В «Формуле-1» есть свой бойцовский клуб. Дерутся даже чемпионы
Автоспорт часто называют джентльменскими погонями: в гонках стиль победы часто не менее важен, чем сам факт первого места. Мир «Формулы-1», особенно в последнее десятилетие, по большей части построен на понятиях «честь», «спортивный дух» и «уважение к соперникам». Даже во время истоков автоспорта в заездах в основном участвовали богатые аристократы, для которых соревнования были просто одним из видов приятного воскресного времяпровождения, а никак не беспощадной борьбой за первое место.
Тем не менее, гонки не всегда бывают цивилизованными, хоть сейчас редко можно увидеть, как пилоты бьют друг друга. В основном недовольство и злость на оппонента в современной «Ф-1» выражается примерно вот так — как в диалоге между Фелипе Массой и Льюисом Хэмилтоном на Гран-при Сингапура 2011 года.
(смотреть с 0:20).
Лишь в 2018-м Макс Ферстаппен немного пересек черту после столкновения с круговым Эстебаном Оконом на Гран-при Бразилии.
А раньше красная яростная пелена застилала глаза гонщиков еще чаще. Ну, или они меньше сдерживались — даже чемпионы мира не всегда справлялись с эмоциями.
Джеймс Хант против маршала
Маршалы знают всю сложность своей работы и сознательно на нее соглашаются. Когда мимо пролетают болиды «Формулы-1» на скорости свыше 320 км/ч, случиться может что угодно — но вряд ли каждый из них готов внезапно оказаться на другом конце мощного правого хука одного из пилотов.
Но именно это и произошло с парнем по имени Эрни Стронг в 1977 году, когда чемпион 1976 года Джеймс Хант столкнулся с напарником по «Макларену» Йохеном Массом на Гран-при Канады 1977 года. Когда Хант с помощью маршала вылез из машины, он выглядел ошеломленным и запутавшимся, когда он резко развернулся и врезал старому доброму Эрни, сбив того с ног.
«Что я почувствовал? Опозоренным, ослепленным — это и правда произошло? – поделился после впечатлениями Стронг. – Если я и сказал ему что-то, то уже не помню. Хант выдал «Прости, старик!» и направился в боксы...».
ФИА оштрафовала англичанина на 750 долларов за своевольную прогулку по обочине и еще на 2000 долларов за нападение на маршала.
Эдди Ирвайн против Айртона Сенны
Сейчас эта история довольно известна: юный дерзкий новичок Ирвайн в первом Гран-при в своей карьере пытался на «Джордане» вернуться в один круг с лидером против великого Айртона Сенны (чемпиона 88-го, 90-го и 91-го) на Гран-при Японии 1993 года на пути к одному баллу за шестое место.
После заезда разъяренный бразилец, подначенный старым приятелем Герхардом Бергером, поймал Ирвайна в паддоке «Джордана», чтобы поделиться с ирландцем своим видением ситуации.
«Ты пилотируешь как ###### идиот! – кричал Сенна. – Ты не гонщик, ты ###### тупица!». Затем Айртон провел дальний боковой удар класса «свинг», Ирвайн свалился со стола и в паддоке появилась новая легенда.
Вот как об этом рассказывает сам Эдди.
«Я почти увернулся от его удара, и потому свалился со стола. Его удар нельзя назвать таким уж сильным. Не то чтобы мне очень досталось, но история моментально стала известной. Я за ночь из ноунейма превратился в знаменитость, правда, совсем не так, как мне бы хотелось — а ведь я финишировал в очках в своем первом Гран-при! Гляньте на мои первые обгоны в поворотах на «Сузуке» – они были шикарными, и я бы больше хотел прославиться благодаря им. Потом мы больше не обсуждали этот инцидент — лишь пожали руки в знак примирения. Сенну расстроила куча проблем, вызванных этим ударом».
Михаэль Шумахер против Дэвида Култхарда
На самом деле эти двое так и не сошлись в драке после известного столкновения на Гран-при Бельгии 1998 года — но лишь из-за того, что их разделило море из работников «Феррари» и «Макларена».
Шумахер комфортно лидировал в дождевой гонке как раз в тот момент, когда врезался в зад болида Култхарда при попытке обогнать шотландца на круг.
Немец настолько разъярился, что проехал с невероятной скоростью весь путь возвращения в боксы на трех колесах, потом выскочил из болида и ворвался в боксы «Макларена» ради драки с Дэвидом даже несмотря на мешавшего изо всех сил инженера Скудерии. Михаэль громогласно обвинил Култхарда — благоразумно не снявшего шлем — в попытках «убить его #####!», пока Жан Тодт не оттащил своего парня подальше.
Найджел Мэнселл против Айртона Сенны
«Когда человек схватил тебя за глотку, не думаю, что он пришел извиняться».
Сенна был прав: Мэнселл был в ярости после столкновения с Айртоном на Гран-при Бельгии 1987 года.
«Я подошел к нему, схватил за комбинезон и прижал к стене, – вспоминал после чемпион сезона-1992. – Тогда он носил свободные комбинезоны, и потянул молнию выше его шеи прямо до носа. «Когда ты так сделаешь в следующий раз, тебе придется лучше защищаться», – сказал я ему».
Найджел признал, что Сенна «несколько раз врезал ему» в ответ, но также объяснил, что «ничего не почувствовал».
Джеймс Хант против маршала (да, опять) и Патрика Депайе
Хоть Джеймс был как раз тем парнем, кто обычно провоцирует столкновения, но он впал в ярость, когда Депайе выдавил его в отбойники на Гран-при Монако 1975 года.
Хант вылез из «Хескета», и маршалы сразу попытались увести гонщика с трека подальше от опасности. Но Джеймс жаждал пригрозить Патрику, так что он резко повернулся и оттолкнул работника автодрома. Когда «Тиррелл» Депайе снова появился в зоне видимости, англичанин погрозил французу кулаком прямо как разозленный директор школы, поймавший учеников за рисованием граффити на стенах школы.
Чико Серра против Рауля Бойзеля
Не самые известные бразильские гонщики «Формулы-1» поучаствовали в одной из самых «драчливых» гоночных схваток в истории чемпионата на Гран-при Канады в 1982 году.
Чико решил, что Рауль заблокировал его в квалификации, и подошел «поговорить» с соперником после конца сессии. Серра погрозил оппоненту пальцем в стиле лучших «запугивателей» в мире, а затем все вылилось в то, что любители борьбы назвали бы «свалкой».
Нельсон Пике против Элизео Салазара
Самая известная драка «Формулы-1» случилась на Гран-при Германии 1982 года, когда действовавший чемпион Нельсон Пике (впоследствии завоевал еще два титула) столкнулся с чилийским оппонентом при обгоне того на круг.
Раздраженный бразилец вылетел из кокпита и попытался врезать несчастному Салазару и кулаками, и ногами, и всем, чем только можно. Элизео же четко понимал, что накосячил, и даже не пытался отвечать.
Также момент получил широкую известность за превосходный и редчайший боксерский комментарий Марри Уокера: «Получи! О мой боже!»,
Источник: Drivetribe
Фото: Gettyimages.ru/Ben Radford/Allsport