Чистая агрессия
В новейшей гибридной турбоэре с 2014 года Mercedes безоговорочно доминировал в Монце благодаря своим силовым установкам, и это было крайне болезненно для Ferrari. Так было даже в годы, когда "Скудерия" выступала на уровне и боролась с "серебряными стрелами" - в 2015-м, 2017-м. Просто были трассы, больше подходившие "красным", и были трассы, больше подходившие "серебряным"; скоростные автодромы, и особенно Монца с ее прямыми были по факту территорией Mercedes. И лишь в 2018 году Ferrari приехала на свою домашнюю трассу не в статусе аутсайдера. Значительный прогресс в работе с силовой установкой, и в целом с машиной позволил "Скудерии" изменить баланс сил в Ф1 в свою пользу. Отныне Ferrari уже не уступала своим старым соперникам на скоростных трассах, что подтвердил Сильверстоун и, особенно, Спа. Но Монца - совершенно особенная трасса, и ее нельзя напрямую сравнивать даже с Сильверстоуном и Спа, знаменитыми своими скоростными поворотами. Хотя "Аутодромо Национале" имеет свои знаменитые скоростные повороты тоже, но в первую очередь это "моторная" трасса, где все решают прямые и мощность, и скорость на них. То, в чем недавно Mercedes чувствовал себя как рыба в воде.
Но все же ситуация в 2018-м действительно переменилась, и Ferrari подтвердила это по ходу тренировок. Феттель и Райкконен задавали темп на "Аутодромо Национале", хотя Хэмилтон держался поблизости. К сожалению, утром в пятницу Королевский парк накрыло дождем - легкое дуновение осени. Это сократило время на поиск настроек посуху. В остальном, тренировочные сессии, помимо впечатляющей скорости Ferrari, запомнились жесткой аварией Маркуса Эриксона, в которой, к счастью, пилот не пострадал, притом что машина была основательно разбита. Эта неделя выдалась тяжелой для Sauber.
Первый акт потрясающего сражения состоялся в субботу, во время квалификации. Тысячи тифози в красном, воодушевленные отличной формой "Скудерии", жаждущие триумфа на домашней трассе, которого так долго не было. Суббота оправдала ожидания болельщиков Ferrari в полной мере.
Это была захватывающая "перестрелка", по ходу которой сначала поставлены под угрозу, а потом и перебиты были старые рекорды Монцы, датирующиеся 2003-2004 гг. Льюис Хэмилтон дал настоящий бой гонщикам Ferrari, он явно не намеревался уступать. Для Льюиса это было привычно - в последние годы не было в Монце более успешного гонщика. Несмотря на отличный темп Ferrari, после первых попыток в финале на первой строчке красовался именно Хэмилтон, с новым квалификационным рекордом автодрома.
Льюис еще смог добавить во второй попытке, но этого не хватило для поула. Его результат сначала был перебит Себастьяном Феттелем, под оглушающий рев толп болельщиков. Но и это был еще не окончательный итог. Ибо следом за Феттелем свой потрясающий круг завершил Кими Райкконен. И именно "летучий финн" установил окончательное время поул-позиции. Легендарная квалификация! Финский ветеран дал настоящий бой. В прошлый раз он был на поуле на другой легендарной трассе, в Монако, год назад. И вот теперь Монца, священное место для Ferrari.
По итогам квалификации стоит также выделить отличное выступление Пьера Гасли, который прошел в Топ-10, неделей спустя очень уверенной гонки в Спа. Ни та, ни другая трасса не считались подходящими для Toro Rosso - Honda. Неожиданно неплохо выглядели в Монце представители Williams. Причем один из пилотов команды впервые в 2018-м прошел в Топ-10 квалификации. Это был Лэнс Стролл, который на удивление классно смотрится на трассах с длинными прямыми, столь разных как Монца и Баку. Был близок к финальной сессии и Сергей Сироткин, но небольшая ошибка не позволила ему пробиться в Топ-10, россиянин завершил квалификацию на 12 позиции.
При старте с первого ряда Ferrari, понятное дело, рассчитывала на максимальный результат. И он был, будем откровенны, действительно реален. Проблема была в том, что с таким раскладом были явно не согласны в Mercedes, и в первую очередь их лидер Льюис Хэмилтон.
Первый круг задал весь настрой этой потрясающей гонке. Пилоты Ferrari боролись друг с другом на старте. Кими выиграл старт с поула, но Феттель пытался его прессинговать, искал лазейки в двух первых шиканах. В конечном итоге это оказалось для Себастьяна не лучшей тактикой.
