Заявка на титул
Победа Льюиса Хэмилтона в Гран-при Сингапура выглядит очень серьезной заявкой британца на титул чемпиона мира в этом году. 40 очков преимущества над Феттелем - это действительно много. Но главное - это уверенность, с которой Льюис победил на трассе Марина Бэй.
В послегоночном интервью Дэвид Култхард очень точно подметил, что сентябрь становится месяцем Льюиса. Он одержал потрясающую победу в Монце, вырвав ее из рук пилотов Ferrari, а в этот уик-энд проехал великолепный круг в решающей сессии в квалификации, который принес ему поул. Поул на трассе, где по привычке ждали успеха Ferrari или Red Bull. Ведь в последние годы доминирования Mercedes именно на медленных городских трассах, таких как Монако и Сингапур у "серебряных стрел" возникали сложности. Зато болиды "Скудерии" и Red Bull выглядели превосходно.
Но в этом году ситуация стала выравниваться. На скоростных автодромах, где ранее преимущество Mercedes было подавляющим, Ferrari смогла догнать своего принципиального соперника. В свою очередь, Mercedes подтянул форму на медленных трассах. В 2018-м "серебряные стрелы" не испытывали проблем ни в Монако, ни в Венгрии, и вот теперь в Сингапуре. И доказательство этому - даже не поул Льюиса, который всегда можно списать на выдающиеся качества этого гонщика. Гораздо показательнее четвертое место в квалификации Валттери Боттаса, который всего десятую долю секунды уступил Феттелю и опередил Кими Райкконена на Ferrari и Даниэля Риккьярдо на Red Bull. Притом Риккьярдо последние годы в Сингапуре выступал очень уверенно, и пару раз был даже близок к победе. Но не в этот раз.
Несмотря на уверенную форму по ходу тренировок, квалификация закончилась для Ferrari скорее разочаровывающе. Лишь третье место - это могло бы восприниматься позитивно на некоторых других трассах, но не в Сингапуре, где заранее ожидалось, что Ferrari будет сильнее. Мало того, что Хэмилтон продемонстрировал неудержимую прыть. Очень уверенно проехал и Макс Ферстаппен, всего три десятые уступивший обладателю поула, и примерно на столько же опередивший Феттеля. Что ж, от Red Bull в Сингапуре ждали высокой скорости. Вот только в отличие от Макса, Дэну Риккьярдо ее особо не удалось показать. Впрочем, для Ferrari возможно было бы даже лучше, если бы Максу удалось вообще прыгнуть на поул. Но не судьба.
Максу Ферстаппену давно привычно вклиниваться в сражения претендентов на титул, тем самым выступая некоторым помехой. Что ж, имеет право. Претенденты не какие-то "неприкасаемые". С Сингапуром у Ferrari с Максом пожалуй связаны особенные воспоминания. Год назад, когда на эту гонку у "Скудерии" возлагались особые надежды, Макс основательно смешал "красным" карты. Пусть это была не его вина. Но пожалуй именно в той гонке Ferrari и Феттель в основном и проиграли прошлогоднее сражение за чемпионат. Это затем пошли и последующие поражения, наматываясь как снежный ком.
В этом году Ферстаппен в Сингапуре вновь все время был рядом с Феттелем. И хотя в этом году ситуация была далека от прошлогодней катастрофы, но очки то Макс у Себастьяна смог отобрать, чем сыграл также на руку Хэмилтону. И гонка в Сингапуре прозвучала тревожным звоночком для шансов Феттеля на титул в этом году.
Себ и Макс пересеклись в паре острых эпизодов. Сначала на старте, который уверенно выиграл Хэмилтон, в то время как за его спиной в схватке за вторую позицию сошлись Феттель и Ферстаппен. Себастьяну не сразу удалось пройти Макса, парни поборолись, но в итоге Феттель нанес таки удачную атаку. И успел опередить Макса за мгновение до того, как на трассе был объявлен режим автомобиля безопасности.
В этом Гран-при Сингапура Серхио Перес стал заметным и даже ярким персонажем. Но явно не со знаком "плюс". На старте он вправил своего напарника, Эстебана Окона прямиком в стену. Это был первый шаг, после которого гонщики Racing Point Force India, удачно вдвоем квалифицировавшиеся в десятке лучших, в итоге не набрали в Сингапуре очков. Окон и вовсе стал единственным сошедшим в этой гонке. Удивительная статистика, кстати, для этой сложной гонки. Другая-то статистика как раз не подвела - еще ни разу не было случая, чтобы в Гран-при Сингапура на трассу хотя бы раз не выехал пейс-кар. Выехал и на этот раз - как раз благодаря Пересу и Окону.
