Валентино Росси – монстр: все еще гоняется в 40 лет. Рвется к рекорду, но никогда его не достигнет
Великая трагедия великого райдера.
27 октября Австралия приняла, казалось бы, совершенно обычный Гран-при без особых интриг: Марк Маркес уже чемпион, а «Хонда» оторвалась от конкурентов на 3 победы за три гонки до конца сезона. Но для каждого болельщика по всему миру заезд по острову Филлипа имел символическое значение: именно в этот день великий Валентино Росси поучаствовал в 400-й мотогонке в карьере.
Да, за 23 года активного укрощения лучших байков Доктор осилил 340 Гран-при на высшем уровне, 30 в 250сс (Moto2 – местный аналог «Формулы-2») и 30 в 125 сс (Мото3, аналог «Формулы-3»). В итоге на его счету 7 титулов MotoGP и 2 в молодежных чемпионатах, а всего он выиграл 115 заездов (89 в высшем классе) и заработал 234 подиума.
Цифры поражают: более титулованных и легендарных пилотов в активных гонках мирового уровня просто нет.
Причем Вале даже не смотря на свои 40 поначалу показывал класс в Австралии: стартовал четвертым и спустя пару кругов выбрался в лидеры.
Однако вскоре он последовательно пропустил вперед шестерых соперников. Итальянец не сдался и упорно рубился за подиум целых десять кругов подряд, то опускаясь, то поднимаясь, но из-за нехватки скорости на прямых и износа шин уступил молодежи. В целом он не выглядел заметно слабее конкурентов – подобная история с покрышками случилась, к примеру, и со вторым гонщиком чемпионата Андреа Довициозо.
Победил по традиции Марк Маркес: вместе с Мавериком Виньялесом он уехал от пелотона на 10 секунд, а затем надавил на соотечественника и вынудил того упасть во время контратаки на последнем круге.
Итоги этапа в Австралии для Росси стали привычными в последние годы: он все реже квалифицируется на первых рядах и не поражает мир прорывами в лидирующие группы. В 2019-м итальянец лишь дважды приехал на подиум (в Аргентине и США) и еще четырежды попал в топ-5. В остальном он финиширует на 6-8 местах, отыгрывая 1-2 позиции по сравнению с квалификацией.
Что же происходит с великим итальянцем?
Если вкратце, то конкретно Доктор остался на прежнем уровне и не то чтобы сдал – просто молодые пилоты теперь используют другие стили пилотирования и торможения, которые лучше подходят новым байкам. Старые фокусы Росси просто не срабатывают, и семикратный чемпион ищет новые способы стать быстрее – получается не очень.
Зачем он вообще гоняется в 40 лет?!
Наверное, самый популярный вопрос для каждого, кто давно не следит за мотогонками. И, казалось бы, все логично: в таком возрасте при отсутствии былых результатов принято заканчивать. Вот только это явно не тот случай.
«Это правда, что я уже стар, – согласился и сам Вале в интервью Autosport. – Вот только я был стар и год назад. И пять лет назад я уже был «слишком стар». Но, честно говоря, я не сдался и не потерял былой концентрации, да и мотивация все еще на прежнем уровне. Только в этом году у меня нет того же чувства байка, что был в прошлом, но это мы попытаемся понять и исправить.
Я потерял два титула [в 2006-м и в 2015-м] в последней гонке и много раз был вторым, так что моя карьера заслуживает десяти титулов. В том числе поэтому я продолжаю гоняться. У меня еще есть амбиции. Впервые мне пророчили конец карьеры в 2007-м, но потом я выиграл еще два чемпионства и все еще здесь. Поэтому мне смешно, когда я в плохой форме или заканчиваю гонку четвертым, а мне говорят, что нужно остановиться».
На самом деле Доктор прав, и цифры даже это подтверждают: нельзя сказать, что он сдал или выпал из числа топовых гонщиков. Локальные спады бывают у всех и каждого, но в первых пяти заездах он отставал на финише от победителей на 4,2 секунды. Если принять выступления первого места (обычно это Марк Маркес) за 100 процентов, то выйдет, что Вале жал на 99,8 процентов – очень даже неплохо для 40-летнего.