За спинами пилотов "красных" вовсю неистовствовал Льюис Хэмилтон. Британец явно не собирался отсиживаться позади, не собирался терять хоть малейший шанс вновь победить в Монце, на территории заклятого соперника. Льюис атаковал, и когда Феттель, по большему счету, подставился на подходе ко второй шикане, Roggia, Хэмилтон нанес свою разящую атаку, протиснувшись на внутренний радиус. Mercedes и Ferrari шли бок о бок, на лучшей траектории оказался Хэмилтон, и малейший контакт привел к развороту Себастьяна. Это был шок.
Что ж, в этом году в подобной ситуации оказывался и Хэмилтон, в Сильверстоуне. А для крутившего "жука" Феттеля все начиналось заново, и из хвоста пелотона. В боксы он вернулся с поврежденным передним антикрылом. Благо, пейс-кар был ему в помощь, ненадолго нейтрализовав гонку.
Хэмилтон был в эпизоде на старте показательно агрессивен, используя малейшую возможность для обгона. Феттеля и Хэмилтона эксперты сравнивают в малейших аспектах, безусловно они гонщики равного масштаба и таланта, но отличительной чертой Льюиса, его своеобразным почерком как раз являются риск и агрессия в пилотировании. В том числе, и при обгонах. В этом плане Льюис, позиционируя себя последователем Айртона Сенны, выглядит крайне органично.
Собственно, настрой Хэмилтона на победу в Гран-при Италии проявился уже на первом круге. Рестарт Льюис выиграл, повиснув на хвосте лидирующего Райкконена в "Параболике", и возглавив пелотон после удачной атаки на торможении перед первой шиканой. Но Кими был неподражаем, проведя контратаку на торможении в Roggia, и таким образом, восстановив статус-кво. Далее два этих потрясающих гонщика красовались во главе пелотона, Ferrari и Mercedes. Кими лидировал, но Хэмилтон не отпускал его.
Решающую роль сыграла тактика. Райкконен провел пит-стоп первым, на 20 круге, получив свежий комплект Soft. По всем раскладам этого комплекта должно было хватать до финиша. Но в Mercedes не стали буквально следовать тактике соперника. Льюис оставался на трассе, и для него наступил "хаммертайм". Это была захватывающая заочная дуэль: Кими на свежих Soft против Льюиса на стартовом комплекте SuperSoft. Хэмилтон атаковал, но Райкконен тоже; ни один из них не получал решающего перевеса. Но по всему выходило так, что Льюису не удавалось создать разрыва, достаточного, чтобы после пит-стопа опередить Райкконена.
Так и вышло. Когда Льюис совершил пит-стоп на 28 круге, получив в свою очередь свежий комплект Soft, он вернулся на трассу позади Кими. Первый акт этой дуэли остался за Райкконеном и Ferrari. Но радоваться было преждевременно.
Практически сразу же произошел важный эпизод. Себастьян Феттель после пит-стопа на первом круге прорвавшийся уже на четвертое место, опередив всех представителей средней группы и даже Ферстаппена, долгое время занимавшего третье место, но в свою очередь совершившего свой единственный пит-стоп, поехал на свой второй пит-стоп на 29 круге, на котором получил комплект SuperSoft. Шины Soft оказались в Монце не слишком выносливы. Понятно, что рассчитывать на то, что Феттель после пит-стопа на первом круге пройдет на одном комплекте всю дистанцию, было слишком опрометчиво. Но одно дело, если бы Себ перешел на SuperSoft ближе к финишу, и устроил бы под конец гонки стинт в квалификационном темпе... По факту же шин хватило чуть больше чем на половину дистанции. Из-за того, что Феттель постоянно атаковал, скользил, не всегда шел по оптимальной траектории, борясь с соперниками, его шины перегревались и начали пузыриться. Шины Soft от Pirelli - на них в конечном итоге лежит значительная доля поражения Ferrari в Монце.
После пит-стопа Хэмилтона в Mercedes не опускали руки и не переставали бороться за победу в Гран-при. Да, Льюис был позади Кими, но пелотон теперь возглавлял второй пилот Mercedes Валттери Боттас. А еще после Спа Тото Вольфф заявлял, что теперь настало время для командной тактики, и пришла пора Боттасу поработать на Хэмилтона. Что ж, это тоже традиционно для Ф1.
Райкконен по сути оказался в ловушке, заготовленной для него Mercedes. Одна "серебряная стрела" впереди, одна позади. Безусловно, Боттаса еще ждал пит-стоп, но он не был очень быстр на своем прошедшем уже приличную дистанцию стартовом комплекте шин. Но и обогнать Валттери было проблематично. Тем временем позади к Райкконену подбирался Хэмилтон. А шины у Кими изнашивались в погоне за Боттасом, к тому же они были "старше", чем у Льюиса. Патовая ситуация.
