Чарли Уайтинг. Жизнь и карьера в «Формуле-1»
Британец ушел не в плохой компании. Годом ранее 14 марта мир потерял физика-теоретика Стивена Хокинга, а 140 лет назад родился Альберт Эйнштейн.
Там его ждут Сенна, Фанхио, Брэбем, Хилл и многие другие чемпионы «Формулы-1»…
Уайтинг перенес легочную эмболию в прошлый четверг утром в Мельбурне, где он должен был исполнять обязанности гоночного директора в предстоящие выходные.
Уайтинг всегда давал старт гонкам и следил за соблюдением в них правил.
Президент «ФИА» Жан Тодт назвал Уайтинга «центральной и неподражаемой фигурой, воплощающей этику и дух Формулы-1».
Уайтинг работал в «ФИА» с 1988 года. Ранее он был простым механиком, а затем и главным инженером в команде «Брэбем» бывшего босса «Формулы-1» Берни Экклстоуна, которая выиграла чемпионат мира в 1981 и 1983 годах.
Уайтинг начал свою карьеру в «Формуле-1» в команде «Хескет» в 1977 году. В 1978 году перешел в «Брэбем» и проработал там еще десять лет. Посвятил 31 год жизни работе в «ФИА».
Тодт добавил: «Формула-1 потеряла верного друга и харизматичного посла в виде Чарли».
Росс Браун: «Я знал Чарли всю свою гоночную жизнь. Мы вместе работали механиками, подружились и столько времени проводили вместе на гоночных трассах по всему миру.
Меня охватила огромная печаль, когда я услышал трагические новости. Я опустошен. Это большая потеря не только для меня лично, но и для всей семьи Формулы-1, ФИА и автоспорта в целом. Все наши мысли с его семьей».
Смерть Уайтинга оставляет дыру в «ФИА», потому что он был самым подходящим человеком для работы с командами и пилотами в гоночные выходные.
В прошедшие выходные его заменял австралиец Майкл Маси. Последние четыре года Маси был гоночным директором австралийской серии V8 Supercars.
«Знаковая фигура и очень хороший парень»
Действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон, который знал Уайтинга с момента старта в «Формуле-1» в 2007 году, сказал, что он был «шокирован, услышав печальные новости».
«То, что он сделал для этого вида спорта, его приверженность, он действительно был опорой. Знаковая фигура, внесшая большой вклад».
Себастьян Феттель из «Феррари» сказал, что говорил с Уайтингом в среду: «Я прошел по трассе первые повороты вместе с ним. Трудно осознавать, что его больше нет».
«Он был нашим человеком, посредником между гонщиками и ФИА. Его всегда можно было спросить, о чем угодно в любое время. Его дверь всегда была открыта для нас. Он был просто очень хорошим парнем».
Роберт Кубица, который ездит за «Уильямс», сказал: «Это тяжелый момент. Вчера я видел, как прогуливались вместе Себастьян и Чарли, и решил, что не стану им мешать, поскольку встречусь с Чарли на пятничном брифинге гонщиков. К сожалению, этому уже не суждено случиться. Чарли был ключевой фигурой Формулы 1, гонщиком по характеру, он тщательно следил, чтобы всё было в рамках правил. Ему всегда можно было доверять. Мои мысли сейчас с его семьей, известие очень, очень печальное».
Макс Ферстаппен из «Ред Булл» добавил: «Это был большой шок, в том числе и потому, что я провел с ним целый день в Женеве несколько недель назад. Видимо, нужно ценить каждый день, когда ты проснулся и имеешь возможность наслаждаться жизнью».
Даниэль Риккардо, в настоящее время работающий в команде «Рено», сказал, что новость «ошеломила» его.
«Как заметил Себастьян, Чарли всегда был открыт для нас, а мы этим пользовались. Мы даже могли оказывать на него давление, но он всегда к нам прислушивался, и мы чувствовали, что Чарли на нашей стороне.
Время летит быстро, и, как заметил Макс, важно ценить каждый момент, а мы всегда воспринимаем жизнь как нечто само собой разумеющееся. В предстоящий уик-энд мы со всей своей страстью будем сражаться на трассе, но смерть Чарли – своего рода напоминание, что нам всем очень повезло иметь такую возможность».
Босс команды «Мерседес» Тото Вольфф назвал Уайтинга «фантастическим послом нашего спорта и настоящим защитником его интересов».
Команда «Макларен» отдала дань уважения Уайтингу, написав в Твиттере: «Все в Макларен потрясены и глубоко опечалены известиями о кончине Чарли Уайтинга. Чарли запомнится одним из ключевых людей в Формуле-1, а также отличным коллегой».
В «Ред Булл» заявили, что были «шокированы и опечалены». Руководитель команды Кристиан Хорнер добавил: «Чарли играл ключевую роль в этом виде спорта и был рефери и голосом разума в качестве гоночного директора на протяжении многих лет.
Занимая непростую должность, он всегда оставался честен и сохранял определённый баланс. Его будет не хватать всему паддоку Формулы-1 и автоспортивному сообществу в целом».
«Рено» описала его как «одного из столпов и лидеров спорта».
Человек с большой буквы
Чарли Уайтинг был личностью с большой буквы. Еще раз подчеркнем, что закрыть огромную дыру в «ФИА» будет сложно. Целых 40 лет он был ключевой фигурой в «Формуле-1».
Уайтинг был специалистом во всех аспектах «Формулы-1». Он решал все вопросы: от безопасности до технических правил и спортивных вопросов.
Проверял готовность автодромов, проводил инструктажи для пилотов, а также участвовал в написании всех правил. С самыми трудными задачами в «Формуле-1» он справлялся легко и изящно.
Уайтинг был лучшим охотником за браконьерами. «Брэбем» славился тем, что мог лучше всех других команд интерпретировать правила в свою сторону, а иногда выходил даже за рамки правого поля. Чего стоит вентилятор на болиде Ники Лауды.
На Гран-при Бразилии, состоявшемся год назад, чемпион 1981 года Нельсоне Пике пилотировал свой «Брэбем».
Пике стартовал с поул-позиции в Монако в 1981 году, его результат вызвал в паддоке большие подозрения в нечестной игре со стороны «Брэбем». Показан он был в четверг, в первой квалификационной сессии, которую Нельсон проводил на запасном шасси. В субботу, на своей основной машине, Пике ехал гораздо медленнее. Многие полагали, что запасное шасси не соответствовало регламенту – например, было намного легче разрешённых 585 кг. Но в FISA отказались проверять машину без официального протеста, а никто из участников чемпионата идти против владельца «Брэбем» Берни Экклстоуна не захотел.
«Я только что видел ваш нелегальный Брэбем, который выиграл поул в Монако». Уайтинг ответил: «Нет, сейчас вы видели абсолютно легальный болид, тот который выступал уже позже».
Именно Экклстоун посоветовал его «ФИА». В это время Берни уже отошел от дел в «Брэбем», а перешел к коммерческой стороне вопроса «Формулы-1».
Сначала он занимал только должность технического делегата, но смог стать гоночным директором, отвечающим за все аспекты «Формулы-1» перед «ФИА».
Уайтинг сочетал в себе неугасимую энергию, что-то близкое к трудоголизму. Легко справлялся с самыми сложными вопросами, решая их таким образом, чтобы потом никто не держал на него зла.
Почти всю свою жизнь посвятил «Формуле-1».
С точки зрения «ФИА», его будет невероятно сложно заменить. И, как в случае с Экклстоуном, вполне возможно, понадобится несколько человек, которые разделят его обязанности.