Черный флаг, который мог стоить Шумахеру титула. Вспоминаем Гран-при Великобритании 1994 года
Сезон 1994 года состоял из 16 этапов, но даже на Гран-при Великобритании, который был в середине сезона, уже было понятно, что Михаэля Шумахера на пути к титулу вряд ли кто-то сможет остановить.
Проблемы с коробкой передач в Испании – это единственное, что лишило его победы в первых семи гонках подряд. С одним вторым местом он смог набрать 66 из 70 возможных очков, что выводило его в безоговорочные лидеры.
После смерти Айртона Сенны именно его напарник Дэймон Хилл стал новым лидером команды «Уильямс». Но британец почти в два раза набрал меньше очков, чем Шумахер.
Неделей ранее Шумахер одержал победу во Франции, но та гонка дала его соперникам повод для оптимизма. Хилл принес команде первый ряд стартового поля, а «Феррари» модернизировали шасси, что помогло им улучшить результаты на трассе.
В Сильверстоуне пилоты этих трех команд и разделили поул между собой. Но в гонке ошибка Шумахера могла стоить ему победы в чемпионате.
Хилл завоевывает поул-позицию в очень напряженной квалификации
Найджел Мэнселл после короткого возвращения за руль «Уильямс» во Франции вновь уехал в «Индикар». В то время как Мэнселл наслаждался своим лучшим результатом в сезоне, финишировав вторым, Дэвид Култхард стал напарником Хилла по команде «Уильямс».
Хилл приехал на домашнюю гонку под шквал критики со стороны прессы, которая говорила о его неспособности победить Шумахера. Его настроение не стало лучше, когда на болиде «Уильямс» сломалась подвеска на круге выезда из боксов во время практики.
Хиллу повезло, что он ехал по Сильверстоуну, который претерпел значительные изменения, направленные на повышение безопасности. На предсезонных тестах изменения были внесены благодаря комментариям Джей-Джей Лехто. Также повлияла фатальная авария в Имоле. Во время тестов в мае сломал обе ноги Педро Лами.
Сильверстоун был серьезно перестроен всего три года назад, но теперь вновь подвергся изменениям. Были замедлены повороты «Стоув» и «Копс». Хотя через несколько лет от этих решений откажутся.
В «Мэгготтс- Бекеттс» были уменьшены бордюры во избежание повторения аварии Рубенса Баррикелло в Имоле. Наиболее радикальные изменения произошли в повороте «Эбби». На месте аварии Лами была установлена шикана с целью замедления болидов перед «Бридж».
«Прайори» и «Бруклэндс» также подверглись реконструкции, как и въезд на пит-лейн. Для зрителей досадным следствием многих изменений было то, что они оказались значительно дальше от болидов в некоторых местах трассы. Время прохождения круга по сравнению с прошлым годом упало на целых шесть секунд.
Увеличение времени прохождения круга было в меньшей степени следствием изменений в болидах, чтобы снизить их скорость после Имолы. Большие перемены были запланированы на следующий этап в Германии, где все болиды будут оборудованы планкой под днищем с целью уменьшения прижимной силы.
Гран-при Великобритании стал последней гонкой в истории «Формулы-1» с болидами с плоским днищем, когда они касались земли, то из-под них вылетал столб искр. Более 20 лет спустя эту зрелищную составляющую попытаются возродить искусственными способами.
Хоть болиды и стали медленнее, тем не менее, именно квалификация стала самым главным событием уик-энда. Шумахер и Хилл обменивались позициями с пилотом «Феррари» Герхардом Бергером в течение последнего часа работы в субботу.
Пилот «Феррари» был впереди до того момента, когда Хилл смог опередить его на две сотых. Новая попытка Бергера была испорчена Микой Хаккиненом, который сильно помешал ему на трассе. Пилоту «Макларена» повезло, что в те времена не давали штрафов за блокировку соперника на трассе.
Бергер мог винить себя только в том, что не смог собрать круг воедино во время финальной попытки. На выезде из пит-лейна он задел стену и повредил машину. Австриец попытался вернуться в боксы, но его развернуло в повороте «Прайори».