Когда Боттас наконец отправился на пит-стоп на 36 круге, Кими вновь возглавил гонку. Но Хэмилтон уже плотно сидел у него на хвосте, в зоне DRS. И сбросить его с хвоста, чуть-чуть оторваться, у Райкконена уже не получалось. Превосходный темп, показываемый им после пит-стопа, пропал, а задние шины выглядели все более изношенными.
Льюис терзал Кими попытками атак, и шины на болиде финского пилота все больше теряли кондиции. В конце концов, на 45 круге гонки Хэмилтон нанес разящую атаку на торможении в первой шикане. Неминуемое случилось. Хэмилтон возглавил гонку. На этот раз у Райкконена уже не было темпа, чтобы попробовать контратаковать, как это было после рестарта в начале гонки. Хэмилтон неудержимо полетел к победе в Гран-при Италии.
Незадолго перед обгоном за лидерство произошел любопытный момент в борьбе за третье место. Валттери Боттас нанес позднюю атаку на торможении перед первой шиканой на Ферстаппена, с внешней стороны трассы, но Макс попросту выдавил соперника на обочину. В итоге голландец получил за свои действия штраф, прибавленный к его времени на финише. хотя в прошлом Макса бывало не штрафовали и за не менее явные "шалости".
В итоге перед финишем вышла забавная коллизия. Боттас вновь догнал Ферстаппена, но не смог его опередить, хотя и был быстрее. Но Валттери это и не требовалось, с учетом пятисекундного штрафа, он и так выходил на третье место. Однако к паре дуэлянтов подобрался Себастьян Феттель, и после наложения штрафа на Ферстаппена, также опередил Макса. В итоговом протоколе Боттас был третьим, Феттель четвертым, а Ферстаппен пятым, да еще и бросил на себя тень нецензурными высказываниями в адрес стюардов гонки. Феттель же можно сказать неплохо минимизировал потери после столь шокового для него первого круга.
Для Райкконена итогом красивой в его исполнении гонки стало второе место. Неплохо, но такое уже бывало не раз. Кими хотел большего, но надеждам на первую победу в Монце не суждено было сбыться. Надежды поклонников Ferrari, ярко горевшие перед стартом, не оправдались.
Льюис Хэмилтон одержал потрясающую победу, буквально вырвав ее из рук своих соперников, на их домашней гонке, когда, казалось, все было в пользу "Скудерии". Это одна из самых красивых побед в карьере Льюиса. Она стала для него пятой в Монце, так что Хэмилтон сравнялся с рекордом Михаэля Шумахера на Гран-при Италии. Шестая победа по ходу сезона для Льюиса и 68 в его карьере.
Именно в такой форме, в какой он предстал в Монце, Льюис Хэмилтон выглядит наиболее явным претендентом на чемпионство в 2018-м. Выглядит тем, кто выиграет этот чемпионат. Если Феттель не согласен, Себастьяну нужно добавлять.
Вновь удачно выступила Racing Point Force India, Эстебан Окон и Серхио Перес вдвоем приехали в десятку лучших. Очки Renault принес Карлос Сайнс, финишировавший сразу за "розовыми пантерами". Жаль, что они не борются теперь в Кубке конструкторов друг с другом, они были этого достойны. Также как Haas, гонщик которого Роман Грожан провел в Монце очень сильный уик-энд. Квалифицировался шестым и гонку окончил на этой позиции, как раз впереди Окона с Пересом. К сожалению для команды и гонщика, Грожан был дисквалифицирован, за деталь днища машины, не отвечающую уточненным требованиям регламента. Причем ситуация была довольно прозрачной. ФИА заранее объявила обновленную трактовку правил, которой не соответствовали болиды Haas. В команде честно ответили, что изготовить деталь, отвечающую требованиям регламента, они смогут только к Сингапуру, а пока поедут так. В ФИА ответили, что "окей", но соперники имеют право подать протест на результат Haas, и он будет удовлетворен. Что и сделала в Монце Renault, которая непосредственно с Haas в Кубке конструкторов борется. И если бы не дисквалификация Грожана, Haas сравнялся бы по очкам с Renault.
Из-за дисквалификации Грожана все гонщики, начиная с Окона поднялись на одну позицию. Таким образом, Лэнс Стролл, замкнувший десятку, поднялся на девятое место, а Сергей Сироткин, который как и в Спа провел очень крепкую гонку, и финишировал одиннадцатым, попал в десятку сильнейших. Williams впервые в сезоне набрал очки обеими машинами, а Сергей Сироткин открыл счет своим очкам. С чем его и стоит поздравить.