В новой «Формуле-1» не будет доминирования. «Мерседес» придумал способ догнать «Феррари»
Но Скудерия пока немного быстрее.
В Барселоне завершились предсезонные тесты — в следующий раз болиды и гонщики выберутся на трассу через две недели в Мельбурне на первом Гран-при чемпионата мира. По абсолютным показателям быстрейшим в испанских испытаниях стал Себастьян Феттель из «Феррари» – его результат в 1.16,221 оказался на 0,003 секунды быстрее времени действующего чемпиона Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса». Третью строчку в протоколе удержал новичок Скудерии Шарль Леклер с кругом в 1.16,231 — в топ-3 так тесно не было давно.
Казалось, всем стоило бы порадоваться высокой плотности в группе лидеров, однако сами претенденты на победу в предстоящем первенстве (уже понятно, что кроме «Феррари» и «Мерседеса» сил и скорости для достижения этой цели больше не хватит ни у кого) признают, что в гонках дела могут обстоять иначе. Пусть итальянская команда лучше всех проявила себя и на первых тестах, но Феттель, например, столкнулся с отказом электрики и не сумел провести финальные испытания на полную, а Хэмилтон внезапно оценил отставание от «Феррари» аж в 0,5 секунды на круге.
«Думаю, потенциально отрыв составляет что-то вроде этого, – сказал действующий чемпион. – У них сейчас быстрейшая машина. Надеюсь, мы отыграем хотя бы одну десятую за счет понимания нашего болида. Они быстрее нас на прямых, и мы не можем сообразить, почему. Но мы надеемся, что все сложится лучше, чем мы предполагаем сейчас».
Впрочем, по традиции, после тестов фавориты любят искажать реальную картинку, и, возможно, пилот «Мерседеса» просто пытается скрыть происходящее внутри команды, чтобы немного разрядить напряжение и расслабить конкурентов из «Феррари». На самом деле вместо времени на круге лучше принять другие показатели.
Немцы снизили износ шин
Если взять время лучшее Льюиса на покрышках «медиум» из третьего дня и скорректировать относительно данных «Пирелли» о различии в составах, то время действующего чемпиона составит 1.16,297 — причем установлено оно на отрезке в более 10 кругов (то есть не с минимальной топливной загрузкой и на уже прикатанных покрышках). Следовательно, потенциал «серебряных стрел» даже без учета квалификационных настроек намного выше. Стоит принять во внимание и серийность выездов: за первую половину седьмого дня тестов Хэмилтона выпустили на подобные отрезки девять раз. Никто не стал бы палить мотор быстрейшим (или квалификационным) режим на длительных промежутках, но очень похоже выглядят проверки разных конфигураций силовой установки на эффективность расхода топлива. Скорее всего, во время выезда с быстрейшим кругом «Мерседес» испытывал один из продвинутых, но далеко не самых агрессивных режимов — то есть у Хэмилтона и Боттаса еще есть запас для ускорения.
Также серия подобных выездов вместе с симуляцией гонки на «медиумах» показала: немцы по-прежнему лучше работают с жесткой резиной, в то время как «Феррари» лучшим образом взаимодействует с мягкой. При сравнении «долгого» темпа Леклера и Боттаса на одинаковых отрезках с более жесткими покрышками монегаск сперва демонстрировал мощные времена (1.19,5-1.20,5) на протяжении первого десятка кругов, а затем немного сбрасывал до 21,4-21,9. Финн же более равномерно проезжал тот же отрезок с темпом 1.20,7-1.21,5, почти не выпадая за его пределы и не расходуя ресурс шин — в результате теоретически в середине гоночного стинта он догнал и обогнал бы Шарля. Среднее время на круге составляло 1.21,265 у «Мерседеса» против 1.21,334 у «Феррари» – кажется, что отрыв ничтожно мал, но за контрольные 24 круга он превратился бы в 2,5 секунды — вполне достаточно для победы на финише.
