У Квята и Феттеля нет права на ошибку. Этот сезон станет для них решающим
Сезон-2019 только начинается, но к некоторым пилотам уже сейчас приковано пристальное внимание. Для их карьер он будет определяющим – в случае неудачи второй шанс они уже вряд ли получат. Потому от их результатов в этом году зависит многое.
Даниил Квят
Год назад казалось, что если Квят когда-нибудь и вернется в «Ф-1», то точно не в одну из команд концерна «Ред Булл». Его камбэк в «Торо Россо» до сих пор кажется чем-то совершенно нелогичным. Но это все же случилось, и теперь Даниил получил еще один шанс. На этот раз точно самый последний.
В 2019-м Квят обязан рвать неопытного напарника, регулярно набирать очки и тащить «Торо Россо» на себе. Для этого у него есть все. За год в «Феррари» он должен был отдохнуть и оставить всех демонов 2016-го в прошлом. Даниил полностью сменил окружение – теперь у него новые гоночный инженер, физиотерапевт и менеджер. Пора перезагружать карьеру и закрепляться в «Ф-1» – сверхталантливому Дэну Тиктуму практически гарантировано место на 2019 год, так что невразумительного сезона Квяту не простят.
Пьер Гасли
Впрочем, теоретически классный сезон может дать Квяту шанс рассчитывать на большее, чем просто сохранение места в «Ф-1». Позиции Гасли совсем не выглядят незыблемыми, да и вообще его путь пока напоминает историю самого Даниила с его слишком ранним взлетом. В интервью журналистам Пьер пока держится дерзко и обещает навязать борьбу Ферстаппену, но вот за рулем у него уже не все ладится: на тестах в Барселоне он дважды смачно разнес машину и досрочно завершал работу для «Ред Булл».
Конечно, команда даст Гасли время раскатиться, и сезон он наверняка закончит пилотом «Ред Булл» при любых результатах. Но если француз будет регулярно ошибаться, как на тестах, то по окончании сезона рискует обнаружить себя в «Торо Россо», или вовсе не у дел. Все отлично помнят, как доктор Марко обошелся с Квятом за несколько неудач. И случись что, Гасли жалеть он тоже вряд ли будет. Но пока все в руках Пьера: в сезоне-2019 он может стать как главным неудачником, так и новой суперзвездой «Ф-1».
Себастьян Феттель
Если раньше регулярные поражения Скудерии списывали на технический штаб, стратегов, руководство, то в проигрыше сезона-2018 виновен гонщик. Себ провалил чемпионат, потеряв из-за собственных ошибок десятки очков и ожидаемо превратился в главную мишень для критики итальянской прессы.
Восстанавливать репутацию после такого сезона нужно сразу, и права на ошибку у Феттеля больше нет. Но сделать это будет крайне непросто: вместо «уже не того» Райкконена новым напарником Себастьяна стал молодой и голодный Шарль Леклер – возможно, самый многообещающий гонщик мира. Пока в «Феррари» демонстрируют готовность сделать ставку на Феттеля – но если четырехкратный чемпион снова начнет ошибаться, то быстро расстанется со статусом лидера.
Валттери Боттас
Финну в предстоящем сезоне нужно чудо. Лишь какие-то невероятные результаты – регулярные победы в гонках, превосходство над Льюисом Хэмилтоном – могут спасти Боттаса от увольнения в конце года. А оно кажется почти неминуемым – слишком блекло выглядит Валттери в последние года полтора. И слишком угрожающе над ним висит тень Эстебана Окона, который остался без места в «Ф-1» лишь по невероятно неудачному стечению обстоятельств. И если бы в «Мерседесе» знали об этом заранее, то вряд ли предложили бы Боттасу новый контракт.
Прямо сейчас кажется, что Валттери уже обречен – но все же формально у него есть целый год, чтобы доказать обратное. В конце концов, в первой половине 2017-го ему удалось удивить и держаться практически наравне с Хэмилтоном. Боттасу критически важно прибавить во всем: от скорости на одном круге до банальной способности проявлять характер там, где это необходимо. Получится – удивит всех и отложит приход Окона в «Мерседес» минимум на год. Провалится – повторит судьбу другого финна Хейкки Ковалайнена, выступавшего в одной команде с Льюисом. И почти на 100% отправит карьеру под откос.
Роберт Кубица
Потрясающим упорством Кубица однозначно заслужил шанс на возвращение. После чудовищной травмы, полученной на Ралли Ронда ди Андора он не просто вернулся в гонки, а за несколько лет прошел тяжелейший путь назад к «Ф-1». И все это время ему постоянно приходилось доказывать, что он по-прежнему топ. Даже «с одной рукой». И в итоге казавшееся невероятным стало реальностью – спустя восемь с лишним лет Роберт снова выйдет на старт Гран-при.
Но в Ф1 жалеть Кубицу и делать скидки на его состояние никто не будет. Даже после кучи тестовых дней и нескольких пятничных тренировок решение «Уильямса» подписать поляка выглядит авантюрой. Роберт должен сразу показать, что он реально «тянет» уровень «Ф-1», несмотря ни на что. На 99% он получит ультимативно худшую технику сезона, так что судить его будут исключительно по выступлениям относительно напарника. И с Расселлом ему нужно будет держаться хотя бы на равных – или в конце сезона красивая сказка Кубицы закончится.
