10 мин.

Алонсо и «Макларен» грандиозно провалились в главной гонке Америки. Даже не добрались до старта

А ведь два года назад Фернандо чуть не выиграл.

Уставший от поражений Фернандо Алонсо уходил из «Формулы-1» ради наследия: он не скрывал, что собирается возместить неудачи в «Ф-1» победами в других сериях. Главной целью была и остается «Тройная корона», то есть, победы в трех самых знаменитых гонках мира: Гран-при Монако, «24 часа Ле-Мана» и «500 миль Индианаполиса. Две первые гонки Фернандо уже выигрывал, потому основная задача на этот сезон – выиграть «Инди-500» и навсегда вписать себя в историю.

Но вчера ночью Алонсо провалился: сначала не вошел в число тридцати быстрейших пилотов в основной части квалификации «Инди-500», а затем проиграл в дополнительном отборе для «лузеров». Планы на «Тройную корону» так и останутся мечтой как минимум на год.

Два года назад Алонсо чуть не выиграл легендарную гонку

Для тех, кто не интересуется ничем, кроме «Ф-1»: «500 миль Индианаполиса» – одна из старейших и престижнейших гонок мира и однозначно главная «формульная» гонка в Америке, ныне входящая в календарь серии «Индикар». Она проходит в безумном темпе: средняя скорость на круге колеблется в районе 360-370 км/ч. Если говорить о гонке, то это самое крупное в мире однодневное спортивное событие: овал «Индианаполис Мотор Спидвей» – самая большая спортивная арена на планете, по площади в два с половиной раза превосходящая Ватикан. В день заезда на его трибунах собирается около 350-400 тысяч человек. 

В плане истории с «Инди-500» не может поспорить ни один Гран-при «Формулы-1»: гонка на овале в Индианаполисе проводится с 1911 года, и количество невероятных историй с тех пор превысило все мыслимые пределы. Из-за них «500 миль Индианаполиса» и называют «Величайшим гоночным спектаклем» – в отличие от «Формулы-1», тут может произойти что угодно, а шанс на победу есть у каждого.

В сезоне-2017 Алонсо приехал в Индианаполис и восхитил всех: с первой попытки пробился в финал квалификации, всю гонку шел в группе лидеров (временами даже возглавлял пелотон) и реально претендовал на победу – и лишь отказ мотора «Хонда» не позволил побороться за право стать лучшим. Но общее впечатление это не смазало.

В этот раз Алонсо не добрался до старта

Формат «Инди-500» отличается от обычных гонок «Индикара»: квалификация проходит в два дня за неделю до гонки, причем из-за большого количества участников на стартовую решетку попадают не все.

По регламенту в решающем заезде могут участвовать 33 пилота, причем 30 из них отбираются на гонку в первый квалификационный день, а еще трое счастливчиков – во второй. С учетом того, что в этот раз в Индианаполис приехало 36 пилотов, задача Фернандо не казалась сложной – среди конкурентов были откровенно слабые и медленные спортсмены и оказаться в числе шести худших было, казалось, невозможно.

Однако свои четыре квалификационные круга в субботу Алонсо завалил – показал лишь 31-е время и уступил последнюю проходную позицию 35-летней Пиппе Манн, выступающей в «Индикаре» давно и без особых успехов и заметной лишь благодаря веселому розовому шлему.

Последний шанс у Фернандо был в дополнительной квалификации для последних шести пилотов, которые сражались за оставшиеся три места – его команда пошла на риск, используя экстремальные настройки, однако Алонсо вновь остался в одном месте от нужного результата. Не хватило всего 0,0129 секунды – в последний момент время испанца перебил 23-летний студент Кайл Кайзер.

Теоретически у Алонсо еще была возможность стартовать: по правилам «Инди-500» команда неудачника может попробовать договориться с кем-то из прошедших квалификацию соперников и выкупить его место. Но испанец от сомнительного шанса отказался, а исполнительный директор «Макларена» Зак Браун с ним согласился: «Мы еще вернемся и будем бороться. Купить место может любой, мы же хотим его заслужить».

Что привело к провалу?

Есть целый комплекс причин, которые в итоге создали «идеальный шторм» и привели к эпик фейлу. Во-первых, опыт «Инди-500» 2017 года Алонсо пригодился лишь отчасти: в 2018 году «Индикар» перешел к новому аэродинамическому обвесу – машины существенно потеряли в сцеплении и прижимной силе, баланс сдвинулся вперед, что привело к нестабильному поведению задней части шасси.

Аэрообвесы для овалов изменились сильнее по сравнению с аэрокитами для дорожных трасс: эффект «дрэга» (аэродинамического притяжения при преследовании) усилился, но при этом стал короче по времени, что сильно усложнило обгоны и движение в трафике. Перед 2019-м серия постаралась это изменить, немного модифицировав аэрокиты в сторону увеличения прижима и большей свободы в плане настроек – но от аэродинамики 2017-го это все равно отличалось довольно сильно. А еще в серии появились новые, менее износостойкие шины. Ко многим вещам Фернандо пришлось привыкать заново. И в отличие от 2017-го, у него не было отдельных тестов, положенных новичкам.

