Лауда не только классно гонял: обожал самолеты и за штурвалом «Боинга» прилетал в Москву
Авиабизнес был счастьем и кошмаром.
«Когда я был автогонщиком, у меня был личный самолет, на котором я после каждого этапа летал домой. За рулем гоночной машины нет никаких правил. Можно делать что угодно ради победы. Самолетом же надо управлять строго по книжке. Если, конечно, хочешь остаться живым», – говорил Лауда в 2007 году.
К самолетам Ники относился не просто серьезно: он любил их не меньше гонок. Как и в «Формуле-1», в авиации он прошел через большие трудности, но все же добился успехов.
Сам стал высококвалифицированным пилотом авиации
Лауда заболел авиацией в 1974 году, полетав на одномоторной «Цессне», а уже через два года купил личный самолет «Голден Игл» и получил первое удостоверение пилота. Ники с удовольствием осваивал авиационную науку и в итоге заслужил лицензию пилота регулярных линий.
«Если кого-то удивит то, что в школе я был полной бездарностью, а теперь легко проглатывал сложную науку авиации — то все дело в добровольности, – писал Лауда в автобиографии «Моя судьба». – Почему я что-то там должен учить в гимназии, я никогда не понимал. Я не находил в этом смысла и поэтому не воспринимал. А вот полеты меня интересовали, этого я хотел. Я силен в учебе, требующей зрительной памяти, это шло мне на пользу. Да еще была и отличная мотивация: чем больше ты знаешь о полетах, тем они для тебя безопаснее. Любая информация — это польза. На разнообразных авиационных экзаменах я пролетел только однажды и быстро пересдал. А бонусов за принадлежность к знаменитостям в этой профессии не дают».
Лично перевозил лошадь на Олимпиаду-80 в Москву
Совершенно безумная история в духе комедий Тодда Филлипса. На соревнования по выездке московской Олимпиады отобралась австрийка Элизабет Тойрер, однако ее участие оказалось под вопросом из-за демарша национальной федерации конного спорта – там отказались оплачивать немалые расходы Тойрер на перевозку лошади. Но девушку спас ее друг Ники Лауда – он загрузил и Элизабет, и лошадь по кличке Мон-Шери в личный двухмоторный самолет «Фоккер» и полетел из Вены в Москву.
Fokker F-27-600
«Это было действительно незаурядное путешествие, – рассказал Лауда «Спорт-Экспрессу» в 2003 году. – Я выбрал «Фоккер», который лучше всего подходил для этой цели, и мы отправились в путь. Лошадь всю дорогу заглядывала ко мне в пилотскую кабину и радостно ржала».
Путешествие закончилось триумфально: Тойрер и Мон-Шери не просто благополучно добрались до Москвы, а выиграли единственную на той Олимпиаде золотую медаль для Австрии.
Оставил гонки ради авиабизнеса
Семья Лауды была очень обеспеченной: занималась банковским делом и фактически владела всей бумажной индустрией Австрии. Не секрет, что родственники не поддерживали увлечение Ники гонками, и даже после его побед пытались склонить его к более серьезным занятиям.
И в 1979 году Ники к советам прислушался – покинул «Формулу-1» посреди сезона и вскоре основал собственную авиакомпанию Lauda Air. Серьезных планов не было: Лауда не собирался соперничать с местным авиагигантом Austrian Airlines, а лишь хотел органично вписаться в рынок, оперируя маленькими джетами на коротких и средне-коротких рейсах. Он закупил самолеты «Фоккер» и получил право коммерческих перевозок на джетах, вмещающих не более 44 пассажиров.
Вступил в заведомо проигрышную схватку с властями и конкурентом-гигантом
Однако Лауда оказался наивным и недооценил конкурентов. Еще до основания Lauda Air он получил недвусмысленное предупреждение от связанного с Austrian Airlines бизнесмена Пельца, который ранее служил военным летчиком.
