«Моя машина проклята!». Один из лучших гонщиков «Ф-1» перестал доезжать до финиша
Странные проблемы у Риккардо.
Пять месяцев назад после победы на Гран-при Монако пилота «Ред Булл» Даниэля Риккардо назвали третьим претендентом на чемпионский титул. Несмотря на 38 очков отставания от лидера сезона, австралиец впечатлил пилотажем на полумертвом болиде и укрепился в роли одного из лучших гонщиков современной «Формулы-1». Помимо Монте-Карло от «Ред Булл» ждали хорошей скорости еще в Венгрии, Сингапуре, Мексике, Германии, Японии и Великобритании, но оправдать надежды сумел лишь напарник Дэна – Макс Ферстаппен: он выиграл на «Ред Булл Ринге» и в Мехико, стал вторым во Франции, на «Трассе Америк» и на «Марине-Бэй» (ощутимо поддавливая лидера на последних двух автодромах) и вдобавок замкнул топ-3 в Монреале, Спа и Сузуке. Что в то же время делал австралиец? По большей части сходил из-за технических отказов, прорывался из глубины пелотона из-за штрафа за перерасход компонентов силовых установок или попросту боролся со сдающей машиной. За прошедшие 5 месяцев Макс набрал 181 зачетный балл — если бы Риккардо следовал по схожему графику вместо завершения Гран-при на обочине, он бы уже перевалил за 250 очков, приблизился к Себастьяну Феттелю и занимал бы минимум третью строчку общего зачета. Борьба за титул теоретически могла бы оказаться правдой.
Неудивительно, что после очередного схода в Мексике (Дэн стартовал с поула и ехал вторым) пилот не выдержал:
«Слово «разочарование» уже не подходит для описания моих чувств, – сказал он журналистам после финиша. – Все выглядит безнадежно. Честно говоря, в данный я уже не вижу смысла приезжать на автодром в воскресенье. Не знаю, когда мой уик-энд в последний раз проходил гладко. Я не верю в суеверия и тому подобное дерьмо, но моя машина проклята! Не знаю, как еще объяснить. Все с самого начала пошло плохо. Мои пробные старты были великолепными на протяжении всего уик-энда, но в гонке ничего не получилось. Все проблемы всегда случаются в воскресенье. У меня нет объяснений. Я сыт по горло».
Риккардо не везет больше года
Досрочное завершение заезда в Мехико из-за отказа сцепления стало далеко вторым подряд и восьмым в сезоне вообще. Но если повнимательнее рассмотреть все неполадки, случавшиеся на машине Даниэля, можно удивиться еще сильнее.
Во время гонки в США мотор на его машине потерял мощность.
Во время квалификации на японской «Сузуке» двигатель перестал выдавать необходимые показатели. Результатом стала 15-я стартовая позиция и лишь четвертое место.
На Гран-при России австралиец стартовал с последних мест из-за штрафа в 40 позиций за внеплановую замену мотора и завершил гонку шестым.
В Монце Риккардо потерял 30 позиций на старте из-за перерасхода компонентов мотора. Однако в самой гонке его ждал еще один отказ сцепления.
В Германии Дэн стартовал с отягощением в виде 20 позиций штрафа за очередные замены компонентов мотора. И не добрался до финиша из-за отказа силовой установки.
В Австрии отказала выхлопная система.
На «Поль-Рикаре» с переднего антикрыла машины сорвало несколько важных элементов, но Риккардо сумел финишировать четвертым.
На Гран-при Бахрейна отказала электроника.
11 месяцев назад в Абу-Даби Медоед не добрался до финиша из-за поломки гидравлики.
Ровно год назад в Мексике отказала свежая турбина — даже несмотря на очередные 20 позиций штрафа.
Но началось все 13 месяцев назад в США — именно там у него впервые за два года отказал мотор.