Второй момент – слабая команда. «Индикар» часто ошибочно относят к моносериям, но даже здесь некоторые команды «равнее» других. Да, у всех участников одинаковые шасси, аэрообвес и шины, но при этом разные моторы (либо от «Шевроле», либо от «Хонды»). Коллективам разрешено самостоятельно строить и дорабатывать различные механические детали, вроде амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости. Еще в «Индикаре» огромное значение имеют настройки и стратегия (в серии есть дозаправки). В таких условиях преимущество получают грамотно организованные коллективы с ресурсами и квалифицированными многочисленными сотрудниками.

И в 2017-м, и в 2019-м Алонсо выступал в «Инди» как бы в составе «Макларена», но это была лишь вывеска: у уокингцев нет команды в «Индикаре», и машину обслуживали сотрудники действующих коллективов серии. В 2017-м Фернандо помогали инженеры и механики «Андретти» – одной из трех сильнейших команд «Индикара». В его распоряжении оказались лучшие специалисты, гигабайты ценных данных и опытные партнеры, среди которых были два победителя «Инди-500» – в таких условиях освоиться в новой серии было гораздо проще.

В этот раз с Фернандо работали парни из «Карлина» – в Европе эта команда считается одной из самых успешных в молодежных сериях, но в «Индикаре» выступает лишь второй год. Ресурсы у нее есть – команду финансирует Грэм Чилтон, британский бизнесмен и отец экс-пилота «Ф-1» Макса Чилтона. Но уровень персонала и пилотов пока оставляет желать лучшего. Овал в Индианаполисе вовсе не так прост, как кажется дилетантам: для каждого поворота здесь нужен идеальный баланс, а Алонсо и его команда попросту не смогли подготовиться и попасть в настройки. Лучшее тому доказательство – результаты партнеров: двумя другими неудачниками квалификации оказались пилоты «Карлина» Патрисио О’Уорд и Макс Чилтон. Лишь опытный Чарли Кимболл примет участие в гонке и стартует с 20-го места.

Фернандо помешали и собственные промахи: по ходу одного из тренировочных дней он сильно разбил машину и потерял весь следующий день, так как механикам пришлось восстанавливать основательно разрушенную технику. А в квалификации ему снова не повезло: первую попытку испортил медленный прокол.

«Мы были недостаточно быстры, и не только сегодня, – прокомментировал поражение Алонсо. – Знаете, я делал все, что только мог, в каждой из попыток. Я гонял за рулем нестабильной машины и не отпускал газ. Я управлял машиной с недостаточной поворачиваемостью и не отпускал газ. Я ехал на машине с проколом колеса и сбросил скорость только на последнем круге, потому что не смог вписаться в поворот. А сегодня мы работали с экспериментальными настройками. Мы поменяли в машине все, потому что считали, что нужно что-то менять. Даже если бы сегодня мы квалифицировались, то в гонке в следующее воскресенье у нас бы не было уверенности в машине».

Реакция

Кажется, над промахами Алонсо и «Макларена» никогда не устанут иронизировать. 

«Назовите худшую пару, я подожду». 

Она: «Интересно, он думает о других женщинах?» Он: «Алонсо и «Макларен» и правда пролетели мимо «Инди-500»

Алонсо: «Хочу выиграть «Инди-500»«Макларен»: «Звучит хорошо, но не работает». 

Журналист Motorsport Пабло Элизальде: «Догоняю новости за выходные. Видимо, в финале «Игры престолов» Фернандо Алонсо не прошел квалификацию «Инди-500». Вот это поворот!».

И конечно, для Алонсо уже нашли подходящее место на «Инди-500»:

Что дальше? 

Неудача вряд ли заставит Алонсо отказаться от мечты – он явно попробует себя в Индианаполисе в следующем году. Вопрос в том, в какой команде он будет. Насчет «Карлина» Фернандо наверняка все понял. Вариант с «Андретти» ему не подойдет – этот коллектив является клиентом «Хонды», которая давно дала понять, что после всего пережитого вместе в «Макларене» работать с Алом больше не хочет.

«Макларену» нужно либо договариваться с сильной командой из стана «Шевроле» – «Пенске» или хотя бы «Эд Карпентер Рейсинг», – либо переходить от слов к делу и создавать собственный коллектив в «Индикаре». Разговоры об этом идут уже два года, но до сих пор ни к чему не привели. Ясно лишь то, что уокингцы будут заниматься этим без экс-босса «Форс-Индии» Роберта Фернли, возглавлявшего программу «Макларена» в «Индикаре» до 20 мая – после провала Алонсо его уже отправили в отставку

В любом случае, в этой неудаче самой вины Алонсо мало – слишком много факторов сыграло против него. В 2017-м он доказал, что способен бороться за победы и на овалах при наличии опытной команды и надежной техники. В этом году он получил не только удар по самолюбию, но и полезный опыт, а также дополнительную мотивацию. Фернандо по-прежнему остается великим гонщиком. Теперь ему нужно провести работу над ошибками и в следующем году сделать все по-другому – и тогда возможность реабилитироваться обязательно появится.

Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади

Хэмилтон, Алонсо или Шумахер? Звезды MotoGP выбрали себе напарников из «Формулы-1»

Фото: globallookpress.com/Michael Allio/Icon Sportswire, Dan Sanger/Icon Sportswire, Panoramic/ZUMAPRESS.com