Эстебан то все делал правильно, хоть и рисковал. Увидел место с внешней стороны поворота, протиснулся туда. Но напарник подтолкнул его прямиком в стену.
К Пересу еще вернемся, а пока вновь о Феттеле с Ферстаппеном. Они вновь сошлись после пит-стопов.
Как сказал Феттель после гонки, в Сингапуре кто лидирует - тот и контролирует гонку. Справедливо в общем-то для многих трасс, но для извилистых и узких городских, таких как Марина Бэй, особенно. Поэтому навязать что-то лидирующему Хэмилтону было проблематично. Надо было что-то изобретать, и в Ferrari попробовали сыграть тактически. В целом то, что Ferrari пытается рисковать с тактикой, не плыть по течению, а самим задавать игру, правильно. Страдает зачастую исполнение. Вот и в Сингапуре Феттеля зазвали на плановый пит-стоп (который к тому же оказался единственным) чуть ли не первым, уже на 14 круге. В Mercedes среагировали на этот раз четко по сопернику, и Хэмилтона зазвали на пит-лейн кругом позже. поставив ему вместо стартового состава HyperSoft наиболее жесткий в Сингапуре компаунд Soft. Логично - ехать-то теперь предстояло до самого финиша. Но в Ferrari зачем-то решили пооригинальничать, и Феттелю поставили свежий комплект UltraSoft. Рассчитывали, что Феттель взвинтит темп, и попробует опередить Хэмилтона, сейчас или позже. Вот только толку более мягкие шины не принесли. А ехать на них Феттелю также предстояло до самого финиша. И ближе к финишу резина начала "умирать", из-за чего Себ потерял темп, отстал от Хэмилтона с Ферстаппеном, и к нему начал подбираться идущий четвертым Боттас. Но это будет позже.
Пока же излишняя торопливость Ferrari с проведением пит-стопа привела к тому, что на трассу Феттель вернулся позади Переса. Пелотон к тому моменту не успел как следует растянуться. Льюис же после своего пит-стопа выехал впереди Чеко, розовая Force India которого теперь разделяла претендентов на титул. Конечно, в пользу Себа были свежие мягкие шины, и Переса он быстро прошел. Но все-таки успел потерять за ним время, да и на кондициях шин попытки атак на этой извилистой и узкой трассе сказывались не лучшим образом. Лучше было бы потратить этот потенциал шин, атакуя не Переса, а Хэмилтона.
В итоге потеря времени дорого обошлась Феттелю. Когда Макс Ферстаппен в свою очередь провел свой пит-стоп, он вернулся на трассу как раз бок о бок с Феттелем. Гонщики опять поборолись друг с другом колесо в колесо, в одно мгновение казалось, что Себу вновь удастся опередить Макса, но все-таки на этот раз верх взял голландец. По итогам пит-стопов Феттель потерял одну позицию, отвоеванную им на старте, и участие в этом Переса, как и раннее время пит-стопа Себастьяна в этом явно просматриваются.
Что касается тактики с шинами UltraSoft, то из лидирующей группы кроме Феттеля подобный выбор был сделан только для Риккьярдо, но Дэн к этому времени проехал уже почти полдистанции. В его случае такой выбор шин был оправдан, и перед финишем Даниэль действительно догонял Боттаса и Райкконена. Также UltraSoft выбирали некоторые из гонщиков средней группы, но не заметно, чтобы кому-нибудь такая тактика принесла успех.
В то время как Феттель неоднократно боролся в этой гонке с Ферстаппеном, борьба возникала и в других группах, образовавшихся в пелотоне, сражений по меркам городской гонки в целом было немало. Лишь Хэмилтон большую часть гонки ехал в гордом одиночестве, и контролировал ход гонки. Единственный по-настоящему нервный момент настал для Льюиса, когда он догнал группу круговых, которые плотно боролись между собой. Роман Грожан и Сергей Сироткин заставили Хэмилтона понервничать. В такой толчее можно ненароком оказаться выбитым круговым. Льюису далеко не сразу удалось продраться через эти дебри. Вдобавок ситуацией воспользовался Ферстаппен, отставание которого от 3-4 секунд сократилось до нуля. В этой заварушке Макс попытался было даже атаковать Льюиса, но британец сумел отбиться. После этого, довольно опасного эпизода, далее Льюис вновь контролировал ход гонки.
Грожан в итоге получил штраф за игнорирование синих флагов. Впоследствии штраф получил и Сироткин, но по другому делу. Обороняясь от Брендона Хартли, он заблокировал соперника, проехав слишком широко на торможении в повороте. По мне, 5 секунд штрафа за это было слишком сурово, ведь столкновения между соперниками даже не произошло, эпизод был сродни тому, когда два гонщика, сражаясь друг с другом, вдвоем промахиваются мимо шиканы. Возможно Сергею "навешали" по сумме обстоятельств, учтя его активное участие в сражении с Грожаном, когда на хвосте сидел Хэмилтон.
