В MotoGP бардак с правилами. Одну деталь разрешают и запрещают по разным причинам
Такого трэша не увидишь в «Формуле-1».
Веселье в мире гонок не заканчивается на противостоянии Льюиса Хэмилтона в «Мерседесе» с Себастьяном Феттелем в «Феррари» – в начале 2019-го главный двухколесный чемпионат мира пока даже уделывает четырехколесный по скандальности. Новая серия драмы «команды в шоке от регламента» ждет зрителей уже 12-13 апреля, когда MotoGP десантируется в Техасе на «Трассе Америк» и выкатится на первые тренировки.
По крайней мере, предыдущий Гран-при Аргентины прошел на очень бодром фоне легкого безумия: «Хонда» перед заездами попыталась получить разрешение у технического директора серии на установку копии дефлектора с мотоцикла «Дукати» как аэродинамического элемента — и получила закономерный отказ. День спустя японцы повторили процедуру с новым обоснованием о «понижающем температуру шин элементе» – и заведующий подомными вопросами в MotoGP Дэнни Элдридж выдал зеленый свет.
Нет, коррупция тут не при делах: «Хонда» никого за ночь не подкупала. Просто было незачем: нынешний регламент позволяет проворачивать вот такие веселые схемы безо всяких проблем, и как раз на привлечение общественного внимания японцы и рассчитывали при проталкивании спорной детали.
Объясняем, что же там вообще происходит.
Еще перед сезоном деталь считалась нелегальной
«Дукати» запустила моду на всяческие винглеты и закрылки еще в 2010-м — тогда итальянцы начали устанавливать перед передними колесами различные дефлекторы, отдаленно напоминающие художества инженеров из «Формулы-1». В зоне задних колес похожие штуки появлялись только в дождевых гонках для более эффективного отвода воды, а по сухой погоде их обычно игнорировали.
Тем не менее, в начале марта за несколько дней до старта чемпионата директория MotoGP объявила о разрешении к использованию таких элементов для охлаждения резины. Главными энтузиастами совершенно неожиданно стала «Дукати» – в Катар итальянцы привезли уже модифицированный мотоцикл.
Такие же «рога» внизу получил и гонщик «Прамак» Джек Миллер вместе с новым байком Desmosedici GP19.
В результате 10 марта Андреа Довициозо выиграл первую гонку сезона, вызвав злость соперников. Выяснилось, что команда «Априлия» хотела установить себе точно такой же дефлектор, но 19 февраля получила официальное письмо с отказом. Закономерным итогом таких интриг стал коллективный протест четырех коллективов: против «Дукати» объединись еще и «Хонда», «КТМ» и «Сузуки». Соответствующий запрос улетел в Апелляционный суд ФИМ.
Соперники злятся из-за двойного назначения детали
В процессе расследования, дебатов и обсуждения ситуации выяснились конкретные позиции сторон. «Дукати» объясняла назначение дефлектора исключительно необходимостью охлаждать резину на дополнительные 6-7 градусов. Остальные настаивали на противоположном: температура трека в Катаре не превышала 25 градусов, следовательно, шинам в принципе не требовалось дополнительное охлаждение – зато деталь параллельно выполняла вполне конкретную функцию по повышению прижимной силы.
После долгих прений «Дукати» признала прибавку от винглета примерно в 30-40 кг прижимной силы на скорости примерно в 180 км/ч, однако заявила о большей важности дефлектора для охлаждения. Более того, итальянцы еще и посетовали на необходимость выдать секретную информацию.
«Нам пришлось раскрыть конкурентам очень важные данные, – рассказал босс команды Далл`Инья. – На мой взгляд, в нашем виде спорта так нельзя вести дела. При этом мы потратили на юристов и прочие мелочи целую кучу денег – обычно в такую сумму обходятся пять дней в аэродинамической трубе. На продувку обтекателей мы обычно тратим десять дней за год – то есть половина нашего бюджета на аэродинамическое развитие ушла на бюрократию».
Консорциум противников нового крыла, кстати, даже не требовал дисквалификации Довициозо — они просто хотели ясности.
«Никаких корректировок результатов задним числом быть не может, – сказал босс «Априлии» – «Дукати» должен сохранить победу в Катаре, но с Гран-при Аргентины деталь нужно запретить. Элдридж ошибся, выдав разрешение на основе непроверенных данных «Дукати» – теперь все нужно исправить».
Однако Апелляционный суд протест оппозиционного консорциума отклонил, полностью легализовав противоречивый дефлектор. Сразу же после этого «Хонда» и устроила новый раунд противостояния через установку детали на свой байк. «Априлия» планирует пойти той же дорогой.
Причин не верить «Дукати» не было
Громкий резонанс в среде мотогонок заставил технического директора чемпионата объясниться.
«Существует свод правил, на которые и опираются производители при разработке мотоциклов, – разложил Элдридж. – У регламента есть своего рода приложение, и оно постоянно обновляется, когда мы испытываем необходимость уточнить определенные ситуации — например, детали аэродинамики.