И это не учитывая факт полного сохранения темпа — «серебряные стрелы» шесть дней концентрировались на сохранении шин на дистанции и сумели достичь цели.
«Теперь мы добились отличного поведения покрышек на каждом из отрезков», – подтвердил результаты гоночных симуляций Джеймс Эллисон. Кажется, в Гран-при на жестких шинах и с одним пит-стопом «Мерседес» будет даже сильнее «Феррари», поскольку их новой стабильности итальянцы могут только позавидовать — Скудерии останется только переходить на тактику с двумя пит-стопами и более скоростными и мягкими составами.
Нельзя забывать и о чрезмерной увлеченности «трехлучевых» именно длительными шинными испытаниями. Фактически немцы 75 процентов всего времени потратили на доводку настроек и контроль за износом, а после отдали еще один день на поиск самых эффективных режимов мотора. В результате каким-то скоростным накатом «Мерседес» занялся только в последние сессии и по остаточному принципу, в то время как «Феррари» уделила тем же вопросам минимум два дня. Вряд ли все карты успели выложить на стол.
Вариативность технического пакета «Мерседеса»
«Серебряные стрелы» шокировали экспертов и болельщиков с самых первых секунд вторых тестов, когда выкатили на испытания машину, разительно отличавшуюся от сессий недельной давности. Масштабы переработок варьировались от нового носа, антикрыла и боковых понтонов до множества мелких элементов на днище и в задней части — в английской прессе проскользнуло мнение о более чем 1500 новых деталей.
Подобный пакет обновлений никак нельзя придумать, запланировать, произвести и поставить за 7 дней в качестве реакции на недостатки машины. Следовательно, полностью переработанное шасси было частью изначального расчета конструкторского штаба «Мерседеса» – и никто в паддоке больше не сумел проверить за восемь тестовых дней столько же различных настроек, концепций, конструкций и запчастей.
Журналисты почти сразу же раскопали интересный инсайд: официальный ведущий «Формулы-1» Уилл Бакстон поделился предположением, будто бы новый обвес создали не в качестве новинки, а как альтернативную версию представленной на первых тестах машине. По словам репортера, немцы собираются устанавливать разные версии пакетов на болиды в зависимости от треков и условий, добиваясь максимальной производительности от нынешней концепции машины. Именитые эксперты вроде Марка Хьюза и Джорджо Пиолы не назвали подобное фэйком и глупостями — по их мнению, такой подход стал бы весьма логичным при наличии довольно капризной машины, проигрывающей «Феррари» в поворотах.
Также машина «Мерседеса» оказалась и меганадежной, несмотря на двойственность концепции: за все восемь дней ее пришлось чинить лишь раз (Боттаса подвел масляный насос). Здесь она тоже выигрывает сравнение с «Феррари»: алый болид сдался дважды, сперва отправив Феттеля в стену со сломанной подвеской и колесным диском, а затем не дав Себу завершить последний день из-за отказа электрики. Достаточно вспомнить 2017 год и два схода «Феррари» из-за силовых установок, чтобы понять: такое соотношение поломок тоже может оказаться решающим в определении чемпиона.
Скудерия еще может прибавить в скорости
Если после всего прочитанного вы уже решили короновать «Мерседес», то не стоит — на самом деле Хэмилтон не солгал, отдав лидерство конкурентам. У итальянцев еще есть резервы.
Например, Леклер после мощнейшего круга в 1.16,231 в открытую заявил, что пока не атаковал в полную силу. Феттель же показал примерно такое же время в «квалификационной симуляции» на самых мягких шинах C5 в первой половине дня, но уже во второй первыми же кругами на более жестких C3 проехал «Барселону-Каталунью» уже за 1.16,7, что при корректировке по данным «Пирелли» дает примерно 1.15,8.
