11 мин.

На самом деле Валттери Боттас стал сильнее. Почему финн должен остаться в «Мерседесе»

Есть ли более сложная задача в «Формуле-1», чем пытаться обыграть пятикратного чемпиона Льюиса Хэмилтона? С этой проблемой Валттери Боттас столкнулся с тех пор, как присоединился к «Мерседесу» в 2017 году. Первые две попытки выдались неудачными. Многие сдались бы, но не Боттас. Он ушел, перезагрузился и вернулся сильнее, агрессивнее и решительнее, чем когда-либо. Его тяжелая работа окупается…

Сесть в кокпит, освобождённый действующим чемпионом мира, можно рассматривать как честь и проклятие. Повтори подвиг, и ты сделаешь то, что от тебя ожидают, а не сделаешь, то станешь подстилкой.

В случае с Валттери Боттасом задача была еще более сложной. Он заменил Нико Росберга, который был морально и физически истощен до предела, чтобы одолеть Льюиса Хэмилтона, возможно величайшего пилота своего поколения, в борьбе за титул.

Это было знаменательное достижение, но в то же время чрезвычайно истощающее, и неудивительно, что первый поступок Росберга в качестве чемпиона мира состоял в том, чтобы завершить карьеру в «Формуле-1». Боттас превосходно провел свой первый сезон.

Сезон 2018 выдался не таким успешным. Четыре вторых места в первых семи гонках задали тон на оставшуюся часть сезона. На быстрейшей машине финн не выиграл ни одной гонки. До зимы было далеко. Когда же он начал свой прогресс?

Изменил мышление

Control-Alt-Delete. Это экстренная мера, но часто просто необходимая. Именно этого курса придерживался зимой Боттас. После размышлений перед Рождеством он полностью перезагрузился.

С 1 января 2019 года все стало иначе. Боттас стал новым человеком. И это было необходимо, потому что финн начал терять любовь к гонкам, самому образу жизни, о котором он всегда мечтал. Для профессионального спортсмена – это тревожные новости. «Это был довольно негативный период, то, как закончился прошлый сезон», - сказал он откровенно, когда мы встречались в паддоке в моторхоуме команды «Мерседес».

«Я не чувствовал себя очень позитивно ни в чем, особенно в Формуле-1. Но мне удалось преобразовать это в огромную энергию и немного в отношения. Я нашел способ понять, что я чувствовал, и понял, что, возможно, мне нужно больше расставлять приоритетов, потому что в итоге у меня только одна карьера».

Признать существование проблемы сложно, но сделать что-то с этим в кратчайшие сроки еще сложнее. Но, как говорит Боттас, это должно было быть сделано.

«Я принимаю вещи изо дня в день вместо того, чтобы смотреть далеко вперед и действительно стараться извлечь максимум из каждой ситуации. Это был небольшой сигнал в прошлом году. Очевидно, что существует множество причин, которые привели к трудной концовке сезона, но, возможно, они нужны были, чтобы я мог перейти на новый уровень, изменив свое мышление».

В его глазах вновь загорелась искра

Боттас пришел в «Уильямс» в 2013 году, выиграв титул в GP3 и проведя сезон в качестве тестового пилота. Он пропустил только пять уик-эндов в 2012 году. В первом же сезоне квалифицировался третьим в Канаде, показав, что он способен на большее. В течение следующих трех лет он девять раз финиширует на подиуме.

У него не было болида, который был способен побеждать, но Боттас максимально использовал то, что у него было, и, что более важно, не боялся новых трудностей. И когда Росберг объявил о своем уходе, набранная Боттасом репутация позволила ему оказаться в «Мерседесе». Неожиданно у него появилась машина, способная не только побеждать в гонках, но и бороться за титул чемпиона мира.

Первый сезон финн провел сильно, учитывая то, что он оказался в новой команде, которая была главной силой в пелотоне. Валттери одержал три победы и закончил сезон на третьем месте. В прошлом же году он резко сдал. Прокол колеса в Баку выбил Боттаса из колеи. В конце сезона он оказался лишь на пятом месте. С нулем побед. Любовь прошла.

«Из-за того, что я перестал любить спорт, я решил превратить это в "давайте попробуем, давайте отдадим все"», - говорит он. – «Я получаю удовольствие от вождения больше, чем в течение многих, многих лет». Неужели он переживал тяжелые времена? «Да, конечно».

«Чувства переменчивы, очевидно, что чем лучше вы себя чувствуете, тем лучше вы выступаете. Я должен был напомнить себе, что мне очень повезло, что я могу делать это. Я должен извлекать больше максимума и наслаждаться этим, потому что это не будет длиться вечно».

Чтобы прийти к такому позитивному настрою, Боттас выбрал маршрут, по которому пошли многие его соотечественники. Он пошел в ралли. В арктическом ралли в Лапландии ему удалось приехать пятым. Позиция, однако, не имеет значения.

«Таков был план. Нужно было совершить что-то совершенно другое. Что-то для развлечения. Это был первый мой ралли-заезд в карьере. Для подготовки у меня было всего два дня. Так даже лучше. Мне это очень понравилось. Я снова обрел любовь к вождению. Так что, на самом деле, я все еще время от времени провожу несколько тестовых дней с раллийным автомобилем, и в будущем я планирую делать это чаще. Для меня это просто весело и по-настоящему приятно».

«С этими небольшими событиями и тестовыми днями нет никакой политики или чего-то еще, это просто вождение, наслаждение этим, поиск скорости». Зимой он также катался на коньках, выбрав еще один любимый с детства вид спорта, но на этот раз он гораздо меньше заботился о последствиях.