«Я слышал, ты входишь в коммерческую авиацию. На войне тех людей, которые не подходили системе, ставили к стенке и… тра-та-та… тра-та-та… Их уже не было. Сегодня по-другому. Людей, которых мы не хотим, мы уничтожаем экономически. Советую не влезать в этот бизнес, мы этого не хотим», – приводил слова Пельца в «Моей судьбе» сам Лауда.
В Austrian Airlines не собирались терпеть даже карликового конкурента. Пользуясь огромными связями в министерстве транспорта, они легко отстаивали монополию на австрийское небо: затягивали выдачу разрешений на важные маршруты, запускали демпинговые рейсы. До 1985 года Lauda Air фактически лишь выполняла чартеры и предоставляла услуги воздушного такси.
Лауда размышлял выйти на рынок дальнемагистральных рейсов, но очень некстати произошло резкое повышение цен на топливо. Понимания у властей он так и не нашел, убытки авиакомпании росли, и в 1982 году Ники вернулся в гонки. Потом он говорил: «Меня снова потянуло на трассу вовсе не из-за денег. Они для меня всегда стояли на втором месте, а на первом возможность заниматься любимым делом».
И все же поднял компанию
Но и бросать бизнес он не собирался: Lauda Air продолжала функционировать в экономичном режиме, два самолета были отданы в лизинг египетской компании. В 1985 году, когда Ники уже окончательно завязывал с «Формулой-1», он нашел партнеров в лице крупного туроператора Itas, который вложился в авиакомпанию и наконец полноценно запустил авиабизнес. При этом ему пришлось преодолевать лобби Austrian Airlines: гигант мешал получению Лаудой лицензий в минтранспорта, а банкам, где Ники собирался кредитоваться, предоставлял калькуляцию, из которой следовала беспросветная убыточность и полное отсутствие перспектив у Lauda Air.
Но все же бизнес понемногу рос: «Фоккеры» заменили более крупные «Боинги», в 1987 году Лауда получил лицензию на регулярные перевозки, а в 1990-м – на международные рейсы. У компании появились дальнемагистральные рейсы на самые разные направления. А сам Ники стал одним из 15 пилотов авиакомпании. Он говорил, что для него это «дело принципа, ну и еще клиентов привлекает». Кстати, со своей второй женой Биргит он познакомился благодаря авиакомпании – она работала стюардессой, и после одного совместного рейса пригласил ее в ресторан.
Отличительной чертой Lauda Air были имена самолетов: компания называла их в честь знаменитостей: Фредди Меркьюри, Фрэнка Синатры, Стива Маккуина, Джорджа Харрисона, Грегори Пека, Фрэнка Заппы, Майлза Дэвиса, Курта Кобейна, Рэя Чарльза, Фриды Кало.
Lauda Air подкосила страшная авиакатастрофа
26 мая 1991 года «Боинг-767» авиакомпании Lauda Air разбился в районе Данчанг. Погибли все 223 человека, находившихся на борту (213 пассажиров и 10 членов экипажа). Причина – самопроизвольное включение реверса левого двигателя, из-за чего самолет перешел в неконтролируемое пикирование. Эта катастрофа стала крупнейшей в истории Таиланда и австрийской авиации.
Лауда узнал об этом по звонку с ТВ и сначала не поверил в случившееся. Затем он лично отправился на место трагедии и был шокирован увиденным: обломки и тела разбросало на сотни метров, а между ними бродили мародеры в поисках ценных вещей. Именно день той авиакатастрофы, а не день аварии на Гран-при Германии-1976, он называл худшим в своей жизни.
«Меня замучила совесть, хотя, как выяснила специальная комиссия, причиной случившегося стала конструкторская ошибка. В те дни газеты писали обо мне: «Этот человек приносит несчастья. Он вполне заслуживает прозвища «Капитан Смерть». Лауда всегда остается жив, а вместо него гибнут другие. Припомнили 1985 год, когда я на огромной скорости врезался в отбойник, однако через несколько дней вновь вышел на старт», – рассказывал Ники.
