От перемены мест
Приходится констатировать, что к сожалению, нынешний российский Гран-при, в пятый раз прошедший в Сочи в последний уик-энд сентября, не оставит после себя добрую память. Редкостная ситуация - на подиуме Гран-при России незаметно было радости на лицах призеров гонки. И это не было следствием каких-то трагических событий, произошедших ранее. Нет, просто радости особой ни у кого из призеров Гран-при не было, да и не должно было быть при таком раскладе. Еще удивительно, что наиболее жизнерадостным, с неким подобием улыбки выглядел Себастьян Феттель. Хотя ему то радоваться точно было нечему. Третье место в Сочи позади гонщиков Mercedes по большему счету означало, что Себ проиграл этот чемпионат.
Но и поклонникам Mercedes, завоевавшего в Сочи победный дубль, радоваться по большему счету тоже было нечему. Слишком некрасиво оказался обставлен этот победный дубль, этот, на первый взгляд, триумф. Когда у одного гонщика, Валттери Боттаса, попросту говоря, отобрали победу, чтобы отдать ее лидеру команды и чемпионата, Льюису Хэмилтону.
Хотя "Сочи Автодром" уже успел стать традиционно трассой Mercedes, у поклонников Ferrari перед уик-эндом была надежда. Ведь год назад именно красные болиды внезапно оказались быстрейшими в Сочи. "Скудерия" фактически доминировала и по ходу тренировок, и в квалификации, забрав себе первый ряд полностью. Это было удивительно на трассе, где ранее Mercedes имел явное преимущество. Победа правда год назад все равно ушла к "серебряным". Но тут уж Валттери Боттас здорово действовал на старте, пройдя две Ferrari, и затем сильно провел первую половину дистанции. Валттери тогда фактически вырвал победу из рук Ferrari.
В этом году "Скудерия" серьезно прибавила на скоростных трассах, силы соперников вообще подравнялись, и были все основания ожидать, что в Сочи Ferrari вновь будет быстра, как и год назад.
Оказалось, просчитались. Прошлый год оказался исключением из правила. В 2018-м Сочи вновь выглядел трассой "серебряных стрел". Порой создается впечатление, что компания, символом которой служит эмблема с трехлучевой звездой, выиграла тендер на победы в Гран-при России.
Ferrari возглавила протокол только по ходу первой пятничной тренировки, но Mercedes тогда даже не выезжал на более мягких шинах. Со второй тренировки "серебряные стрелы" лидировали.
Квалификация показала что успех Ferrari в Сочи станет следствием разве что каких-то невероятных событий в гонке. Поскольку темпа, позволяющего бороться с Mercedes "Скудерия" и близко не продемонстрировала. За поул гонщики Ferrari фактически не смогли побороться, и если Феттель уступил времени поула еще более-менее, около 0,6 с, то Кими Райкконен, показавший четвертый результат, проиграл уже почти целую секунду.
Поул-позицию разыграли между собой гонщики "серебряных стрел". Причем на этот раз поул уверенно взял Валттери Боттас. Финн показал лучшее время в первой попытке в финале, а во второй еще смог улучшить результат. Льюис Хэмилтон был настроен отыграться во второй попытке, после первого сектора он шел с превышением графика поула, но на втором совершил ошибку и прервал попытку. Стало ясно, что на этот раз Льюис уступил напарнику. Для Валттери нынешний сезон складывается сложно, неудачно, но в Сочи финн всегда пилотировал здорово. Выше уже упоминалась его первая победа в Ф1, добытая как раз на Черном море. На этот раз Боттас впервые завоевал в Сочи поул-позицию. Она была для Валттери шестой в карьере и второй в этом году, после Австрии, еще одной трассы, где Боттас пилотирует отлично.
Но еще до старта гонки заходили разговоры, в какой мере Боттасу будет позволено бороться в этом Гран-при. Ведь ранее Тото Вольфф уже заявлял, что теперь Mercedes будет при случае использовать командную тактику. К сожалению, худшие из предположений оправдались в гонке. Для самого Валттери наверно лучшим вариантом было бы, чтобы он лидировал, а Хэмилтон уступил кому-то из соперников. Только такой расклад вероятно позволил бы Боттасу выиграть этот Гран-при...
В прошлом году многие сетовали, что в Сочи практически не было обгонов. В этом году об отсутствии обгонов жалеть никак не приходилось.
Все началось еще на одном из первых кругов гонки, когда сошлись Шарль Леклер и Кевин Магнуссен. Оба блестяще квалифицировались. Кевин пятым, Шарль седьмым. Понятно, это произошло в некоторой степени в отсутствие Red Bull, у которых была замена элементов двигателей и их ждал старт из последних рядов, а потому в квалификации они "не рвали когти". Но тем не менее.
В начале гонки Леклер прессинговал Магнуссена, атаковал его с внешней (!) стороны затяжного скоростного третьего поворота и вышел вперед к торможению перед четвертым. Шарль прошел соперника по внешней стороне самого затяжного поворота чемпионата! Это был супер маневр, ставший украшением этой гонки.