Более того, нельзя забывать и о новой, более конкурентной эпохе в мотогонках. Во время доминирования Росси разрывы между победителями и топ-3 были намного выше, а сейчас основа пелотона подтянулась. 10 лет назад отрыв от первого места в 4,2 секунды позволил бы Вале финишировать на подиуме в 11 гонках из 17.
Правда, в середине сезона итальянец не поспел за прогрессом конкурентов, и средний отрыв начал расти, пока не достиг 10,7 секунды. Во многом это связано с шикарной формой Маркеса, уезжающего от остальных как от стоячих, а еще в среде болельщиков ходит версия о другом векторе развития байка: якобы «Ямаха» затачивает новинки под Фабио Куартараро и Маверика Виньялеса (которые и правда во второй половине влетели в топ). Естественно, такой подход продиктован трудностями с пилотажным стилем Росси вместе с более стабильными результатам его товарищей по «Ямахе»: Валентино даже отказывался от большинства последних новинок из-за отсутствия эффекта. Но ситуация запросто перевернется, если семикратный чемпион снова найдет-таки новый трюк и снова сократит отрыв от лидеров.
Пока же нельзя сказать, будто Доктор превратился в бесперспективного середняка и больше не представляет опасности.
В любом случае не беспокойтесь: Вале точно не остановится. Его контракт с «Ямахой» действует до конца 2020-го, так что еще минимум сезон смело включайте гонки и наслаждайтесь.
Погоня за величайшим рекордом мотогонок всех времен
Большинство новых болельщиков искренне считает Валентино самым титулованным спортсменов в истории MotoGP, но это не так.
Первое место удерживает Джакомо Агостини – легендарный итальянский пилот и восьмикратный чемпион мира в высшем классе мотогонок (500сс – полный аналог современных Гран-при). На счету брешианца еще и 7 титулов в классе 350сс – всего он выиграл 122 гонки и до сих пор удерживает главный рекорд по победам в вертикали MotoGP (и это без учета трех побед на монструозных мотоциклах с моторами объемом 750сс!).
Агостини закончил карьеру райдера в 45 лет, а два года спустя даже пересел на «Уильямс» и отправился сражаться на четырех колесах в локальной британской «Формуле-1». За два года мощнейший итальянец заработал 7 подиумов – на равных сражался с многократными победителями «Ле-Мана» и середняками из полноценной «Ф-1» (с чуть ли не двукратной разницей в возрасте).
С тех пор на рекорд Агостини никто не покушался – его три десятка лет считали вечным и незыблемым. А потом появился Вале и занялся сбором первых мест и чемпионских титулов – после финального на данный момент триумфа в общем зачете в 2009-м Доктору не хватало 20 выигрышей в Гран-при для обновления лучшего достижения в истории. Для повторения рекорда по званиям чемпиона мира не хватало и вовсе всего лишь одного удачного сезона. Казалось, для Росси нет ничего невозможного и он непременно перепишет вообще всю историю MotoGP, но…
В 2015-м (в 36 лет) Доктор проиграл тот рекордный титул в последней гонке. В 2016-м стало ясно: новый шанс на восьмой кубок чемпиона мира итальянцу вряд ли выпадет, поэтому главные надежды остались на сохранение победной формы и повторения достижения Агостини хотя бы в режиме «2-3 победы за сезон».
Однако сейчас №46 остановился на показателе «115» и не пополнял счет с Гран-при Нидерландов-2017 – то есть уже больше 2,5 лет. Появляются реальные сомнения в способности Росси добрать-таки 8 заветных первых мест: с нынешними проблемами на торможениях остановить рвущего пелотон Маркеса невозможно.
Главный претендент на рекорд Агостини – не Росси
Кстати, насчет Марка: победа в Австралии стала 81-й для шестикратного чемпиона мира во всей вертикали MotoGP. Только не падайте, но испанцу при этом всего 26 лет – он с легкостью способен провести на высшем уровне еще минимум пять сезонов. Если учесть умопомрачительный набранный темп по оформлению первых мест (11 штук в 2019-м), то уже через 3,5 года Маркес догонит Росси и еще через сезон объедет Агостини. Возможно, все это произойдет даже при соревнующемся Докторе – и тот ничего не сможет поделать.