Только Шумахер мог опередить Хилла. На своем «Бенеттоне» он проехал круг, уступив всего три тысячных секунды времени британца. Избыточная оборачиваемость стоила ему поул-позиции.
Это обещало захватывающие события в воскресенье, но утерянный поул будет иметь далеко идущие последствия в день гонки.
Насладившись программой поддержки, которая включала в себя процветающую британскую «Формулу-3» и чемпионат по турингу, местные ждали гонки с нетерпением. Однако несколько местных пилотов столкнулись с проблемами в момент старта.
Култхард заглох и ему пришлось стартовать с конца стартового поля. Это также означало, что пилотом придется проехать еще один прогревочный круг, во время которого сломается двигатель на болиде «Джордан» Эдди Эрвайна. Несколько секунд спустя после старта взорвется двигатель на «Макларене» Мартина Брандла.
Но британской пилот ехал первым. Во Франции Шумахер обошел Хилла, который стартовал с поула, но на этот раз немец сделал хороший старт и опередил соперника уже в первом повороте.
Это произошло после неубедительного маневра со стороны Шумахера на круге формирования. Во время первого круга он опередил Хилла и шел впереди несколько поворотов. Аналогичный маневр он повторил и во время финального прогревочного круга.
Стюарды смутно смотрели на его поведение и решили наказать его в соответствии с правилом, требующим от пилотов поддерживать порядок стартовой решетки на старте. Правило также требовало, чтобы Шумахер начал гонку с конца стартовой решетки. Поскольку гонка уже стартовала, то возможности что-либо изменить уже не было, поэтому его наказали пятисекундным штрафом «стоп-энд-гоу».
Позже в «Бенеттоне» скажут, что они не знали о том, что Шумахеру необходимо было заехать в боксы для отбывания штрафа. Вместо этого они думали, что немцу просто добавят пять секунд к финишному протоколу.
Это оказалось принципиальным отличием, но у «Бенеттона» не было веских оснований для такого предположения. В то время в правилах указывалось, что возможность добавить время к итоговому результату возможно только на последних 12 кругах гонки. Было только несколько прецедентов применения этого правила. Все они заканчивались штрафом в целую минуту, а не пять секунд.
Штраф «стоп-энд-гоу» был введен недавно, так что Шумахер прекрасно знал об этом наказании. Годом ранее в Монако он взял на себя инициативу в гонке благодаря тому, что Ален Прост получил такое наказание.
Штраф Шумахеру был вынесен на 13-м круге. Четыре круга спустя немец заедет в боксы, но на обычный пит-стоп. Стратеги «Бенеттона» сработали отменно.
Немец вернулся на трассу впереди пилота «Уильямс» Хилла. Несколько кругов спустя свой поздний пит-стоп совершит Бергер, но перед этим троица будет ехать колесом к колесу.
Не все команды телевизионных комментаторов были предупреждены о затруднительном положении Шумахера. «Би-би-си» знали о штрафе немца, а вот «Евроспорт» нет. Ситуация изменилась, когда Бергер совершил пит-стоп, на экранах телевизоров появилось сообщение о том, что Шумахера дисквалифицируют.
Когда он проезжал мимо пит-лейна, ему был показан черный флаг. Немцу показывали его два круга, но Шумахер не останавливался.
Настоящие баталии происходили между гоночным директором «ФИА» Роландом Брюнсераде и членами команды «Бенеттон» во главе с Томом Уолкиншоу. В конце концов черный флаг отменили. На 27-м круге Шумахер заехал в боксы, чтобы отбыть наказание. Брюнсераде размышлял.
Это испортило то, что могло быть самым ожесточенным сражением между Хиллом и Шумахером. Пара ехала в одном темпе, но к концу гонки Шумахер начал бороться со своим понижением.
Гоночная дистанция была сокращена на один круг из-за дополнительного круга формирования, поэтому, когда Хилл пересек финишную черту, он изначально не знал, что выиграл. Он получил флаг «Юнион Джек» после того, как одержал победу в гонке, которую его дважды выигравший чемпионат мира отец Грэм так и не смог выиграть. «ФИА» простила Хилла за этот жест, хотя за такое могли и наказать.