Немало экспертов высказались позднее в духе, что поэтому Шарля Леклера и взяли на следующий год в основной состав Ferrari.
Мощно прорывались из хвоста пелотона и пилоты Red Bull, Макс Ферстаппен и Даниэль Риккьярдо. Особенно преуспел Макс, буквально прошивающий пелотон насквозь. В день гонки у Ферстаппена был день рождения, ему исполнился 21 год. Нельзя представить, чтобы день рождения прошел более славным образом. Макс сделал подарок не только себе - всем поклонникам Ф1. Уже ради его гонки можно было бы посмотреть гонку в Сочи. Макс совершил массу обгонов, еще не настал десятый круг гонки, когда голландец уже был пятым, позади только двух Mercedes и двух Ferrari. Затем пилоты лидирующей группы стали отправляться на пит-стопы, и Ферстаппен, находившийся на альтернативной тактике - стартовал на более жестких шинах, чтобы перейти на более мягкие на второй половине гонки, возглавил пелотон. Макс долго лидировал, более 20 кругов. Жаль, что на финальном отрезке ему не удалось вмешаться в разборки за подиум, слишком велик был гандикап. Но гонка получилась шикарная, не зря за него проголосовали в номинации "Гонщик дня". Макс отпраздновал свое европейское совершеннолетие, теперь ему могут наливать крепкие напитки в любом баре (при наличии документа), что ж, он имел полное моральное право отпраздновать по-взрослому.
Тем не менее, в чем-то прошлогодняя гонка все равно была интереснее. Была тогда явная интрига в борьбе за победу, Феттель, проиграв старт Боттасу, пытался отыграться, у него были шансы вплоть до финиша. Это держало в напряжении. На этот раз как таковой борьбы за первое место не наблюдалось.
Себастьяну следует отдать должное - он не раз смог навязать борьбу своему главному сопернику. Ferrari в гонке конечно смотрелась посильнее, чем в квалификации. Но этого было недостаточно.
Феттель стартовал лучше Хэмилтона, в то время как Боттас уверенно выиграл старт. Себ практически уже смог опередить Льюиса, но тот воспользовался слипстримом позади болида напарника на длинной прямой, ведущей ко второму повороту, и на торможении смог вырваться вперед, даже оказав некоторое давление на Боттаса.
Вторая попытка произошла по ходу пит-стопов, и на этот раз прошла удачно. Первая тройка пилотов останавливалась друг за другом, волну пит-стопов открыл лидер Боттас на 12 круге. Следом пит-стоп провел Феттель на 13 круге, еще кругом спустя пит-лейн посетил Хэмилтон. Лишь Кими Райкконен немного оттянул свой пит-стоп, что позволило ему лидировать несколько кругов.
Самый важный момент здесь - Ferrari удалось переиграть Mercedes на пит-стопе. Хэмилтон, возвращаясь на трассу, выехал бок о бок с Феттелем, и все-таки уступил ему позицию. За счет пит-стопа Ferrari смогла отыграть отставание Себа от Льюиса. Давненько не доводилось видеть столь удачных действий "Скудерии" по тактике. Тото Вольфф чуть не проломил кулаком рабочий стол.
Болельщики Ferrari ликовали, ликовали и в боксах "Скудерии". Это было то, что необходимо Феттелю в данных обстоятельствах в Сочи. Но ликовать пришлось недолго.
У Ferrari Феттеля не оказалось темпа против Льюиса. Хэмилтон быстро восстановил статус-кво, сделав это на трассе.
Льюис атаковал сначала на длинной прямой перед вторым поворотом, Феттель с трудом отразил атаку на торможении, блокировав Хэмилтона. После чего Льюис пошел в атаку в третьем повороте и уверенно вышел вперед на торможении перед четвертым. Шикарный, мастерский обгон. Этот обгон стал словно отражением всего чемпионата. Льюис вновь провел демонстрацию силы, показал, кто сильнейший на данный момент.
Вот в этот бы момент и остановиться. Гонка в Сочи с победой Боттаса после довольно неудачно складывающегося сезона, с шикарным обгоном Леклером Магнуссена, с прорывом и лидированием Ферстаппена, с обгоном Хэмилтоном Феттеля, который вероятно может стать одним из ярчайших эпизодов их борьбы за титул. Такая гонка в Сочи, завершившаяся убедительным дублем Mercedes, по-настоящему удалась бы.
Увы, стратеги Mercedes испортили столь неплохо складывавшуюся гонку. Не знаю, зачем Тото Вольффу портить себе карму. Впрочем, он далеко не первый и наверняка не последний. Жан Тодт, Росс Браун принимали очень жесткие командные решения, а теперь они во главе спорта. Почему бы теперь подобное решение не принять Вольффу, харизматичному руководителю Mercedes. Это решение идет на пользу сражению его команды, его гонщика за титул. Совершенно не удивлюсь, если лет через двадцать мы увидим и Тото где-то в верхних эшелонах управления спортом. Он потянет.