Все потому, что Марк слишком хорош. Он с легкостью догоняет и обгоняет всех в самой конкурентной эре MotoGP, не сдает под давлением от кого бы то ни было и часто кажется просто роботом. Кто еще, к примеру, может оправиться после такого падения, выйти на трек всего четыре часа спустя и после выиграть гонку?
Он установил новый рекорд наклона на мотоцикле – 70,8 градусов!
Он развил технику экономии задней покрышки вот до такого совершенства.
Да, Маркес не выигрывает квалификации пачками (хоть и уже обошел Вале по поулам со счетом 62-55), но когда в форме – сдержать его просто невозможно. Росси это уже точно не по силам.
Более того, испанец личным примером стимулирует амбициозных конкурентов на риск, поиск новых пилотажных техник и ускоренное развитие, что еще сильнее снижает шансы Валентино.
Здесь и заключается великая драма Доктора: он точно так же казался непобедимым и доминировал в 2000-е, но просто не успел накопить нужное количество побед и титулов для звания величайшего. Теперь же ему не повезло столкнуться с эпохой еще более грандиозного пилота – похоже, Вале не только останется без первых мест в истории, но со временем еще и скатится на третьи. Но он точно не сможет упрекнуть себя в отсутствии старания: №46 сделал все, что только мог. Как минимум его рекорд по долгожительству в MotoGP еще долго не побьют.
«Ты всегда будешь ангелом, летающим по миру». Суперзвезды поздравили Валентино Росси с 40-летием
Фото: globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com (1, 2, 3, 4), Vincent Guignet
Если уж указываете количество побед во всех классах, то надо и количество титулов указывать также, а их у Маркеса не шесть, а восемь. В MotoGP вообще принято считать титулы во всех классах. Не зря Росси называют девятикратным.
Каким высокомерием он упивался? Росси то как раз всегда подкупал своей непосредсвенностью и образом своего парня. Забавная внешность (офигенный шлем у него еще был со своей физиономией), перфомансы с болельщиками после побед (которые Лоренсо потом скопировал), всегда весел и улыбчив. Самый уважаемый человек в МотоГП. Даже Маркес в интервью всегда поддерживает Доктора, типа "если я не выигрыю, то хотел бы чтобы Росси победил". Человек в 40 лет пытается угнаться за молодыми и спокойно относится к тому, что не очень выходит. Ну раздражал он кого-то постоянными победами. Но высокомерие, которым он ’упивался" тут при чем?
Вы бы сами ушли с шикарной работы, где работаете много лет, вы ведущий специалист, вас все ценят, вам много платят? Если бы у вас и вдруг встал вопрос смены места работы, то уверен вы бы очень тщательно выбирали и думали стоит ли все новое смены того, что есть.
Только вот Росси провел на Хонде 4 сезона и взял 3 титула. А сколько потом Хонда взяла титулов до Маркеса, а сколько Ямаха? У Хонды 2 титула: Хэйден и Стоунер. Как-то мало для якобы супербайка. Ямаха же за эти годы имеет 6 титулов: 4 титула Росси и 2 титула Лоренсо + 1 титул Лоренсо взял, когда уже в Хонде был Маркес.
Почему многие любят возвышать ценность побед одних и обесценивать побед других? Росси важен для Ямахи, как для Хонды еще более важен Маркес. В MotoGP пока по крайней мере роль высококлассного гонщика имеет огромное значение. Не было бы у Ямахи Росси, очевидно что не было стольких титулов. Аналогично и у Хонды, не приведи они Маркеса. Тоже самое можно сказать про Стоунера в Дукати.
Маркесу уйти из Хонды? Про это любят рассуждать. Тогда после Маркеса Хонду точно будут ждать тяжелые времена. Куда? Маркеса хотели бы видеть у себя многие, в Дукати уж точно спят и видят. Посылать здесь в комментариях многие умные, только какой завод может позволить себе ведущего гонщика? Об тоже нужно отдавать себе отчет.