Итого с учетом проблем из Монако и Мексики Даниэль пережил проблемы в 13 заездах. Если не учитывать кризисный «Макларен» и экспериментирующую с «Хондой» «Торо Россо», такого внушительного количества поломок не было больше ни у одного пилота.
Риккардо не саботируют
После изучения списка сходов вряд ли кто-то удивится наводнившим глобальную сеть слухам и предположениям об изощренной мести «Ред Булл» из-за обиды на грядущий переход австралийца в «Рено» в 2019-м. Однако проблемы на болиде Даниэля начались задолго до объявления о контракте с французским автопроизводителем (австралиец подписал его в середине сезона). Более того, судя по всему, именно постоянные беспричинные отказы и подтолкнули самого жизнерадостного пилота попробовать себя где-то еще — все-таки в «Рено» Карлос Сайнс и Нико Хюлькенберг пережили лишь по три крупные поломки за тот же период времени. И лишь половина из них вызвана работой мотора, в то время как Риккардо пострадал из-за плохой работы французского агрегата восемь раз.
По другой распространенной версии, «Ред Булл» решил попридержать своего гонщика в угоду Максу Ферстаппену, поскольку голландца хотят сделать лидером и будущим чемпионом. Вот только почему-то происки австрийцев не помешали Дэну отобрать у напарника престижный рекорд самого молодого обладателю поула, да и намного громче о таланте голландца говорит счет 15:4 в квалификационном противостоянии между товарищами. Вряд ли Максу нужна помощь.
К тому же, цена за подобную стрельбу по собственным ногам попросту велика: ведь если бы Риккардо после Монако набрал сходные очки с Ферстаппеном, с учетом всех поправок «Ред Булл» стал бы третьей командой, вплотную подошедшей к 500 баллам в Кубке конструкторов. «Феррари» и «Мерседес» оказались бы совсем недалеко, а 2018-й стал бы самым успешным сезоном «быков» за последние пять лет. Ни одна серьезная команда не откажется от возможности побороться за дополнительные деньги — да есть и куда более надежные, проверенные временем и действенные способы отбрасывать неугодного гонщика назад. Да, речь идет о старых добрых медленных пит-стопах, неудачных альтернативных тактиках или даже невовремя установленных колес. Каждый болид стоит миллионы долларов, так что добровольно выводить из строя детали с риском испортить всю ценнейшую конструкцию попросту ради каких-то там разборок между гонщиками попросту глупо.
Не видит какого-то заговора и сам гонщик.
«Вряд ли это произошло из-за того, что кто-то из моих механиков что-то не так сделал. Просто неудачное стечение обстоятельств. Технические отказы – одна из причин, почему я недолюбливаю автоспорт. Но это мне известно с детства, со времен картинга.
Помню, мне было лет девять, и в один из уик-эндов двигатель на карте работал с перебоями. Мы все перепробовали, но ничего не помогло. Нам пришлось вернуться домой. В следующий уик-энд мы приехали на тренировки. Карт вообще заранее не трогали, просто погрузили в фургон, потом выгрузили, выкатили на трассу, и все прошло прекрасно – не было никаких проблем.
В тот день я понял, что с машинами бывают всякие странности. Я говорю «странности», хотя вместо этого слова можно было бы использовать много других! (смеется)».
Так почему же его болиды так часто ломаются?
Двигатель «Рено», стоящий в болидах «Ред Булл», все-таки до сих пор серьезно уступает агрегатам «Феррари» и «Мерседеса» по мощности. Потому у «быков» остается только одна возможность не вылетать из лидирующей группы: выжимать намного больше соперников из каждой детали шасси и прочих элементов собственной разработки. Повышенные требования выдвигаются и к компоновке моторного отсека, и к более рискованным конструкторским решениям — технический штаб австрийцев старается агрессивно облегчать детали параллельно повышениям эффективности в борьбе за одну-две лишние тысячные секунды.
