«Даниил сочетает в себе качества Феттеля и Райкконена». Помните, как Квята хвалили перед дебютом в «Ф-1»?
Прошло уже пять лет.
16 марта у российского гонщика «Формулы-1» Даниила Квята состоится своеобразный юбилей — пять лет с момента дебюта в Гран-при. С тех пор он успел стать новичком года, понравиться соперникам и болельщикам, перейти в «Ред Булл», подняться на подиум, стать Торпедой из мемов, вылететь из топ-команды обратно в «Торо Россо» и через год из «Ф-1» перейти на симулятор в «Феррари» и снова вернуться на стартовую решетку. Не у всех гонщиков оказывается такая насыщенная карьера.
Квят не успел провести и гонки после возвращения в «Ф-1», но консультант «Ред Булл» Гельмут Марко снова его хвалит:
«Не хочется жить мечтами, но Даниил талантливый пилот и хороший спортсмен, который развивается и в культурном плане, – согласен с Марко и лучший менеджер автоспорта Николя Тодт. – Квят – очень умный человек, склонный к самоанализу. Сейчас он стал менее эмоциональным и более зрелым. Его ситуация напоминает мне возвращение Массы в «Заубер» в 2004 году – через два года после этого Фелипе перешел в «Феррари» и стал напарником Шумахера».
Уже растаяли? Рано, ведь последние высказывания людей из «Ред Булл» и Тодта ни в какое сравнение не идут с похвалами пятилетней давности.
«У него талант от природы»
«Квят сочетает в себе качества Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена. Парень обладает выдающейся скоростью, и при этом он невероятно методичен в работе. Он всегда работает очень тихо и спокойно, у него очень крепкие нервы, у него очень крепкие яйца. Думаю, мы выбрали верного человека – рассказал миру о Данииле доктор Марко после молодежных тестов на «Сильверстоуне». – Всякий раз, когда Даниил оказывался за рулем, он показывал отличные секунды. Если юный пилот демонстрирует талант, страсть и высокий уровень дисциплины, мы обязаны дать ему шанс».
«Посмотрите, как быстро Кими Райкконен и Фелипе Масса смогли адаптироваться к «Формуле-1», – продолжил ту же линию сравнений владелец концерна «Ред Булл» Дитрих Матещиц. – Мы считаем, Даниил Квят сможет пройти тем же путем».
«У него талант от природы», – просто и однозначно оценил парня бывший напарник Айртона Сенны Герхард Бергер.
«Парень очень быстр. Он определенно очень быстр и обладает огромным природным талантом, – согласился руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Даниил выгодно выделялся на фоне конкурентов своими результатами».
«Он был очень быстр и при этом очень мудр, – поддержал общее мнение босс «Торо Россо» Франц Тост. – Он очень талантливый гонщик, который предан делу, дисциплинирован. Посмотрим, станет ли он однажды чемпионом – думаю, у него есть для этого все необходимые навыки. В лице Квята мы получили наилучшие перспективы. Спустя шесть-восемь гонок после начала чемпионата он будет способен побеждать Верня. На тестах в Мизано Даниил не допустил ни единой ошибки. Мне очень нравится перспектива работать с гонщиком, обладающим такими данными».
«Даниил очень хорош с точки зрения чистой скорости и с каждой неделей очень быстро набирается опыта», – сделал комплимент товарищу по молодежной системе Даниэль Риккардо.
«Я высоко ценю Даниила, – писал журналист и нынешний официальный репортер «Ф-1» Уилл Бакстон. – Он топовый юниор, сильный гонщик и отличный парень».
«Станет звездой российского спорта»
После перехода в «Ред Булл» напор восхищения и не подумал снижаться. Квята бомбардировали лестью в три глотки, словно он был главной гоночной звездой десятилетия.
«В лице Даниила Квята, как мне кажется, мы получили еще одного восхитительного таланта, – поделился впечатлениями от нового пилота Кристиан Хорнер. – Он доказал свою скорость и смелость. Его не волнует, что о нем думают другие люди – образом мышления он напоминает Кими Райкконена, и еще он очень похож на Феттеля. Да, он идет по стопам Себастьяна и Даниэля. Придется только придумать прозвище нашему быстрому русскому, чтобы не путаться в именах».
«Постараемся повторить с ним успех Феттеля», – вещал доктор Марко.
«Я определенно не собираюсь его недооценивать. Знаю, что он очень быстр», – напомнил о своей оценке будущего напарника Риккардо.
«Он невероятно умелый пилот и отличается невероятной трудовой дисциплиной, всегда выкладывается до конца, идет ли речь о пилотировании на трассе или работе с инженерами, – оценил Квята по совместному сезону Тост. – У меня нет сомнений в его успешном будущем. Рано или поздно он точно станет звездой российского спорта. Являясь новичком, Даниил проделал отличную работу и в свой первый же год в «Формуле-1» продемонстрировал то, что является очень быстрым пилотом, у которого есть потенциал стать одним из лучших гонщиков в чемпионате. Сильная мотивация учиться и добиваться успеха, сосредоточенность на том, чтобы добиться прогресса по ходу сезона, великолепный талант и бойцовский дух дали Квяту шанс очень быстро пойти на повышение и перейти в «Ред Булл».