Ромен Грожан
Французо-швейцарский чемпион GP2 начал карьеру в «Формуле-1» с напарничества с Фернандо Алонсо, затем стал товарищем по команде Кими Райкконена, завоевал три подиума в первом же полном сезоне и временами всерьез обыгрывал Айсмена. В 2018-м же он 8 Гран-при провел без единого очка на четвертой машине пелотона и чуть не вылетел из серии за слабые результаты. Как же так случилось?
Все просто: Ромен психологически нестабилен. У него бывают секундные потери концентрации, когда он допускает совсем незначительный просчет — но все заканчивается катастрофой. Как, например, на Гран-при Азербайджана, где Грожан врезался в стену в режиме автомобиля безопасности всего лишь из-за одной перепутанной кнопки, или просто начинает заворачивать в повороты еще до конца торможения, из-за чего шины теряют сцепление и случаются самые разные аварии (как на Гран-при США).
«Я в дерьмовой ситуации». Главный крэшер «Формулы-1» на пороге дисквалификации
Уроженец Женевы знает о своих слабых сторонах и регулярно общается с психологом, но излечился от «гена аварий» полностью. Это и невозможно: Ромен — не типичный плохой парень, он тяжело переживает каждую неудачу и даже иногда не может из-за них спать. Потому фэйлы Грожана всегда идут волнами — парень сам их провоцирует из-за неспособности переступить ошибку и пойти дальше. Более того, нет оснований полагать, что Ромен изменится — ему уже почти 33 года, а он все еще не обрел психическую стабильность.
Именно поэтому 2019-й станет для него определяющим. Гюнтеру Штайнеру в прошлом сезоне надоело придумывать Грожану оправдания для прессы — француза по сути спасло четвертое место в Австрии, позволившее руководству «Хааса» игнорировать все дальнейшие расспросы. Но американцы до последнего вели переговоры с целым рядом кандидатов — самым реальным претендентом на роль замены Грожана называли Серхио Переса, но он решил остаться в «Рейсинг Пойнт». В 2019-м же все может измениться: если мексиканцу не понравится общество сына владельца в качестве напарника, он снова может обратить внимание на «Хаас». В таком случае Ромена спасет только одно: мощная цепочка отличных результатов и побежденный Кевин Магнуссен. Если Грожан вновь сорвется в штопор аварий, самоедства, страданий и фэйлов, в «Формуле-1» он не удержится: у остальных команд из середины пелотона не будет причин или ресурсов (все-таки француз получает 7 миллионов долларов в год) для предложения ему контракта. «Хаас» же, судя по тестам, разжился в новом сезоне очень классной машиной, так что бывшему напарнику Алонсо и Райкконена стоит доезжать до финиша очень высоко уже с первой гонки.
Даниэль Риккардо и Нико Хюлькенберг
«Рено» всю зиму хвасталась своей парой пилотов, называя ее одной из лучших в пелотоне — и с ней трудно не согласиться. Австралиец победил Себастьяна Феттеля в совместном сезоне, выиграл семь Гран-при и считается одним из главных экспертов по обгонам, а немец завоевал поул в дебютном же сезоне на «Уильямсе», чуть не победил в заезда на «Форс-Индии», дебютантом вынес всех в GP2 и много раз получал похвалы от Алонсо и других звезд гонок.
Вот только за последние девять лет Нико так ни разу и не поднялся на подиум за все рекордные 158 проведенных Гран-при — ему постоянно не везло или напарник оказывался чуть удачнее. Его давно называют будущим чемпионом мира, но в двух из трех сезонов с далеко не самым выдающимся Пересом немец проиграл мексиканцу по очкам — причем Чеко даже умудрялся подниматься на подиумы. Более сильного напарника для сравнения у Халка просто не было — Риккардо станет первым серьезным соперником для Нико из топ-лиги. Если немец хочет стать первым пилотом в «Рено», вернуть себе реноме одного из лучших и заявить о себе миру громче, чем когда либо – ему непременно надо побеждать Даниэля, причем преимущество должно быть очевидным, без дополнительных сложных подсчетов средних квалификационных отрывов либо внесения поправок на сходы. Иначе Хюлькенберг так и останется в истории обычным середняком с самым обидным рекордом.
Риккардо же совершенно не может допустить поражения от напарника: тогда всему миру станет ясно, что «Ред Булл» правильно постепенно переносил поддержку и ставку на Макса Ферстаппена. Даниэль въехал в Энстоун как лидер, хочет им остаться и возглавить команду в момент готовности к походу за титулом в 2020-м или 2021-м. Поражение от Хюлькенберга перечеркнет подобные амбиции — тогда гонщики французов в лучшем для Медоеда случае просто получат равный статус. Чемпионская гонка начинается для обоих прямо сейчас, и неудача грозит карьере полным уничтожением — похоже, в «Рено» в 2019-м будет очень весело.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei (1,3,4), Xavier Bonilla/ZUMAPRESS.com, AFP7/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Mark Thompson
А Максу все больше становится тесно в рамках самого амбициозного гонщика. Хочется побед и реальной борьбы за титул. И тут может возникнуть вилка: с одной стороны, усиление раздражения в отношении машины и команды, если не будет систематических побед, а с другой - молодые и не менее амбициозные Гасли и Леклер, которые способны отобрать у голландца звание самого многогообещающего пилота и также заявить о своих чемпионских надеждах. И как на это отреагирует Макс, для которого психология устойчивость не самая сильная сторона, вопрос?
таки кто тут упоротый?)