30 лет скандальной аварии Сенны и Проста в битве за чемпионский титул. Ален выиграл, но ушел из команды
Столкновение, разделившее мир надвое.
22 октября 1989 года противостояние легендарных Айртона Сенны и Алена Проста достигло своего апогея: бразилец и француз сошлись на трассе в «Сузуке» в борьбе за победу – и столкнулись.
Ален сошел и отправился в боксы, а Айртона вытолкнули маршалы – Волшебник срезал поворот, продолжил заезд и финишировал первым. Однако, по версии болельщиков Сенны, после беседы Проста с президентом ФИА (в тот момент FISA) Жаном-Мари Балестром бразильца дисквалифицировали за срезку трека. FISA и стюарды настаивали на полной независимости решения: Балестр якобы даже не присутствовал на слушаниях и принятии решения.
Почему же этот момент настолько крепко запомнился каждому олдскульному болельщику? Дело в ситуации в чемпионате: Прост проиграл титул новичку «Макларена» Сенне в 88-м и шел к реваншу по очкам (76-60 перед Гран-при Японии) даже несмотря на проигрыш по победам (4-5 в пользу Айртона): просто когда бразилец сходил или финишировал седьмым, француз попадал на подиумы (7-1 по вторым и третьим местам в пользу Алена).
В итоге за два Гран-при до конца чемпионата Прост опережал Сенну на 16 баллов, но по правилам 11 лучших результатов в зачете не мог набрать больше 2-х очков в Японии и Австралии. Сенне же надо было выигрывать оба Гран-при – тогда счет в общем зачете стал бы равным (78-78), и Волшебник защитил бы титул благодаря большему количеству первых мест. Любые другие места (и в особенности сход) лишали Волшебника шансов на титул.
Именно поэтому Айртон и вся его фанбаза до сих пор считает, что Прост захлопнул калитку намеренно – обоюдный сход был ему на руку. Ален же напирал на репутацию конкурента (у которого скопилось немало инцидентов с другими гонщиками) и отсутствие желания выбивать напарника – француз якобы пользовался правом на выбор траектории в повороте. Тем не менее, Прост и правда признал, что не собирался давать шанс на обгон: еще перед гонкой он заявлял, что больше никогда не оставит калитку открытой.
«Айртон не принял в расчет предыдущие предупреждения, – заявил Прост. – Он не может смириться с тем, что его кто-то опередил. У него нет командного духа, он не уважает других пилотов. Есть правила, и их нужно уважать. Сенна слишком часто считает, что он на трассе один».
На самом деле на видео с другого ракурса и правда может показаться, что Прост начал поворачивать слишком рано.
Однако формально француз все еще был впереди Сенны, и потому именно бразилец должен был отступить. Тот же пошел до конца, при этом смещаясь на внутреннюю часть по максимуму – сейчас подобное столкновение сто процентов признали бы гоночным инцидентом (как, собственно, и 30 лет назад).
На апелляции же «Макларен» напирал на злую волю Проста перед аварией и устроил целое представление из активного протест против срезки: босс команды Рон Деннис включил проектор и показал сразу несколько случаев, когда другие гонщики возвращались на трассу не в точке вылета и оставались без наказания. Тем не менее, FISA не приняла сторону Айртона, отстранила бразильца на полгода за «регулярный опасный пилотаж» и оштрафовала команду на 100 тысяч долларов. Сенне припомнили все предыдущие столкновения со Шлессером, Мэнселлом тем же Простом и все остальные.
В результате Ален сохранил чемпионский титул, но покинул команду в конце сезона – унес чемпионскую «единичку» в «Феррари».
«Со спортивной точки зрения это было отличное соперничество, но с человеческой — очень, очень тяжелое, – вспоминал Ален спустя 25 лет после смерти Айртона. – Потому что Сенну поддерживали 99 процентов всех медиа и болельщиков — но не внутри команды. Однако со временем я чувствовал, как лояльность «Хонды» и Рона уплывает от меня — впервые за весь мой период в «Макларене».
Было сложно, но в конце концов мы сотворили историю. Тогда не было ни единого дня или недели, чтобы меня не спрашивали о противостоянии с Айртоном. Сейчас 20-30 лет спустя лучше понимаешь, что же мы сделали».
К слову, теперь маршалы не помогают заглохшим машинам выбираться из гравия или возвращаться на трассу, но и правила по возвращению на трассу в месте вылета тоже больше нет. Регламент позволяет вытолкнуть остановившийся в опасном месте болид, но такой опцией не пользовались уже 16 лет.
«Я был главным источником мотивации Сенны». Прост – о победах и поражениях в «Формуле-1»
25 лет назад разбился Айртон Сенна. У него были уникальные пилотаж и ментальность
Фото: Gettyimages.ru/Pascal Rondeau/Allsport; globallookpress.com/imago-images.de/www.imago-images.de
Есть хорошее видео, где показана разница прохождения Аленом поворота Касио на 46 и на 47 круге (https://www.youtube.com/watch?v=fJLOAiTL070). Обратите внимание насколько сильно различается траектория захода в поворот на 47 круге, при такой траектории прохождения поворота Прост не попадал бы в апекс и налетел бы на высокий поребрик с диким риском сломать себе крыло и пустить Сенну. Я никогда не поверю, что пилот уровня Проста мог совершить такую детскую ошибку в такой ситуации. Прост великий пилот, но очевидно что в том эпизоде он шёл на столкновение осознанно
Потом случилась Сузука 90 и восстановление статус кво.