Второго марта мы как раз обновили правила дополнительных элементов в зонах заднего колеса. Там вполне конкретно написано, что можно использовать, а что — нет. Среди допустимых оказалась одна из деталей, которую разрешено использовать для охлаждения шин и отвода воды — и «Ямаха» уже устанавливала ее ранее.
«Дукати» обратилась ко мне в Катере с запросом об использовании детали с главной задачей в виде охлаждения задней шины, потому как инженеры команды считали, что у них возникнут проблемы с этим делом.
Они провели демонстрацию, я все проверил и посчитал, что она работает именно так, как они сказали: прежде всего охлаждает шину. Как раз в этом месте и начались все разногласия: остальные производители решили, что мое решение неверно. По их данным, главное назначение детали — генерирование прижимной силы, что запрещено правилами. Тем не менее, их протест отклонили, а следовательно, моя трактовка правил была верной».
Однако технический супремо серии никак не пояснил причину отказа в разрешении детали для «Априльи» в феврале — судя по всему, все недовольство двойными стандартами исходит прежде всего от него. Именно поэтому остальные команды сразу же не скопировали спорную деталь, а отправились по протестам, апелляциям и судам с крестовым походом против фаворитизма. Разночтение правил здесь не при чем: поиск лазеек и серых зон в регламенте — вполне обычная практика в любых гонках, но обычно их стараются сразу же прояснять. Здесь же серия ввела пелотон в заблуждение — и потому получила закономерный скандал.
Теоретически можно рассмотреть конспирологическую теорию о яром желании MotoGP помочь второй команде чемпионата прервать всем надоевшее трехлетнее доминирование «Хонды» и Марка Маркеса, но в таком случае помощь реализована максимально топорно и неуклюже.
Стоит ли оно того вообще
Вы не поверите, но на самом деле весь спор разгорелся не из-за несомненно читерской конструкции, дающей однозначное преимущество. Да, Довициозо выиграл в первом Гран-при сезона, но его победа оказалась совсем не в стиле «уехал в закат от пелотона» – преимущество над вторым местом оказалось всего 0,02 секунды. Более того, весь топ-5 расположился в одном мгновении от гонщика «Дукати». По чистому темпу итальянцы тоже не были быстрейшими: поул в Катаре взял Маверик Вильнялес на «Ямахе», да и сам Довициозо уехал от Маркеса лишь на 0,001 секунды!
В Аргентине же испанский пятикратный чемпион вернулся на первую позицию в квалификации, а в гонке привез Валентино России (снова гонщику «Ямахи») аж 10 секунд. Совсем не похоже на нечестные разрывы пелотона от «Дукати», верно? Просто разница в прижимной силе начинает играть существенную роль в основном в среднескоростных поворотах, где спидометр байков обычно показывает в районе 120 км/ч. Следовательно, прибавка от дефлектора значительно снижается и становится практически незаметной – класс гонщиков вместе с пилотажными стилями влияет на итоговый результат намного сильнее.
C какой стороны ни смотри, команды начали войну на пустом месте и выкинули кучу денег и ресурсов впустую. Зато фанатам теперь снова весело смотреть за происходящим в MotoGP. В «Формуле-1», например, давно уже не было хотя бы вполовину таких же диких скандалов.
Фото: globallookpress.com/Byline/Xinhua, Yangyuanyong/Xinhua, Vincent Guignet, Jose Breton/ZUMAPRESS.com, Juan DeLeon/Icon Sportswire, via www.imago-i/www.imago-images.de; twitter.com/DucatiMotor; twitter.com/pramacracing
Главное в этой истории, не что лопатку Дукати признали законной, а то что результаты гонки в Катаре остались в силе.
"В Аргентине же испанский четырехкратный чемпион вернулся на первую позицию в квалификации, а в гонке привез Валентино России (снова гонщику «Ямахи») аж 10 секунд."
Артем, Маркес четырехкратный чемпион? В MotoGP принято считать титулы всех классов вместе, не зря ведь называют Росси девятикратным. Маркес уже семикратный. А если говорить о титулах в главном классе, то он пятикратный. Ну это про просто уточнение.
А поводу 10-ти секундного отрыва в Аргентине, к слову под конец гонки отрыв был в районе 13 секунд. Кто смотрит MotoGP, знает что на американских этапах Маркес и Хонда доминируют уже много лет. Это даже не столько трассы Хонды, сколько трассы Маркеса. В Аргентине у него 3 победы из 6. Он в прошлом году легко бы выиграл здесь, если бы не стартовый хаос и известные чудачества Марка. В Остине, где проходит этап сейчас, Маркес опять безоговорочный фаворит - он выигрывал все 6 гонок и всегда с поула. Такая же ситуация на немецком Заксенринге. Это трассы, где большая часть левых поворотов и это один из главных аспектов его доминирования на этих трассах.