В «Формуле-1» изменили правила начисления очков. Теперь вознаградят обладателей лучших кругов
Возвращение к идее 60-летней давности.
8 марта Всемирный совет по автоспорту поддержал предложение руководства «Формулы-1» и «Либерти Медиа» по изменению спортивного регламента — теперь обладатель лучшего круга в Гран-при получит дополнительное очко в таблицу общего зачета и Кубка конструкторов. Правило формально еще не принято – для этого должна проголосовать Комиссия «Ф-1», – но шансов на неудачу нет: перед предложением идеи на суд ФИА спортивный отдел серии согласовал поправки со Стратегической группой команд и и Спортивной рабочей группой.
Первого обладателя лучшего круга премируют уже на ближайшем Гран-при Австралии через неделю — правда, в систему добавили существенное ограничение: претендующий на дополнительный балл пилот должен непременно финишировать в топ-10, иначе очков не получит. Такая же модель действовала весь предыдущий сезон в электрической «Формуле Е».
Также на Совете рассматривали предложение добавлять зачетные баллы и за поул, но от идеи решили отказаться: в таком случае решающим событием чемпионата по определению победителя сезона могла стать именно квалификация, превратив гонку в бессмысленные покатушки.
Перемены полезны для «Формулы-1»
59 лет подсчет лучших кругов был одним из самых бесполезных статистических занятий в гонке: показать его считалось престижным, но на деле он не нес в себе вообще никаких преимуществ и ни на что не влиял. Фактически оставался занятным аналогом неверной ветви футбольной или хоккейной продвинутой статистики: у Кими Райкконена (входяшего в топ-5 гонщиков по числу лучших кругов) лишь один чемпионский титул, в то время как у остальных быстрых парней на счету не менее четырех чемпионств (Шумахер, Прост, Феттель и Хэмилтон) — но значит ли это, что финн стоит в одном ряду с величайшими?
Также любителям статистики будет интересно узнать, что Айртон Сенна оформил всего 19 лучших кругов — наравне с Дэймоном Хиллом и Марком Уэббером. У бразильца их даже меньше, чем Нико Росберга и Герхарда Бергера. Трудно свалить такой результат на чемпионскую технику — все-таки «Макларены» Сенны вообще были самыми доминирующими в истории «Формулы-1». Скорее раньше на быстрый круг никто не обращал какого-либо внимания из-за полной бессмысленности: все-таки главным в гонках как сейчас, так и 40 лет назад, всегда был максимальный и стабильный средний темп.
Теперь же в подсчете лучших кругов появится хотя бы прикладной смысл — значит, изменится и отношение с восприятием. Небольшой бонус не просто заставит пилотов чаще атаковать на последних метрах, но и внесет новую переменную в планирование стратегии. У достижения не появится ощутимого исторического веса, зато теперь в любой гонке появится атрибут, которого болельщики будут с нетерпением ждать на краешке кресла и сжатыми кулаками при любом финишном порядке.
Новые правила — полумеры
Несмотря на положительный эффект от премирования одним очком за лучший круг «Либерти Медиа» и ФИА зря пошли по стопам «Формулы Е» и ограничили зону набора баллов десятью позициями. Таким образом мы лишились напряженного противостояния аутсайдеров, не пролезающих в первую половину турнирной таблицы: к концу заезда мы бы видели множество заездов в боксы за новой резиной и целую серию кругов, близких к квалификационным — все-таки у того же «Уильямса» может не оказаться более реальных шансов на пополнение счета в Кубке конструкторов. На действия аутсайдеров же по цепной реакции реагировали бы пилоты на девятом и десятом месте или даже фавориты, рассчитывавшие на заветный балл за лучший так — так и вся гонка могла бы перевернуться за 10-20 километров до финиша. Впрочем, спортивные функционеры наверняка думали о хаосе на трассе в заключительной части заездов и побоялись возможных последствий.
Простые способы сделать «Формулу-1» лучше
Новая же схема демотивирует рисковать: никто из топ-10 не станет чрезмерно прибавлять в скорости из-за опасения сломать технику, которой предстоит поработать еще в нескольких Гран-при. Также никто не поедет на пит-стоп с перспективой потери позиций ради дальнейшего прорыва и заработка на одно очко больше : команды слишком хорошо просчитывают свои действия на компьютерных симуляциях задолго до старта.
Существуют лишь два сценария, по которым новая система действительно кого-то замотивирует: при прорыве из-за пределов топ-10 в очковую зону после столкновения или разворота и последующего заезда на пит-стоп, или когда отрыв от следующего позади соперника настолько велик (минимум 30 секунд), что легко вместит в себя дополнительный пит-стоп. Однако в топ-10 такое чаще всего случается именно с лидерами, а значит, велик шанс, что дополнительный балл регулярно будет забирать условный Себастьян Феттель после очередного разворота или Макс Ферстаппен в попытке сократить очковый проигрыш подиумной тройке до минимума.
С другой стороны, даже такая схема лучше, чем ничего — все-таки расширение возможностей влияния на итоговый результат увеличивает и количество неожиданных исходов гонок и чемпионатов. Да и оценку лучшего круга по достоинству уж точно не назвать искусственной — данный показатель считают с самого первого чемпионата.