Однако с повышением нагрузки на элементы болида растет и риск их отказа — именно поэтому Риккардо чаще прочих сталкивался не только с падением мощности, но и с поломками антикрыльев, сцепления, электроники, гидравлики и выхлопной системы. Если в неполадки в силовых установках еще теоретически можно свалить на «Рено», то за все остальные детали отвечает исключительно «Ред Булл».
«Они не в первый раз в этом году сталкиваются с проблемами со сцеплением, – рассказал авторитетный технический эксперт Крэйг Скарборо в разговоре с журналистом Motorsport Питером Уиндзором. – В последние два сезона исторически эта система превратилась в слабое место «Ред Булл». Что могло привести к его поломке? Развороты в практиках, слишком резкий старт, агрессивное включение после пит-стопа, брак материала либо сборки, перегрев, дефект материала — повлиять могло что угодно. После введения нового регламента «Ред Булл» постоянно старается добиться максимальной эффективности: в 2018-м им удалось скомпоновать детали в невероятно маленькие боковые понтоны. Сцепление им производит эксклюзивно одна немецкая фирма, и сами по себе они очень надежны. С другой стороны, еще совсем недавно они пользовались продукцией британцев из AP, знаменитой по большому числу клиентов в паддоке и многолетней серии гонок без отказов — вероятно, «Ред Булл» стремился улучшить старты и получить возможное преимущество в производительности над конкурентами».
Возможно, именно то же самое происходит и с остальными частями болида австрийцев.
Кстати, Ферстаппен тоже страдает от технических проблем — просто они по большей части проявляются в практиках и квалификациях и не дают о себе знать в гонках. Такова судьба везунчиков, хотя в начале прошлого сезона после 5 технических сходов в 11 Гран-при Макса успели окрестить «убийцей болидов». Даниэля же никто не спешит награждать похожим обидным прозвищем.
Риккардо не хотел возвращаться за руль
Сразу после схода в Мексике раздосадованный австралиец натурально собирался все бросить.
«Не вижу смысла приезжать на следующие две гонки, – объявил он в прямом эфире телеканала Movistar. – Машина… Пусть Пьер Гасли ее водит. С меня хватит».
Репортеры испанской медиакомпании после опубликовали слухи, согласно которым «Ред Булл» в самом деле рассматривал вариант о досрочном переводе французского гонщика из «Торо Россо» (Пьер займет место Риккардо в начале следующего сезона), но обсуждения, как выяснилось, касались только шинных тестов в Абу-Даби. Видимо, Кристиан Хорнер и Гельмут Марко нашли нужные слова, ведь спустя пару дней Дэн все-таки остыл и обратился к подписчикам инстаграма с более радостными вестями.
«Прежде всего, я буду участвовать в двух оставшихся гонках сезона, ведь это моя работа, и мне не нужно ничего другого. Я смотрю на наших парней, напряженно работающих, чтобы мы полностью выложились в двух оставшихся гонках до нашего расставания. Я приму в них участие, мне просто необходимо было отдохнуть пару дней».
Судя по всему, руководители «Ред Булл» клятвенно пообещали австралийцу предоставить ему нормально машину хотя бы на два последних Гран-при. Или хотя бы позвонили в штаб «Охотников за привидениями».
Фото: globallookpress.com/imago/Hoch Zwei (1,4), picture alliance/Hoch Zwei, Uli Deck/dpa, Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Mark Thompson (6,7)
Дэн, видимо, поговорил с Кими) У того тоже были проблемы с ведром 2006 года. Тогда всякие видные эксперты заявляли, что это, типа, не Макларен ведро построил, а Кими своим стилем пилотажа убивает технику. В конце концов, все признали, что Кими не виноват, а машина и правда говно. Но Кими к тому времени уже был в Феррари)
А Ричи будет в Рено.
И началось все это после встречи с Матешицем в Австрии. "Посмотрим, как будут развиваться события" сказал Рик. Ну и смотрим.