«Я в дерьмовой ситуации». Главный крэшер «Формулы-1» на пороге дисквалификации
Нет, это еще не Феттель.
Пока итальянская пресса требовала линчевать лидера «Феррари» Себастьяна Феттеля за очередную ошибку на Гран-при США, главный Мистер Авария современной «Ф-1» сумел избежать повышенного внимания к своему уникальному достижению. Но вспомнить о нем все-таки стоит, ведь он набрал 10 штрафных очков за год и вплотную подошел к возможной дисквалификации на один Гран-при (нужны еще два балла). Более того, он стал самым «штрафуемым» пилотом с 2014 года с 19 очками, обогнав Макса Ферстаппена, Маркуса Эрикксона, Даниила Квята, Себастьяна Феттеля и даже главного грубияна «Ф-1» Кевина Магнуссена.
Этим «героем из тени» стал на первый взгляд тихий Ромен Грожан — некогда чемпион «Формулы-Рено», «Формулы-3», GP2 и AutoGP. Раньше его считали одним из самых талантливых молодых пилотов поколения, но спустя девять лет после дебюта в «Ф-1» многие помнят француза больше не за подиумы и обгоны, а за аварии и поваренные книги.
«Иногда я получаю штрафы по непонятным мне причинам, – прокомментировал ситуацию парень из «Хааса». – Да, я в дерьмовой ситуации. Хорошо, что один балл снимется после следующей гонки. Нужна ли в «Ф-1» система штрафных очков? Не знаю. Введите ее в NASCAR, и гонщики будут получать дисквалификации по три раза в год. Надеюсь, звезды сойдутся, и все обойдется».
Передряги Грожана за последний год
Вряд ли Ромену уместно было говорить о непонимании получения штрафа на Гран-при США: судя по его столкновению с Шарлем Леклером (оштрафован на 1 балл), стюарды откровенно пожалели француза. Обычно и за меньшие прегрешения вроде несоблюдения желтых/синих флагов, слишком медленную езду за автомобилем безопасности или занятие неверной позиции на стартовой решетке судьи выдают по два очка. А наказать Грожана было за что — вот что о его ошибке говорит эксперт школы вождения Скотт Мэнселл.
Смотреть с 6:20
«Ромен двигался слишком быстро в точке торможения, догоняя соперников, и заблокировал левую шину — что случается довольно часто, поскольку трек здесь идет по нисходящей. Однако он попытался повернуть и попасть на апекс прямо вот так, еще раз подчеркивая, что он ехал слишком быстро. Леклер же предоставил ему достаточно пространства шириной в машину или даже две на внешней траектории — специально на случай, если кое-кто выйдет слишком широко. Однако взгляните на линию, по которой Грожан пытался попасть на апекс — он двигался практически наискосок треку и выдавливал самого себя слишком широко, что является стандартным рецептом катастрофы. Когда ты на внутренней траектории, необходимо сперва замедлить машину, и лишь затем отворачивать, чтобы никого не выпилить. Когда требуешь от болида более быстрого замедления при одновременном более резком отвороте, шины не могут справиться со всеми пожеланиями — в них заключен определенный уровень сцепления, и они не могут его превысить. Так что подобные моменты всегда, всегда заканчиваются контактом. Полностью вина Грожана — он входил в поворот слишком быстро».
За меньший проступок в виде «игнорирование синих флагов» на Гран-при Сингапура Ромен получил два балла. Тогда он всего-то увлекся обороной от Сергея Сироткина – никто в итоге не разбился и не пострадал.
Но настоящая «дорога ярости» случилась у гонщика «Хааса» на Гран-при Великобритании. Сперва промазал по кнопке закрытия DRS на руле и улетел в гравий и барьеры во время практики.
Затем столкнулся на старте гонки с напарником.
А после жестко выбил Карлоса Сайнса благодаря все тому же перебору со скоростью на входе в вираж и недостаточной поворачиваемости.
На домашнем Гран-при Франции Грожан тоже отличился, разбив болид о барьеры в квалификации. Пикантность инциденту добавляют огромные зоны безопасности «Поля-Рикара» с полосами асфальта разной степени сцепления, специально созданными для предотвращения поцелуев со стенами. Однако истинному мастеру, как выяснилось, они помешать не в состоянии.
В гонке же Ромен нашел на самом старте болид Эстебана Окона и крепко вдарил по нему. Результат — два штрафных балла.
Смотреть с 1:42
На Гран-при Испании гонщик «Хааса» упорно давил на газ даже после разворота — и закономерно выбил страйк.
А на Гран-при Азербайджана перепутал кнопки на руле и повернул в стену в режиме автомобиля безопасности.
Кстати, Окон не в первый раз попался под колеса Грожану — они уже встречались на Гран-при Бразилии 2017 года. Тогда Ромен прервал впечатляющую серию Эстебана по финишам подряд начиная с первой гонки в карьере.
А на прошлогоднем Гран-при Мексики гонщику «Хааса» хватило и трех кругов в практике, чтобы ушатать машину
Вообще Ромен любит продолжать давить на газ, если что-то идет не так — именно так он справлялся с недостаточной поворачиваемостью на Гран-при Японии 2017 года.