В «Формуле-1» уже использовали это правило
С 1950 по 1959 год гонщики уже получали по баллу за лучший круг — правда, тогда и очковая зона включала в себя только первые пять позиций, и победитель заезда (без учета лучшего круга) мог заработать только 8 зачетных пунктов. Обладатель лучшего круга получал вдвое меньше замкнувшего топ-5 вне зависимости от финишной позиции, но в 1960-м правило отменили, отдав дополнительное очков обладателю шестого места в гонке. Тогда пилоты намного внимательнее относились к лишним очкам — лидеры предпочитали собирать их по возможности. Например, чемпион серии Альберто Аскари в 1954 году не довел ни единой гонки до конца, но все равно оказался 25-м в общем зачете с 1,142 очками: просто в одном из заездов он как раз оформил лучшее время, а в другой разделил этот результат с другими шестью гонщиками. Если принять во внимание только Гран-при, то больше никогда в «Формуле-1» пилот, сошедший изо всех заездов сезона, не набирал зачетные пункты.
Но еще занятнее теперь выглядит развязка сезона 1958 года: тогда чемпионом стал Майк Хоторн с 42 баллами, опередивший сэра Стирлинга Мосса всего на одно очко. Если бы правила лучших кругов на тот момент не существовало, титул завоевал бы именно Мосс: у обоих пилотов оказалось бы по 39 очков на счету, и Стирлинг оказался бы выше из-за большего числа побед в Гран-при (четыре против одной у Хоторна). Согласно легенде Мосс проиграл чемпионат как раз из-за нежелания атаковать на полную в Португалии, когда его соперник показал тот самый лучший круг: Стирлинг лидировал, но не разобрал надпись на табличке, извещавшей о быстром круге конкурента, и потому не стал рисковать и прибавлять в темпе.
После отмены правила в «Формуле-1» прошло еще 58 чемпионатов, но лишь в трех лишний балл за престижный статистический показатель мог сыграть решающую роль. Например, в 1979-м Жиль Вильнев оформил 5 быстрейших кругов против нуля у лидировавшего в чемпионате напарника Джоди Шектера — при сохранении стартового правила легендарный канадец превзошел бы южноафриканца со счетом 52-51 и все-таки стал бы чемпионом.
Также данное изменение сделало бы из сезона 1986 года настоящую ядерную бомбу. В нем и так все решалось в последней гонке, а на финише Ален Прост вырвал титул с преимуществом в два балла над Найджелом Мэнселлом и три — над Нельсоном Пике. Однако именно бразилец оформил больше всех лучших кругов в том сезоне — шесть против четырех у британца и одного у француза. В итоге Пике стал бы чемпионом мира с 75 баллами, Мэнселл остался бы вторым с 74, а Прост оказался бы всего лишь третьим с 73 очками. Более того, именно лучший круг в последнем Гран-при сезона в Австралии и выиграл бы чемпионат для Нельсона — без него при равенстве очков с Найджелом бразилец бы проиграл по победам (4 против 5).
Самый свежий же пример предсказуемо случился в 2008 году — одном из самых драматичных в современной истории «Ф-1». Льюис Хэмилтон обогнал Тимо Глока буквально в последнем повороте и стал чемпионом — но с правилом очков за лучшие круги у британца с Фелипе Массой оказалось бы полное равенство (по 99 баллов), которое выиграл бы бразилец за счет большего числа выигранных Гран-при (6 против 5). И решающую роль сыграла бы победа в последней гонке сезона на родной земле в Бразилии вместе с оформлением быстрейшего круга — такую развязку уж точно признали бы одной из лучших в истории.
Но отдало бы новое правило титул кому-то недостойному? Судя по всему, нет — и Масса, и Вильнев, и Пике заслужили чемпионский кубок ничуть не меньше соперников (а Жиль и вовсе сейчас котируется намного выше Шектера). Дополнительный балл чаще всего никак глобально не влиял на распределение мест в личном зачете или Кубке конструкторов — лишь подогревал отдельные гонки, противостояния и развязки. При современной очковой системе с 25 баллами за победу вообще непросто представить себе сценарий, при котором именно один лучший круг решит исход турнира, но если жизнь все-таки закрутит такую драматургическую линию, то вряд ли кто-то пожалуется на несправедливость. На старте сезона же все в равных условиях.
Фото: fia.com; globallookpress.com/imago/Passage, Hoch Zwei/picture alliance, National Motor Museum/Heritage-Images; Gettyimages.ru/Steve Powell/Allsport, Clive Mason
У топ3 опять будет гигантский отрыв от остальных. И худший пилот из топ3 команд будет всегда заезжать за свежими шинами в конце и ставить лучший круг.
Даже если представить, что Хэма тогда простили бы, как это регулярно происходит в последние годы, он там потерял 6 очков (4 недополучил и +2 "лишних" ушли Массе), это полная ерунда, по сравнению с отказом двигателя Массы за 3 круга до победы на ГП Венгрии, там у Массы минус 11 очков (10 своих и одно лишнее ушло Хэму).