ФОРМУЛА-1 НУЖДАЕТСЯ В ПЕРЕМЕНАХ
Королеве автоспорта не хватает зрелищности. И это большая проблема.
Давайте поговорим о зрелищности автогонок.
Недавно на эту тему высказался руководитель Мерседеса Тото Вольф: «Мне кажется, всем тем людям, которые начинали полемику в своих риторических предположениях (о том, что «Ф-1» стала скучной) стоит запомнить эту гонку, чтобы в следующий раз сразу вспомнить о ней, когда им захочется снова начать жаловаться».
ОК, Тото, гонка в Австрии была чудо как хороша. Но что делать с остальными?
Я смотрю Формулу-1 с 1992 года, редко пропуская гонки. Но именно в этом сезоне мне иногда хотелось уйти от экрана за полчаса-час до финиша. И, если честно, я уже дважды так сделал. Это не значит, что F1 стала скучной в 2019 году. Она и раньше часто была скучной. Просто я уже не такой ее фан, как был когда-то. Сейчас не случится такого, что я разбужу домашних радостным воплем, как было, когда в 6 утра по минскому времени Айртон Сенна выиграл старт Гран-При Австралии в 1993 году.
Формула-1 потихоньку теряет меня как своего фаната. Только меня? Вряд ли.
Нельзя сказать, что в сильнейшей гоночной серии планеты что-то сильно изменилось за эти долгие годы. В 1992 году чемпионат выиграл Найджел Мэнселл. Williams был самовозкой, как сейчас принято называть доминирующую машину. Моторы Renault решали, а кроме Williams они были лишь у маленькой французской команды Ligier, обладавшей довольно слабым шасси. Партнер Мэнселла по команде Риккардо Патрезе не хватал с неба звёзд. В итоге он занял второе место, набрав почти вдвое меньше очков, чем Найджел.
С тех пор прошло очень много сезонов, но в большинстве из них в F1 была доминирующая сила. Это был Williams с Мэнселлом, Простом, Хиллом и Вильнёвом, Benetton с Шумахером, позже Ferrari с тем же Шумахером, и лишь во времена чемпионств Хаккинена, Райкконена и Хэмилтона с McLaren, а также Алонсо с Renault в чемпионате действительно была острая борьба.
Сейчас есть три команды, играющие в высшей лиге. Это Mercedes, Ferrari и Red Bull. Сможете вспомнить, когда последний раз гонку выигрывал кто-то, гоняющийся за другую команду? Подскажу: это был Кими Райкконен на Lotus-Renault на первом этапе сезона-2013.
Между этими командами есть строгая иерархия. Mercedes первый, Ferrari вторая, Red Bull третий. Фактически в высшей лиге сейчас всего 5 машин, потому что второй пилот Red Bull Пьер Гасли ничего не может.
Такая иерархия, которая длится уже который год, ничего хорошего для Формулы-1 не несет.
Льюис Хэмилтон является фаворитом любой гонки этого сезона. И предыдущего. И…
Большая часть гонок заканчивается на втором круге. Порядок лидеров установлен, в нем они обычно и приезжают. Ограниченность шинных стратегий, отсутствие дозаправок и тренированность технического персонала (пит-стоп менее трех секунд!) делает свое дело.
Сейчас обсуждается изменение регламента. Знаете, к чему это приведет? Я могу вам сказать. Ни к чему хорошему. Любое изменение регламента увеличивает разрывы между командами и их машинами. Большие команды, обладающие мощными финансовыми ресурсами, всегда приспосабливаются к новым условиям лучше, чем маленькие. Мы можем получить нового лидера вместо Mercedes – как при предыдущем радикальном изменении регламента получили Mercedes вместо Red Bull - но это будет обязательно большая команда. Ferrari, Red Bull или Renault. Все остальные точно проиграют.
(ОК, я помню про Braun, но это было единственное исключение, и всего на один год).
Это не значит, что регламент не надо менять. Надо! Но не так, как они собираются.
