«Макларен» отчитался о гигантских убытках. Этих денег хватило бы еще на одну команду «Формулы-1»
Во всем виновата «Хонда».
McLaren Group Limited (материнская компания команды «Ф-1» «Макларен») опубликовала финансовый отчет за 2018 год. Из него стало ясно, что гоночное подразделение тянет всю компанию вниз: всего за год доходы McLaren Racing упали с 270 до 170 миллионов доллларов, а чистый убыток составил гигантские 124 миллионов долларов. Для сравнения – прошлогодние бюджеты «Заубера» и «Хааса» всего на несколько миллионов превышают эту сумму.
Откуда такие огромные убытки?
Главный фактор финансового провала – разрыв «Макларена» с «Хондой», оформленный осенью 2017 года. Японская компания поставляла «Макларену» моторы бесплатно, а с переходом на «Рено» уокингцам пришлось за них платить, и немало. По данным из различных источников, комплект движков «Ф-1» для двух машин на сезон сейчас обходится в 18-20 миллионов евро.
Но что более важно, «Хонда» одновременно была главным спонсором «Макларена» – платила несколько десятков миллионов долларов ежегодно, а также частично покрывала зарплаты пилотов. Еще в 2017-м совокупные потери от расставания с «Хондой» для «Макларена» оценивались в 100 миллионов и кажется, эти цифры близки к реальности.
Еще один фактор, повлиявший на снижение доходов – провальное выступление в сезоне-2017. Скудные призовые от «Формулы-1» за позорное девятое место команда получила как раз в 2018-м. С учетом выплат за историческую значимость «Маларену» досталось всего 80,9 млн долларов – на 15,74 млн меньше по сравнению с 2017 годом.
Как команда пыталась их отбить?
Чтобы профинансировать реструктуризацию гоночного подразделения, пришлось найти инвестора в лице бизнесмена Майкла Латифи, возглавляющего канадскую пищевую корпорацию Sofina Foods. Он — отец гонщика «Формулы-2» Николя Латифи, который идет на втором месте в молодежном чемпионате.
Для привлечения инвестиций McLaren Group выпустила 888 135 новых непривилегированных акций, которые за 274 миллиона долларов купила подконтрольная Латифи структура Nidala (BVI) Limited. Половина этой суммы поступила на счета команды в прошлом году, вторую половину «Макларен» получит уже в мае 2018-го. Латифи же взамен получит 10-процентную долю в компании. Тогда источники внутри команды утверждали, что сделка продиктована исключительно бизнес-интересами Латифи-старшего и никак не связана с карьерой его сына.
Также «Макларену» пришлось продать часть исторической коллекции автомобилей команды, что позволило выручить около 10 миллионов фунтов.
А как дела у McLaren Group в целом?
Компания в порядке – увеличила продажи дорожных автомобилей по всему миру на 45% и приблизились к отметке в 5000 машин. Финансовый оборот McLaren Group впервые пробил отметку в миллиард фунтов (1,256 млрд), а убыток вместе с огромными потерями гоночной команды составил всего 5,8 миллионов евро – еще немного, и провал в «Формуле-1» удалось бы отбить.
При этом McLaren Group планирует только разгоняться: в рамках стратегии Track 25 компания собралась вывести 18 новых моделей на рынок к 2025 году, что повлечет за собой увеличение производственных объемов и рост доходов.
Что с другими командами?
Отчеты за 2018 год опубликовали еще не все, но глубину финансового дна «Макларена» можно оценить по «Уильямсу». Небольшой коллектив из Гроува добился почти таких же доходов (168 млн долларов) и при этом вышел в плюс (прибыль до вычета налогов – около 20 млн долларов). При этом за «Уильямсом» нет мощной технологической компании, бонусы за историческую значимость меньше, а штат и ресурсы команды гораздо скромнее по сравнению с «Маклареном».
По итогам 2019-го все станет еще хуже?
Наоборот – если не произойдет чего-то экстраординарного (вроде гигантского штрафа за промышленный шпионаж, как в 2007 году), команда однозначно должна прибавить в финансовом плане.
Во-первых, в конце прошлого и начале этого года «Макларен» серьезно расширил пул спонсоров. В него вошли как гиганты British American Tobacco и Coca-Cola, так и небольшие компании вроде Huski Chocolate и пивного бренда Estrella Galicia 0,0.
Во-вторых – команде больше не нужно тянуть огромную зарплату Фернандо Алонсо. По данным Forbes, в сезоне-2018 спортсмен заработал 33 млн долларов. Карлос Сайнс и Ландо Норрис обходятся «Макларену» куда дешевле.
Ну и наконец, в 2018 году команда стала шестой в Кубке конструкторов и теперь может рассчитывать на гораздо более солидные призовые от ФОМ. По данным RaceFans, «Макларен» получит ровно 100 миллионов долларов – 35 млн фиксированных выплат, 32 млн за шестое место и 33 за историческую значимость. Это на 23,5% больше, чем годом ранее.
Дорожный люк снова разнес болид «Формулы-1». Отличная работа, Баку!
Новый инцидент с маршалами в Баку: двое толкали гоночный болид и умудрились попасть ему под колеса
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Lars Baron; instagram.com/mclarenauto