«Хоккей — это спорт, очень близкий моему сердцу», - говорит он. – «Я до сих пор много играю и прошлой зимой играл намного больше, чем раньше. Всегда есть небольшой риск получения травмы, но меня это беспокоило, может быть, немного меньше, и это было очень весело».

Самый лучший друг – это ты сам

Для пилотов «Формулы-1» не существует справочника, который помогал бы им справляться с зачастую сложными ситуациями, возникающими в течение гоночной карьеры. Вам просто нужно взяться за дело, опираясь на опыт, накопленный на пути к вершине автоспорта, а также окружить себя правильными людьми.

«Я чувствую, что мне нужно быть более непредубежденным и делать то, что я чувствую, а не следовать заданному пути или теоретически лучшей подготовке», - говорит Боттас. – «Поэтому я стараюсь больше концентрироваться на своем психическом здоровье и нахожусь в счастливом месте».

У некоторых гонщиков в каждой гонке есть группа людей, обеспечивающая им поддержку, что позволяет им выступать на максимуме. Боттас привозит с собой семью, в том числе жену, которая является рекордсменкой по плаванию стилем «Баттерфляй» на 50 метрах. Хотя бывает это несколько раз в сезоне. Обычно вместе с ним приезжает один человек — это Антти Виерула. Он является его личным тренером. Финн считает, что лучше больше уделять времени себе, чем обсуждать проблемы с другими. Именно это подходит ему лучше всего.

«Семья очень важна, и людям нравится Антти», - говорит он. – «Я чувствую, что у меня есть вся необходимая поддержка. Если мне нужно поговорить с кем-то или открыть что-то еще, у меня есть много, много людей, с которыми я могу поговорить. Но до сих пор я всегда находил то, что для меня работает, это поговорить с парнем в зеркале».

«Возможно, я немного одинокий волк в этом смысле, но многие вещи я решаю сам. Для меня важно избегать людей, будь то поход, велосипедная прогулка или что-то еще. Природа очень хорошо влияет на меня. Позволяет собраться с мыслями. Очень хороший способ очистить голову».

Когда дела идут плохо, то люди начинают еще больше искать проблем в себе. Часто они просто накручивают себя, что приводит еще более худшим результатам. Когда сезон 2018 года закончился, и он не смог повторить форму, набранную Хэмилтоном, которая позволила ему выиграть 11 гонок, в том числе шесть из восьми последних, то Боттас признался в том, что попал в надуманную ловушку.

«За эти годы я несколько раз совершал эту ошибку», - говорит финн. – «Но в этом спорте ее легко допустить. Есть так много времени, так много вещей, о которых нужно думать, и в какой-то момент есть предел, когда этого слишком много, и я чувствую, что ваше видение и мышление сужаются. Тогда приходит время отступить и посмотреть на картину в целом».

Изменил имидж

Боттас на самом деле стал сильнее. Раньше финн всегда брился, но на этот раз появился с бородой на зимних тестах. ««У меня нет необходимости или желания избавиться от этого, и это произошло просто потому, что в декабре у меня было такое хорошее время, что я просто забыл побриться».

«Я посмотрел в зеркало и просто решил сохранить бороду». Этот новый взгляд совпал с более сильной формой на трассе. Финн выиграл две из первых четырех гонок, что позволило ему выйти в лидеры чемпионата. Но он не держит бороду, потому что это талисман удачи. «Я не суеверен, потому что это не я, а она выбрала меня».

В этом году заметно, что Боттас ведет себя по-другому. Теперь он стал более уверенным в себе. Он не только выглядит, но и ведет себя жестче. Когда он на трассе, он полностью сосредоточен на работе. Когда он вне трассы, он может выключиться, как щелкнув выключатель, что он признает, что не всегда мог сделать раньше. Это помогло ему стать счастливее.

Стал более подкованным в техническом плане

После присоединения к «Мерседесц» Боттас традиционно был ближе к Хэмилтону в квалификации, чем в гонке. Так и осталось в этом году. Только похоже ему удалось значительно прибавить на одном круге. Да до такой степени, что он, возможно, имел преимущество над своим титулованным напарником по команде.

Это позволило ему получить более прочную основу в день гонки, но он также не боялся отстаивать свое. Баку является ярким примером. Когда Хэмилтон пытался его пройти, то финн отказался ему уступать, чтобы сохранить преимущество, которое в конечном итоге превратит в победу.

В Сильверстоуне была похожая демонстрация силы. Хэмилтон после старта смог его пройти, но Боттас вернул себе позицию.

Это агрессия, подкрепленная уверенностью, и это исходит не только из головы, но и из гаража команды «Мерседес». В этом году финн сменил себе гоночного инженера, а увел его он у самого Хэмилтона. Им стал Риккардо Мускони. Боттас считает, что это неотъемлемый процесс обновления.

«Это комбинация вещей», - говорит Боттас, пытаясь объяснить свой рост результатов на треке. – «Я все время учусь чему-то новому. Когда вы возвращаетесь на трассу, вы анализируете прошлый год и смотрите на повороты, на которых вам нужно сосредоточиться. Есть еще несколько хитростей, чтобы прибавить. Даже в прошлые годы в квалификации я был ближе к нему, чем в гонках, поэтому мне нужно больше работать над гоночным темпом. Но определенно по количеству и по моим ощущениям, это был лучший год, который у меня был в Формуле-1 с точки зрения моих результатов».

Задача, стоящая перед Боттасом, остается сложной. Обыграть Хэмилтона в его нынешнем виде, с тем же механизмом, нелегко. Росберг подтвердит.

Более сильный, более агрессивный, более решительный. Боттас 2.0. Он счастливее, чем когда-либо за рулем гоночной машины. Выглядит как сила, с которой придется считаться в этом году, даже если последняя пара гонок не прошла хорошо. Посмотрим, окажется ли этого достаточно.

Источник: Formula1.