Хуже Феттеля в Италии на «Феррари» давно никто не выступал: вылетел с трассы, вынес соперника, отстал на круг
Низшая точка в карьере.
Последние пару лет карьера Феттеля катится вниз. В 2018-м немец не справился с давлением, стал допускать ошибки и досрочно проиграл титул Хэмилтону. А в этом году уже не борется за победы и все чаще проигрывает напарнику, проводящему в топ-команде первый сезон.
В сезоне-2019 четырехкратный чемпион мира провел несколько слабых Гран-при, включая глупый разворот в Бахрейне и аварию с Ферстаппеном в Сильверстоуне, но в этот уик-энд в Монце он достиг, пожалуй, низшей точки в карьере: полностью провалился перед итальянскими тифози, проиграв победителю круг и не заработал очки.
На старте Себастьян временно уступил четвертую позицию Нико Хюлькенбергу, а на седьмом круге совершил роковой просчет, вылетев с трека в скоростном повороте «Аскари». В стремлении как можно скорее вернуться обратно на асфальт он вынес проезжавшего мимо Ланса Стролла, сломал собственное антикрыло и отвалился на последнее место.
За опасное возвращение Себу влепили 10-секундный «стоп-энд-гоу», а также 3 штрафных балла.
«Я просто потерял контроль над задней частью машины и не смог ее поймать. Все просто. Я не видел Ланса. У меня уже пару раз возникали проблемы с тем, чтобы заставить машину повернуть. Я пытался заставить машину ехать в нужном направлении и просто не мог видеть его», – рассказал Феттель после гонки.
В дальнейшем Феттель безуспешно пытался ворваться в топ-10 и продолжал смешить зрителей – обгон самой слабой машины чемпионата, «Уильямса», едва не закончился для немца очередным вылетом с трека. Мучения в Монце завершились на 13-м месте.
Теперь до ноября Себу требуется ехать максимально аккуратно – в случае еще одного выноса соперников на трассе бывший лидер «Феррари» получит 12 штрафных баллов и автоматическую дисквалификацию на один Гран-при.
Феттеля дестабилизировали в субботу
Вероятно, у Себа сдают нервы: он утратил статус первого номера команды и вскоре вовсе рискует превратиться во второго Кими Райкконена. Для плохо выдерживающего прессинг немца всегда было важно душевное спокойствие и полная поддержка со стороны коллектива – но в Монце он получил моральный удар по ходу квалификации.
В паддоке уверяют, что перед третьим сегментом квалификации в «Феррари» договорились, что Леклер и Феттель помогут друг другу слипстримом. В начале Q3 разгонять напарника должен был Себ, а затем наступала бы очередь Шарля. Немец добросовестно выполнил задачу, но ответной помощи не дождался: почти все гонщики не успели под клетчатый флаг и не успели уйти на финальную попытку. При этом Леклер по ходу круга с большой неохотой опередил напарника ради разгона, который так и не состоялся.
После этого Феттель дважды саркастически сказал «спасибо» по радио, не стал вставать рядом с Леклером на фотосессии, посвященной 90-летию команды и даже – если верить слухам – грубо обозвал напарника. Естественно, ни о каком внутреннем спокойствии речи быть не могло – вероятно, именно потому Себ горячился в гонке и действовал необдуманно.
Были ли у Феттеля гонки хуже?
Да, но не в столь зрелом возрасте и не в статусе четырехкратного чемпиона. По молодости Себ частенько жестко фэйлил. Например, на Гран-при Японии-2007 он в какой-то момент лидировал, но в итоге сначала развернул Алонсо, а затем въехал в зад RB3 Марка Уэббера перед рестартом, после чего плакал в боксах.
В 2010-м в Спа он глупо вынес Дженсона Баттона, за что получил проезд по пит-лейн. А затем умудрился зацепиться с Витантонио Лиуцци и финишировал 15-м.
С этим сезоном все ясно. Что дальше?
С каждым Гран-при веры в Феттеля все меньше. Леклер лучше выступает в квалификациях, побеждает в гонках и занимает более высокую позицию в личном зачете. Пока Маттиа Бинотто демонстрирует полную поддержку Себа, но еще пара таких гонок – и в «Феррари» реально могут объявить Леклера новым лидером коллектива.
Да и нужен ли Скудерии нестабильный Себастьян при уверенном и жестком Леклере? Хотя бы по чисто финансовым причинам. Зарплата Леклера в 2019-м – всего 2-3 миллиона евро, в то время как Феттель получает 30 миллионов. La Gazzetta dello Sport на днях сообщила, что «Феррари» готова предложить Леклеру новый контракт, по которому он будет получать 9 миллионов долларов без учета бонусов. Себастьян вряд ли может рассчитывать на щедрый контракт от Скудерии после 2020-го?
В такой ситуации стоит задуматься об уходе. И возможно, не только из «Феррари». Слухи о «Ред Булл» наверняка имеют под собой почву и логику: в Милтон-Кейнсе Себ пользовался полной поддержкой команды и ладил со всеми. Но тогда в команде не было Макса Ферстаппена – возможно, лучшего гонщика «Формулы-1» прямо сейчас. И как бы не любили в «Ред Булл» Себа, именно с голландцем «быки» связывают будущее.
Ферстаппен способен окончательно уничтожить репутацию и карьеру Феттеля, если только не покинет команду ради «Мерседеса» и «Феррари» – но пока нет никаких признаков, что Макс собирается уходить. Стоит ли идти в команду к такому пилоту, особенно если вспомнить, что машины «Ред Булл» по-прежнему не могут вернуться в постоянную борьбу за победы?
Возможно, время Феттеля ушло. Он приходил в «Феррари» за статусом легенды, но кажется, уйдет ни с чем. Он больше не справляется ни с давлением, ни с напарником, он утратил хладнокровие, не дает результат на машине, которая ему подходит не на 100%. И похоже, лучше уже не будет.
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Mark Thompson, Bryn Lennon, Lars Baron