У Леклера в его последний тестовый день тоже был подобный момент, когда он в начале вечерней сессии пролетел два быстрых круга на еще более жестких шинах С2 и показал время в 1.17,2 — при корректировке оно превращается в те же 1.15,8. Данный отрезок вообще интересен со всех сторон, поскольку Шарль выехал всего на два сверхбыстрых круга почему-то именно на одном из самых жестких составов шин и завернул в боксы по ходу второй петли, снова улучшив результаты на двух первых секторах (следовательно, теоретически его время вообще могло бы стать 1.15,7-1.15,6). Такой выезд трудно отнести к симуляции квалификаций, потому что нигде столь жесткие шины для квалификаций не используются. Также его нельзя назвать и подбором режима силовой установки по потреблению топлива – потому что загрузка на три круга слишком мала для адекватности результатов. Самым вероятным предположением в таких условиях стали бы тесты наиболее агрессивного режима мотора, проведенный как раз во время, когда на трассе присутствовало минимум соперников (а некоторые даже не успели вернуться в паддок после обеда). У «Мерседеса» же подобных скачков результатов не зарегистрировали — значит, немцы все-таки не показали максимума возможностей и оставили финальные расклады до австралийской квалификации.
Доминирования не будет
С учетом всех возможных поправок со стороны «жеребцов» и «серебряных стрел» нельзя не признать: итальянцы все-таки пока впереди где-то на 0,2-0,3 секунды на круге. Такой отрыв, конечно, ощутим, но его можно отыграть благодаря высокому уровню пилотажа и грамотной стратегии: если гонщики «Феррари» не справятся с давлением фанатов, руководства и друг друга, а Хэмилтон выйдет на пик формы, созданная конструкторами разница нивелируется практически до нуля и будет колебаться от трека к треку. Возможно, Скудерия начнет чаще приезжать первой в квалификациях, но на длинной дистанции «Мерседес» будет как минимум не хуже — в любом случае однозначно отдать кому-то решающее преимущество нельзя.
В таких условиях все снова решит гонка обновлений: в 2017-м и 2018-м «Феррари» терпела сокрушительные инженерные поражения и оба раза теряла шансы на титул за три Гран-при до финиша. Пока нельзя предложить, как обернется улучшение машин в 2019-м, но «Мерседес» с концепцией двух обвесов для разных автодромов уже задал принципиально новый уровень планирования поставки новых деталей по ходу сезона. Джеймс Эллисон с подчиненными явно осознали всю важность своей работы в процессе чемпионата и подошли к ней с беспрецедентной глубиной проработки деталей — и такая инновация способна повлиять на исход сезона сильнее, чем гениальная подвеска или новое антикрыло.
Cкудерия – фаворит «Формулы-1». У итальянцев не было конкурентов после первых тестов
Машины «Формулы-1» теперь гоняют с задранными задами. Объясняем, почему они нравятся инженерам
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; REUTERS/Albert Gea; twitter.com/AlbertFabrega
В одной из попыток Хэмильтон проехал только третий сектор на 6 десятых быстрее лучшего результата остальных команд за все время тестов. Потом подтвердилось, что попытка была легитимная и хэм нигде не срезал.
Гонка чемпионов - имхо Феттель слил гонки 3, даже 2 - Обгон в Японии и потеря контроля в Германии.
Остальное - командный ва-банк,.когда расклад в очках не изменил бы и темный бухгалтер за рулем. Две тупые блокировки Кими (Монца и Китай?) пусть идут за третью.
Обгон Феттеля в Спа что-то давно не поминали.
Хем - вытащил 1 гонку,.даже 0.5 - обгон в Сочи, красиво, но смотря на Боттаса, следует половину отдать тачке. Ну и немецкий отжиг по белой линии в плюс, balls как ни как. Остальное - стабильный класс, без геройств.
Ожидая минусов, пожелаю повторение 2008-го, когда говорили не о тачках, а о том, кто, где, и почему слил
Ну и теперь он дает свои расклады. Собственно, от комментариев его раскладов я воздержусь, это для особо одаренных чтиво.