Безусловно, командная тактика в традициях Ф1 и в целом европейских гонок. Но бывают случаи, когда командная тактика оправдана и уместна, а бывают - когда неуместна и попросту очень некрасива. Верхом абсурда была Австрия'2002. Тогда у Ferrari не было абсолютно никакой необходимости использовать командную тактику, так как Михаэль Шумахер и так лидировал в чемпионате с огромным преимуществом. Рубенс Баррикелло проводил отличный уик-энд и был быстрее партнера по команде. Тем не менее, Рубенса вынудили пропустить Шумахера. Тот эпизод стоил репутации Ferrari и еще долго тянулся шлейфом по другим гонкам 2002 года, когда Ferrari "извинялась" перед Рубенсом и ФИА. Для самого Баррикелло та гонка стала знаковой для всей его карьеры.
Ныне ситуация очень похожа. Хэмилтон и так имеет значительное преимущество перед Феттелем. Такая победа, отобранная у Боттаса, попросту некрасива. Как и в случае с Баррикелло, у Боттаса его собственная команда украла победу.
У Льюиса могло быть очень красивое второе место, запомнившееся отличным обгоном Феттеля, и 43 очка преимущества в придачу. Теперь у него целых 50 очков преимущества. Но такую победу вряд ли захочется вспоминать. Я не удивлен, что Хэмилтон не радовался после финиша. Уверен, он, как настоящий спортсмен, прекрасно понимает цену такой победы.
Что касается Боттаса, после такого эпизода гонщик может очень долго оправляться. Очень сложно психологически вновь бороться с напарником на равных после подобного случая. Тут надежда только на стойкий невозмутимый финский характер.
Как сказал Льюис после финиша, "Валттери проявил себя как настоящий джентльмен". В том-то и дело, что в гонках быть джентльменом зачастую очень лишнее.
Возможно, у каждого Шумахера свой Баррикелло.
Кстати, был в Сочи еще один пример командной тактики. Racing Point Force India махнула своих пилотов местами, чтобы Серхио Перес попытался опередить Кевина Магнуссена. В команде сейчас все строго с командными приказами, после столкновения в Сингапуре гонщикам запретили бороться друг с другом на трассе. Но у Чеко не вышло опередить Магнуссена, и тогда он вновь пропустил вперед Эстебана Окона. В данном случае, все эффективно и для команды, и честно по отношению к гонщикам.
Первые три команды финишировали как по ранжиру, словно в Барселоне: два Mercedes, две Ferrari, два Red Bull. А следом на седьмом месте Шарль Леклер - и он единственный представитель средней группы, финишировавший в одном круге с победителем гонки. Блестящая гонка юного Шарля. Sauber в Сочи вообще предстал в отличной форме, Маркус Эриксон, как и напарник, пробился в Топ-10 квалификации, и это незаурядный успех для швейцарской команды в этом году. Но в гонке шведу не удалось выступить столь же успешно.
Кевин Магнуссен выступил очень успешно, финишировав восьмым. Его напарник Роман Грожан также неплохо смотрелся в Сочи, но гонку закончил на пороге призовой десятки. Окон же с Пересом на пару вновь принесли очки своей команде. Что не удалось, к примеру, Renault. Борьба в средней группе кипит очень напряженная, интересная, то одни, то другие вырываются вперед.
Без очков вновь и McLaren, и Williams, как и Toro Rosso, но болиды из Фаэнцы вообще стали единственными сошедшими, еще в начале гонки. Картина же Стоффеля Вандорна позади Лэнса Стролла была весьма красноречива. В начале сезона еще были живы иллюзии, что у McLaren есть скорость. Такие гонки как Сочи, а их было немало в этом году, говорят лишь, что это была лишь иллюзия. Фернандо Алонсо то оказался ненамного выше. McLaren вновь где-то вровень с Williams. Две великие команды с исторической точки зрения, но обе - давно уже не топ с фактической. В этом году явно проявилось, что в Уокинге разучились побеждать, разучились добиваться успеха, разучились строить быстрые машины. Раздрай последних лет не мог пройти даром.
К сожалению, Сергей Сироткин не смог добиться успеха в дебютном домашнем Гран-при. Несмотря на старт с достаточно высокой, 13 позиции и квалификационную победу над напарником, в самом начале гонки Сергей оказался зажат между соперниками, что сразу же испортило ему весь ход гонки.
После финиша Гран-при для команд началась другая гонка, так как уже в следующий уик-энд Гран-при Японии на Сузуке. Необходимо было срочно все собрать и отправить небом в Японию, где в свою очередь началась бы новая гонка. Бесконечная гонка. Эта спарка: Сочи - Сузука, пожалуй, тяжелейшая для команд в этом году.
Но главное, похоже, все-таки состоялось в Сочи. Эта гонка стала предвестником поражения Феттеля и Ferrari в погоне за титулами в этом году.