…Мой брат, который любит автоспорт не меньше, чем я, пишет мне в скайп и напоминает, по какому каналу и когда транслируют Индикар. И я с удовольствием смотрю. Гонки Индикара интереснее и зрелищнее Формулы-1. Давайте разберемся, почему.
Все машины Индикара имеют одно шасси Dallara. Все используют одинаковые шины Firestone. Большая часть пелотона использует моторы Honda, меньшая – Chevrolet. Мой коллега, пишущий об автоспорте на Спортсе, связал неудачу Алонсо в Инди-500 с тем, что он рассорился с Honda, и ему пришлось использовать мотор Chevrolet. Человек совершенно не разбирается в вопросе. Chevrolet так же хорош, как Honda, просто его из трех сильнейших команд Инди использует всего одна – Penske. Но именно ее представители занимают в зачете пилотов первое, третье и пятое место прямо сейчас.
Понимаете, к чему это приводит? У каждого, абсолютно каждого гонщика есть машина, на которой можно побеждать. Все зависит от твоего пилотажа и работы команды над настройками болида и тактикой. Там нет людей, у которых всё безнадёжно, как у пилотов Williams в F1. Да не только Williams. 15 из 20 гонщиков «королевы автоспорта» не имеют ни малейшего шанса на победу в гонке. В Индикаре такой шанс есть у каждого, и это просто великолепно со спортивной точки зрения.
Кстати, в Индикаре есть дозаправки, а объем топливного бака просто не позволяет проехать гонку без них. Это вносит вариативность в стратегию пит-стопов.
А еще в Индикаре можно ехать вплотную за идущей впереди машиной, не убивая шины и не отставая из-за «грязного воздуха». И это без DRS. В результате обгоны случаются на каждом круге не только на овалах, но и на обычных шоссейно-кольцевых и городских трассах.
Что же ты, автор, хочешь сказать? Что в Формуле-1 тоже нужно дать всем одинаковые шасси? Да такого никогда не будет!
Конечно, не будет. Но можно сделать и по-другому. Давайте вернемся назад и посмотрим на Индикар образца 1997 года, когда первую победу в чемпионате одержал один из моих любимых гонщиков Алессандро Дзанарди.
Было 4 шасси: Reynard, Penske, Swift и Lola. Lola, еще недавно бывшая лучшим шасси в серии, уже скатилась и уступала остальным. Swift проводил свой первый сезон в серии, сразу связавшись с сильной командой Newman-Haas, и на этом шасси была одержана победа в первой же гонке. Она стала единственной в сезоне, но было еще три вторых места. Команда Penske делала свое шасси, и Пол Трейси выиграл на нем три гонки подряд. В том году на нем выступали только они, но позже они продавали свое шасси другим командам. Лучшим же был Reynard, и большинство команд использовало именно это шасси.
Было 2 производителя шин: Goodyear и Firestone. И было 4 мотора: Honda, Ford, Mercedes и Toyota. Помню, что Firestone был чуть лучше. Что же касается моторов, то Honda была мощной и надежной, Ford был еще надежнее и почти таким же мощным, Mercedes не уступал Honda по мощности, но горел чаще, а Toyota была аутсайдером, в первую очередь за счет своей ненадежности. Потом они решат проблемы и станут лучшим двигателем серии.
Конструктор! Каждая команда могла выбрать себе шасси, шины и мотор и собрать из них машину. Четыре крупных автопроизводителя делали моторы для Индикара. Ровно столько сейчас представлено в F1, причем два из четырех – те же.
Сделайте то же самое! Зафиксируйте машины на начало сезона и запретите вносить улучшения в конструкцию, а затем заставьте производителей продавать частным командам не только моторы, но и шасси! Дайте небольшим командам возможность получить болид, на котором можно выигрывать гонки!
