сезон с оптимизмом, но в то же время нужно оставаться реалистами.
Конечно, в 2020 году мы также хотим сделать шаг вперед – и я не говорю не о итогом месте. Мы ожидаем еще одну тяжелую битву за четвертую позицию. Это тот максимум, на который можно рассчитывать, учитывая наши текущие силы и, в особенности, наш бюджет в «Формуле-1». Хотелось бы еще сократить отрыв от лидеров».
Что ж, с учетом того, что главный соперник «Макларена» в борьбе за четвертое место Кубка конструкторов – «Рено» – еще даже не приступил к сборке реального болида и пока что лишь надеется успеть к тестам, у англичан вырисовывается перспектива вновь возглавить середняков и время от времени обгонять «Ред Булл» и «Феррари». Вряд ли они догонят «большую тройку» всерьез и включатся в битвы за победы, но одна из самых титулованных команд продолжает возрождение – и это не может не радовать.
Все самое интересное из мира автоспорта – в телеграм-канале «Формула-1». Подписывайтесь!
Фото: mclaren.com; Gettyimages.ru/Mark Thompson
Лол, главный соперник ФИ, а не эти клоуны. Но у нас пилоты лучше, чем папенькины сынки.