Вот другой то эпизод с участием Сироткина был гораздо более однозначным. Перес застрял позади Сергея после своего пит-стопа, застрял надолго. Темп Force India позволял идти быстрее, причем борьба то шла в глубине пелотона, в районе 15 места. Понятно, что Перес занервничал. Сироткин оборонялся спокойно и уверенно. В итоге после довольно красивой борьбы на протяжении нескольких поворотов подряд, Перес совершил просто необъяснимое действие, дернув машину в сторону соперника, в то время как они бок о бок ехали по прямой. Удивительно видеть такой эпизод в Ф1, а не где-нибудь в младшей серии. Болиды Сергея и Серхио столкнулись, но сам Перес на этом и потерял. В итоге эпизодом воспользовался Нико Хюлкенберг, разом двоих опередивший. Но на состоянии машины Сергея столкновение, конечно, сказалось.
Примером по-настоящему чистой, красивой борьбы была дуэль Шарля Леклера с Пьером Гасли за девятое место. Молодые гонщики перекрещивали траектории, Пьер несколько раз блокировал шины, и в итоге Леклер совершил красивый и чистый обгон. Настоящее украшение этого Гран-при.
В итоге гонка завершилась очередной уверенной победой Льюиса Хэмилтона. Несмотря на внешнюю легкость, она не далась легко. Хотя антураж Гран-при Сингапура сильно напоминает компьютерные игры, эта гонка физически тяжелейшая в календаре Ф1, максимально далека она от киберспорта. И по виду Льюиса во время послефинишного интервью это было заметно.
Но Хэмилтон сделал этот важнейший шаг. 69 победа в его карьере, уже седьмая по ходу 2018 года. Интересно, что в этот уик-энд Льюис взял в Сингапуре и свой четвертый поул на этой трассе, и свою четвертую победу. Сравнявшись с рекордами этого Гран-при, которые до того единолично принадлежали Себастьяну Феттелю. Символично.
Для Себастьяна Феттеля все сложилось не слишком отрадно. как и в Монце, ожидания были сверхвысокими, а итоговый результат, увы, увы...
Макс Ферстаппен провел отличный Гран-при, завоевав уверенный подиум и будучи близок к победе. Но Сингапур остается верен себе. В этом Гран-при побеждают только чемпионы мира.
Борьба второй группы лидирующей тройки команд оживилась ближе к финишу. Боттаса, идущего четвертым, догонял Кими Райкконен, того, в свою очередь догонял Дэн Риккьярдо. Порядок чуть отличался от первой тройки: Mercedes, Ferrari и Red Bull. При этом Валттери под конец гонки догонял Феттеля. Но до смены позиций здесь дело в любом случае не дошло, как и до каких-то решительных действий в плане попыток обгонов.
Наконец дополнили призовую десятку Фернандо Алонсо на McLaren-Renault, Карлос Сайнс, Шарль Леклер и Нико Хюлкенберг. Редкое в последнее время успешное выступление для Алонсо. Прекрасное выступление молодого гонщика Sauber. Удачный двойной финиш в очках для заводской Renault, в то время как Haas и Force India очков набрать не смогли, несмотря на успешную квалификацию для Грожана, Переса и Окона.
К сожалению, в отличие от Монцы, в Сингапуре Williams не отличался скоростью, поэтому, несмотря на боевитую гонку, ни Сергей Сироткин, ни Лэнс Стролл к призовой зоне не подобрались. Кевин Магнуссен, финишировавший на этот раз также далеко от очков, зато отметился впервые для себя новым достижением, установив лучший круг гонки, под занавес Гран-при на свежих шинах.
Хотя после Сингапура в календаре 2018 года прошло уже 15 гонок, впереди по-прежнему немало, целых шесть. Группа из трех "С" сейчас в самом разгаре: Сингапур, Сочи, Сузука. Российский Гран-при в ближайшее уже время, а сразу за ним легендарная Сузука в спарке из двух Гран-при. Несмотря на возросшее отставание Себастьяна Феттеля и Ferrari, у "красных" еще сохраняются неплохие шансы; очков будет разыграно еще немало, а скорость SF71H до последнего времени внушала в основном оптимизм. Но лишь время покажет, сможет ли "Скудерия" изменить ход этого сезона, или в Монце и Сингапуре мы стали свидетелями кардинального перелома в пользу Льюиса Хэмилтона.