А после этого дайте, как в Индикаре, каждой команде возможность выставлять любое количество машин – хоть одну, хоть пять. Дайте возможность выступления на неполном расписании, пусть даже на одну гонку. Наверняка вы бы не отказались, чтобы в Монако Ferrari выставила третью машину для Алонсо, а Mercedes для Росберга. Главное, чтобы Williams не сделал то же самое для Мальдонадо.
Производителям это не надо? Плевать на них! Никуда не денутся. В Индикаре команды Andretti, Chip Ganassi и Penske доминируют уже который сезон при одинаковых машинах. Mercedes и Ferrari будут показывать результаты лучше, чем клиентские команды с такими же машинами – точно так же, как в MotoGP заводские Honda, Yamaha и Ducati смотрятся лучше, чем частные команды с теми же клиентскими мотоциклами.
Кстати, о MotoGP. Это еще одни гонки, которые приятно смотреть. Они интереснее и зрелищнее Формулы-1. А еще интереснее и зрелищнее Формула-Е. И ДТМ. И… Я могу назвать только одну большую серию, которая скучнее F1. Это WES.
Я шахматист-любитель. Когда-то шахматы были суперпопулярны. Не сейчас. Шахматы сгубило то, что они совершенно нетелегеничный вид спорта. Футбол живет за счет спонсоров и продажи трансляций. Шахматные трансляции не продашь, а спонсорам невыгодно вкладывать в них большие деньги, они не окупятся, не принесут продажи. Шахматы живут за счет меценатов – богатых людей, которые любят шахматы и готовы расстаться с деньгами ради них. И еще за счет государственной поддержки в некоторых странах. Всё. И это потому, что шахматы не зрелищны. Чтобы хотя бы думать, что разбираешься в том, что происходит на доске в партии сильнейших игроков, нужно иметь разряд по шахматам, и желательно не самый низкий.
Мы живём в стремительно изменяющемся мире. Среди ключевых изменений, произошедших с 1992 года, когда я начал смотреть Формулу-1 - огромный выбор развлечений, которые человек может получить, сидя за компьютером дома или даже по смартфону. Посмотреть концерт или фильм. Посмотреть любой футбольный матч. Список можно продолжить. Если руководство Формулы-1 не сделает ее более зрелищной, закат великой серии может произойти гораздо быстрее, чем вам кажется.
Шаги, которые я предлагаю предпринять:
1. Изменить регламент на двигатели таким образом, чтобы новые производители могли за год разработать конкурентоспособную силовую установку без слишком больших финансовых вложений;
2. Изменить регламент на шасси таким образом, чтобы идущая следом машина имела преимущество, чтобы позитивный эффект слипстрима был выше, чем негативный эффект от потери прижимной силы;
3. Обязать производителей равно как двигателей, так и шасси продавать их всем желающим. Установить предельную цену, и пусть бедные покупают худшие компоненты у тех производителей, которые хуже справляются, по цене ниже максимальной.
4. Вернуть дозаправки и заставить Pirelli делать шины, которые превосходят по своему ресурсу объем топливного бака, чтобы гонщики в течение всей гонки могли атаковать на максимуме.
5. Дать возможность выставлять любое количество машин, а также приглашать пилотов на неполное расписание, в том числе на одну гонку. Ослабить правила суперлицензии. Пилот, который когда-то провел хоть один гран-при, имеет право принять участие в F1 снова. Это позволит болельщикам иногда видеть звёзд прошлого снова в деле.
P.S. Это мой первый текст на Спортс.ру. Лайки и комменты приветствуются, вежливость в комментах приветствуется еще больше.
На пути Ф1 есть одна большая проблема, которая все благие попытки создать равные условия и возможности для большинства команд сразу перечёркивает. Хотя, нет, проблемы две.
Первая это ФИА , которая постоянно сует свой нос и свои директивные лапы в регламент и правила Ф1 (раньше ещё был интриган Берни).
Второе это отсутствие у Ф1 одного полноценного владельца. То что есть сейчас это лебедь, рак и щука. ФИА, владельцы команды, автогиганты и Либерти... И все рулят в свои интересах.