После этого дела Lauda Air пошли на спад: убытки росли, уровень сервиса падал, самолеты начали ветшать. Все это заставляло Лауду постепенно уменьшать свою долю акций. В 1999 году он продал контрольный пакет акций компании заклятым врагам Austrian Airlines, после чего она фактически стала подразделением авиагиганта. А к 2003 году Ники расстался вообще со всеми ценными бумагами и окончательно закрыл для себя историю Lauda Air.
Не сдался и основал новую компанию. И снова сам прилетел в Москву
Но в том же году Лауда создал нового перевозчика Niki, приобретя небольшую компанию Aero Lloyd Austria. Niki в 2011 году перешла в руки Air Berlin, но к 2018-му немецкая компания обанкротилась, и Лауда неожиданно вернул себе контроль над активами перевозчика. До этого он уже успел основать еще одну авиакомпанию Laudamotion, специализировавшуюся на чартерах бизнес-класса. К ней он и присоединил то, что осталось от Niki. В том же 2018-м большую часть акций Laudamotion выкупил ирландский лоукостер Ryanair, однако Ники остался в правлении и собирался заняться перестройкой бизнеса поглощенной Niki.
Ники продолжал летать лично: например, в 2007-м он сам провел первый рейс Niki между Веной и Москвой, а пассажиры тогда услышали по бортовому радио: «Вас приветствует командир корабля Ники Лауда».
Агент регистрации рейсов иностранных авиакомпаний аэропорта «Домодедово» Евгения Аликян рассказала Sports.ru о том полете: «Самый первый рейс из Вены посчастливилось встречать мне на пару с коллегой. Когда нам объявили, что за штурвалом самолета будет находиться сам Ники Лауда, я только пожала плечами, но у моего коллеги – большого поклонника «Формулы-1» – загорелись глаза. Когда он рассказал мне, кто такой Лауда, я восприняла его прилет как каприз миллионера, желающего показать всем мощь своей авиакомпании и ее лидера.
В то время как самолет уже парковался в «Домодедово», я через стекло кабины пилотов пыталась разглядеть лицо Лауды. Как бы я не старалась, мне это не удалось – его лицо все время было закрыто козырьком от бейсболки, скрывающей следы от ожогов. Многие пассажиры того рейса пытались сделать то же самое и обсуждали, что лететь с таким командиром вдвойне приятно – чувствуешь себя под защитой, ведь раз он выжил в таких страшных авариях, то значит, у него есть сильный ангел-хранитель, чье действие распространяется и на пассажиров.
Когда Лауда покидал кабину, то постарался сделать это как можно более незаметно. Он тенью промелькнул в специальную дверь для экипажей, где его уже ждали несколько сотрудников аэропорта, стремившихся воспользоваться служебным положением и взять автограф. А вылетающие пассажиры не знали, что буквально в метрах от них – легенда мирового спорта и образец человеческой стойкости».
Увы, рейсов с таким легендарным командиром больше не будет.
Умер Ники Лауда. О нем сняли голливудский фильм, но великих историй хватит на сериал
«Современные гонщики не пьют, как Хант в мое время». Последнее большое интервью Ники Лауды
Фото: globallookpress.com/Sven Simon/picture alliance; airliners.net/Eduard Marmet; globallookpress.com/Keystone Pictures USA/Zumapress.com, Sven Simon/imago images, Bildagentur Krling/www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Peter Charlesworth/LightRocket; globallookpress.com/imago images/Super Express; REUTERS/Leonhard Foeger
- Машина - дерьмо! (с) Надо переделывать
кстати ливрея у компании Nikki в виде серых самолетов с огромной мухой была по моему одной из лучших в середине двухтысячных.
И показательно, что Боинг морозился дико. Мол, даже после такого самолет не должен был упасть.
Лауда сказал: Давайте мне пилотов-испытателей, я поднимаюсь с ними в небе, врубаем реверс и смотрим, что будет. Боинг тактично съехал.
На англоязычной Википедии неплохо про это написано. Ну и так, можно пошерстить.