Грожан всегда был таким
На самом деле, уже в дебютный сезон в «Ф-1» в 2009 году француз прежде всего запомнился именно замашками отпетого боулингиста.
Но не всегда страдал кто-то еще.
После подобных перфомансов вкупе со слабыми результатами (Ромен ни разу не финишировал выше 13-го места) пилота на два сезона вернули в GP2. Там он продолжил свое разрушительное дело.
Да и после чемпионского титула в лучшей молодежной серии и возвращения в «Ф-1» Грожан не изменился. Все так же провоцировал всяческие аварии, нещадно выбивая соперников.
Со временем он возвел красивые крэши в ранг произведений искусства.
Да и вообще, про его фэйлы можно делать целые длительные нарезки — вот только инцидентов с ним было так много, что вряд ли кто-то вспомнит их все.
Именно из-за Грожана и ввели систему штрафов
В 2012 году Ромен спровоцировал один из крупнейших завалов последних лет, неистово торпедировав половину пелотона на Гран-при Бельгии.
Тогда-то он и получил первую дисквалификацию по совокупности столкновений с нескольки предыдущих Гран-при. Однако по завершению сезона ФИА задумалась о формировании системы, аналогичной используемой на обычных дорогах для контроля над злостными рецидивистами по части нарушения ПДД. В итоге накопление баллов в суперлицензии уверенно отслужило почти пять лет — но Ромен и здесь рискует стать первым «счастливчиком». Воистину стабильность — признак мастерства.
Почему Грожан до сих пор гоняет в «Ф-1»
Несмотря на все аварии француз остается чрезвычайно быстрым пилотом. На его счету десять подиумов (в том числе 3 — в первом полном сезоне за «Лотус») и победа над Кими Райкконеном во второй половине 2013 года. После перехода в свежесозданный «Хаас» Ромен в первых же двух заездах в истории команды финишировал пятым и шестым, вопреки невысоким ожиданиям экспертов. Женевский повар продолжает тащить на себе американцев даже сейчас: именно ему принадлежит лучшее достижение конюшни (четвертое место в Австрии), он единственным из всего пелотона временами вплотную подступает по чистой скорости в квалификациях к гонщикам «Ред Булл» и даже утешает персонал в самые трудные мгновения.
Отличные выступления Грожана напрямую связаны с авариями, поскольку происходят из тех же особенностей пилотажа – их вкратце можно описать как «максимально позднее и резкое торможение». Кстати, обычно в паддоке самым позднозамедляющимся гонщиком называют Льюиса Хэмилтона, но, вообще говоря, подобная характеристика не совсем верна: англичанин тормозит в максимально поздней «безопасной» точке, редко пропуская необходимые моменты для нажатия педали. Ромен же всегда начинает замедление значительно позднее, практически на самом пределе — и часто переступает за черту, входя в виражи на слишком большой скорости с тараном соперников либо срывом задней части болида. Уместнее всего сравнивать с французом «квадратный стиль» Макса Ферстаппена, но голландец все-таки задерживает торможение ради максимального «спрямления» траекторий и выигрыша в максимальной скорости в конце прямых. Грожана же интересует именно наибольшая средняя скорость, потому он нередко начинает заворачивать в виражи еще до конца торможения (как и случилось при столкновении с Шарлем Леклером в США) — здесь и кроются его психологические проблемы. Данная ошибка целиком и полностью исходит из ментальности: ее диктует неспособность контролировать ритм пилотажа и ожидать конец торможения с достаточной выдержкой. Судя по всему, именно из-за нее Ромен и обращался к психологу — временные улучшения проявились вплоть до 2017 года, превратив француза в очень быстрого гонщика, но теперь все вернулось обратно.
Тем не менее, нынешние проблемы связаны не только с психологией: подобный гоночный стиль очень сильно нагружает тормоза. Настолько, что вот такая ситуация вполне нормальна.
Даже больше: именно системы замедления становятся ключевыми в болидах Грожана, ведь для ментального спокойствия (и, как следствие, отсутствия ошибок) французу требуется полная уверенность в их надежности. Ромен должен знать, что машина замедлится, как он пожелает, потому как в противном случае он начинает осторожничать и серьезно теряет в скорости. «Хаас» же все три года переживал постоянные проблемы с тормозами: они перепробовали целую кучу моделей суппортов самых разных брендов, но все никак не могли подобрать подходящий своему лидеру вариант. Судя по всему, разработка продвинулась не особо далеко: Грожан перестал жаловаться на замедляющие системы еще на Гран-при Австрии, но аварии никуда не исчезли.
В прошлом году перед гонкой в Мексике француз посетовал на местный разреженный высокогорный воздух: из-за него тормоза перегревались еще сильнее обычного, мешая Ромену атаковать на привычном уровне. Так что если «Хаас» так и не решил проблемы с суппортами и надежностью, мы увидим новый выпуск боулинг-сериала уже в ближайшие выходные, а шансы на дисквалификацию Грожана вырастут до небес. Все-таки зрелые 32-летние гонщики обычно пилотажный стиль не меняют.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei
ахахахахахха
А Мальдонадо все равно никому не превзойти)