«Сколько раз Даниил оставался с нами до ночи, работая с телеметрией… – вспомнил главный гоночный инженер «Торо Россо» Фил Чарльз. – За свою карьеру я повидал всякое. Многие гонщики надеются только на свой талант. Но есть такие, которые сидят с нами, хотят разобраться, что может позволить им поехать еще быстрее. Даниил сидел так часами. Учился, и учился быстро. Какой бы путь он ни выбрал – ему по силам справиться, я в этом уверен. Он способен заставить машину работать на себя в любой ситуации».
«Даниил работает просто превосходно. Он очень важен для России, для «Формулы-1», – оценил роль Квята Берни Экклстоун. – Я не знаю, что ему может помешать хорошо выступать и бороться за победы».
«Ред Булл» будет не хватать Феттеля, но Даниил Квят невероятно талантлив», – оценил новичка главных конкурентов руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф.
Заслужил ли Квят таких комплиментов?
На самом деле трудно однозначно провести параллель между Райкконеном, Феттелем, Массой и Даниилом — все-таки россиянин еще со времен GP3 предпочитал агрессивный пилотаж в стиле Льюиса Хэмилтона и раннего Фернандо Алонсо. Уроженцу Уфы больше нравилось глубоко атаковать каждый поворот и играть с пределом возможного, укрощая болид в поворотах.
«Даниилу очень нравится острый руль и почти всегда – сильная избыточная поворачиваемость, – объяснял Чарльз. – Иногда смотришь записи с его бортовой камеры и думаешь: «Нет, что-то не в порядке: тут, наверное, прокол». Но ему это нравится. Он выставляет машину на входе в поворот, нажимает на газ – и его уже нет». Именно отсюда и происходят эффектнейшие гифки из Гран-при Монако, где Квят чуть ли не активнее всех остальных пилотов «облизывал» металлические барьеры.
На самом деле, подобные гонщики могут быть очень быстрыми, вот только их стабильность целиком и полностью завязана на моральном состоянии: только при полной концентрации они способны чувствовать предел и не заступать за него. Если же что-то идет не так, появляются «просчеты новичка» (в стиле «заехал на траву на пару миллиметров и улетел в барьеры»), перетормаживания и ненужный риск на первом круге. Похоже, с Даниилом случилось что-то похожее: когда он попал в команду к «убийце Феттеля» и ощутил груз ожиданий, то решил с первого же сезона выжать из себя все возможное и немного сверху.
«Неплохо двигается по трассе, адекватно себя ведет, хотя было видно, что в каких-то моментах пытается сделать больше, чем умеет», – именно так описывал первые впечатления от своего ученика тренер Павел Гуськов, работавший с Квятом с девяти лет. Видимо, та черта характера сохранилась до самого вылета из «Формулы-1» – и не стоит идти у нее на поводу и сейчас.
В остальном же у Даниила все в порядке и с трудовой этикой, и с работой в команде — важнейшими качествами успешного гонщика.
Скорость считается важнейшим качеством новичка «Ф-1». Чемпионы и эксперты не согласны
«Его нельзя назвать ни нежным, ни высокомерным, а еще у него прекрасное чувство юмора. В нем всегда живет чувство уверенности в своих силах, ему не приходится его генерировать. Он просто такой, какой есть», – описывал его технический директор «Торо Россо» Джеймс Ки.
«С Даниилом было легко, – согласился Чарльз. – Его можно было чуть раззадорить, когда он расслаблялся. Или жестко поговорить – но он всегда он реагировал именно так, как надо. Если я ему что-то объяснял, он обязательно запоминал, а потом частенько подходил ко мне на следующем этапе и говорил: «Вот, смотри, насколько я стал лучше». Новый вызов всегда его заводил. Он пытался доказать: «Вот, я лучше».
Сам же Квят не горит желанием обсуждать былое и собственные изменения за прошедшие пять лет.
«Я знаю, что об этом было много разговоров – зрелый я или нет и так далее, но я предпочитаю отвечать на трассе. Просто хочу сесть в машину и дождаться результатов», – объявил Даниил на предсезонных тестах в Барселоне.
Что ж, осталось только дождаться Гран-при Австралии 17 марта — и проверить.
На этой машине Квят вернется в «Формулу-1»
Квят сразился с Ферстаппеном на конкурсе по скорости реакции
Математик проанализировал гоночный темп команд «Ф-1». И составил рейтинг
Фото: Gettyimages.ru/Peter J Fox, Mark Thompson
он выиграл сезон у Рикьярдо;
но там параллельно нарисовалась семейка Адамс... Ферстапенов, у РБ явно был переисбыток пилотов, поэтому Квята просто слили, начиная с самой первой гонки в Австралии, где машина даже не смогла стартовать, а затем все больше и больше нагнетали давление в прессе;
потом оказалось, что Сайнс не сработается с Ферстапеном, Рикьярдо помахал ручкой и в РБ вдруг поняли, что прежний переисбыток пилотов превратился в острый дефицит, поэтому Квят снова у них;
и еще в пелотоне есть только два гонщика, которые работали в ТР, РБ и Феррари - Себастьян Феттель и Даниил Квят