Проблемы Бергера закончились, когда на 32-м круге у него отказал двигатель. Это позволило Жану Алези перейти на третье место. Позади шла нешуточная борьба за четвёртое место.
Рубенс Баррикелло оптимистично пошел на обгон Хаккинена во второй части «Лаффилда», преуспев лишь в том, чтобы вкрутить «Макларен» в гравий. Баррикелло продолжил, но, также не сумев понять, что это был последний круг, он поехал в боксы. Тем временем маршалы вернули на трассу Хаккинена, что позволило ему опередить Баррикелло.
После проблем на старте Култхард впечатляюще пробился обратно в точки. И это несмотря на то, что он отвлекся от своего радио, которое поймало помехи от местной фирмы такси, которая попросила его приехать в близлежащую деревню Таучестер.
История получила продолжение.
Шумахера дисквалифицировали
Два гола от Болгарии выбили Германию из чемпионата мира по футболу позже тем вечером, Шумахер, возможно, подумал, что на этом страдания закончились, но то было только начало.
Он совершил серьезный проступок, проигнорировав черный флаг. Стюарды из Сильверстоуна позволили ему занять второе место, но наложили штраф в размере 25 000 долларов.
Ситуация изменилась, когда «Бенеттон» был вызван во Всемирный совет по автоспорту «ФИА», который смутно оценил их поведение и то, как был наказан Шумахер. Пьера Омонье отстранили на оставшуюся часть года, что свидетельствовало о недовольстве «ФИА» тем, как стюарды справились с инцидентом.
Шумахер заявил, что не видел черного флага. Мэнселл использовал ту же отговорку пятью годами ранее, когда его обвинили в игнорировании черного флага во время Гран-При Португалии. Пилот «Феррари» был отстранен от следующей гонки.
Несоблюдение указаний стюардов было лишь одним из обвинений, с которыми столкнулся «Бенеттон», когда они присутствовали на слушаниях 26 июля. Но это был то, которые ударило по ним сильнее всего.
Президент «ФИА» Макс Мосли сказал Шумахеру и руководителю команды Флавио Бриаторе, что они оштрафованы на 500 000 долларов и исключены из двух следующих этапов. «И мы забираем шесть очков за Сильверстоун», - добавил он.
Как и в случае с запретом на три гонки для Ирвайна в начале года, это был еще один пример жесткой справедливости со стороны Мосли. Тем не менее, он также отомстил за публичное письмо Бриаторе с осуждением инициатив Мосли по обеспечению безопасности после Имолы. Это позволило соперникам наверстать упущенное в чемпионате одного пилота.
«У меня сложилось впечатление, что все было подстроены так, чтобы сделать меня козлом отпущения», - скажет Шумахер несколько лет спустя. «Действия Флавио Бриаторе также мне не очень помогли». Все это произошло накануне домашнего Гран-при Германии на трассе в Хоккенхайме.
Почему это было выгодно «Формуле-1»?
Шумахер прав. В «Формуле-1» не осталось ни одного чемпиона. Если бы немец выиграл за полгода до конца сезона, то на трибунах бы просто никого не было. Бывает и такое.
Действия судей не понял никто, ну со спортивной точки зрения, с политической, как вы поняли, были мотивы. Обгоны во время прогревочного круга были в те времена не редкостью. На первом прогревочном круге Хаккинен обогнал Алези, на втором – уже самого Мику опередил Рубенс Баррикелло. Никакого наказания они за это не получили, хотя их манёвры попали в кадры трансляции и выглядели опаснее того, что сделал Михаэль.
Судьи должны были оповестить о штрафе в течение 15 минут, а не спустя 13 кругов. Флавио Бриаторе не знал или не хотел знать о штрафе. Наказали именно Шумахера.
Еще «Бенеттон» подозревали в нарушении регламента. Сенна после схода в начале сезона даже не ушел с трассы, надеясь на слух вычислить нарушителей. Сами понимаете кого.
Судейство в «Формуле-1» вызывало вопросы во все времена…
Источник: racefans.